Действительно ли важно, чтобы научно-фантстический фильм был «от» и «до» точным и правдоподобным? Скорее нет, чем да – и многомиллионная армия поклонников жанра это подтвердит. Однако именно с помощью внимательного отношения к деталям можно создать действительно «футуристичную» космическую атмосферу и позволить зрителю буквально погрузиться в происходящее на экране (а иногда и подтянуть свои знания какой-нибудь экзобиологии). В нашей подборке – 10 фильмов, которые, по мнению экспертов, ближе всех подобрались к званию «самых научно точных».
«День, когда остановилась Земля» (1951)
И хотя уфология – это (по мнению большинства ученых) лженаука, ленту «День, когда Земля остановилась», снятую после знаменитого Розуэлльского инцидента 1947 года, ученые находят в отдельных моментах очень правдоподобной. Например, по мнению некоторых представителей NASA, если инопланетная форма жизни и существует и с чего-то вдруг решит пойти на контакт с землянами, то, скорее всего, лишь для того, чтобы предупредить, что люди уничтожают самих себя и свою бесценную планету. Также специалисты сочли вполне вероятной идею о создании «вещества, которое будет способно, подобно живой ткани, "заживлять" свои повреждения, оставляя после себя сплошную поверхность». Также была отмечена перспективность «обтекаемого» дизайна летающей тарелки, созданной архитектором-новатором Фрэнком Ллойдом Райтом.
«Космическая одиссея 2001 года» (1968)
Фильм, снятый Стэнли Кубриком в 1968 году, до сих пор выглядит так, словно вышел вчера (надо ли говорить, какой фурор произвела «Космическая одиссея» на своих современников?). Кубрик, который славился своей въедливостью и дотошностью, много времени изучал все доступные ему «космические» материалы и консультировался со специалистами из США и Великобритании (про советников из СССР ничего точно не известно, но есть и такие теории). Согласно воспоминаниям участников съемочного процесса, если кто-то предлагал Кубрику «немного пофантазировать», тот сразу заявлял, что «в науке нет места фантазиям» и настаивал на максимальной реалистичности и технической точности, даже если это было трудновоплотимо. Специалисты из NASA участвовали в создании интерьера космического корабля и даже написали целый 500-страничный «справочник» по тому, каким может быть «искусственный интеллект» HAL и как люди будущего будут взаимодействовать с «умными машинами».
«Штамм Андромеда» (1971)
Если насчет реалистичности «юрских» романов Майкла Крайтона у ученых до сих пор нет единого мнения (к слову, фильм «Парк Юрского периода» Стивена Спилберга NASA тоже считает «научно точным»), то вот о «Штамме Андромеда» и его экранизации Роберта Уайза мнения сходятся: такое вполне реально. Лента, рассказывающая о том, как из-за фатальной случайности на Землю попали микроорганизмы из космоса, из-за которых началась масштабная эпидемия, выглядит, с точки зрения ученых, правдоподобно, как и показанные методы борьбы с ними. Единственное, эксперты отметили, что вряд ли какой-нибудь космический штамм действительно может перерабатывать атомную энергию (а если вдруг такой обнаружится, то они хотели бы на него посмотреть), так что с лентой ученые согласны в общих чертах.
«Гаттака» (1994)
В 2011 году эксперты из NASA назвали ленту «Гаттака» (1994) Эндрю Никкола одним из самых достоверных в научном плане, потому что практически все генетические теории и технологии вполне себе правдоподобны и могут «случиться» в ближайшем будущем. Уже сейчас, в 2017 году, ученые с помощью особых процедур могут не только заранее узнать, к каким наследственным болезням будет предрасположен ребенок той или иной пары, но также и с помощью сложных манипуляций (вплоть до применения лазерных технологий) «выбрать» пол эмбриона, запланировав тем самым мальчика или девочку. Пока сложно сказать, как далеко современному обществу до евгеники и грозит ли нам «разделение по генетическому признаку» со всеми вытекающими последствиями, но, оглядываясь на историю, если такая возможность представится, человечество на эти «грабли» все-таки наступит.
«Аполлон 13» (1995)
Фильм Рона Ховарда, рассказывающий о неудачной лунной миссии корабля «Аполлон-13», очень много внимания уделяет научно-техническим аспектам, благодаря чему иногда у зрителей может возникнуть ощущение, что им показывают документальную ленту. «Космическую» муштру по полной программе прошли исполнители главных ролей (в том числе Том Хэнкс) – их учили не только основам астрофизики, но и управлению космическими кораблями (на моделях, конечно же). Любопытно, что те сцены на корабле, которые «происходили» в невесомости, были сняты в условиях настоящей невесомости – для этого NASA предоставила съемочной группе свой самолет-лабораторию, который летал по параболической траектории (кабрирование-выравнивание-пикирование). Также внутри самолета были оборудованы две тесные кабины, в точности воссоздающие внутренние помещения «Аполлона».
«Контакт» (1997)
В основу «Контакта» Роберта Земекиса лег одноименный роман знаменитого американского астрофизика и экзобиолога Карла Сагана, который большую часть своей жизни посвятил изучению космоса и поискам «следов» внеземной жизни. В романе «Контакт» Саган попытался представить, как на новость о первом в истории человечества контакте с внеземным разумом отреагировали бы сами люди, причем не только «официальные» лица, вроде ученых и чиновников, но и рядовые граждане. Земекис добился того, чтобы каждая деталь, связанная с инопланетным шифром и работой телескопов, была показана максимально точно. Впечатляют и диалоги в ленте, которые ради аутентичности насыщены самыми заковыристыми научными терминами, но, тем не менее, остаются понятными и даже эмоциональными. Что же касается «вечного» конфликта науки и религии, то «Контакт» показывает, что эти две стези могут «жить дружно».
«Столкновение с бездной» (1998)
Один из тех фильмов-катастроф, которые с восторгом были приняты учеными, а не критиками. «Столкновение с бездной» Мими Ледер рассказывает об огромной комете, которая приближается к Земле и грозит планете если не полным уничтожением, то смертью всего живого точно. В ленте очень точно показана физика астероида, а также продуманы и теоретически осуществимы на практике (при крайней необходимости) те методы, с помощью которых можно уничтожить комету. Впрочем, ученые NASA, комментируя отображенные в «Столкновении с бездной» «научные изыскания», остались верны себе и заявили, что первая и главная «достоверность» этого фильма в том… что на Землю реально может упасть комета. В специфическом чувстве юмора этим ребятам точно не откажешь.
«Особое мнение» (2002)
Не то что бы фильм Стивена Спилберга о «вещих полицейских» был сколь-нибудь правдоподобен в глазах ученых, но в том, что касается техники будущего, он почти безукоризнен. Автомобили с системой «автопилота», голографические операционные системы, приборы для сканирования сетчатки глаза и так далее, и так далее – кое-что из этого уже сейчас есть, а остальное, возможно, будет уже завтра. Впрочем, что касается системы «предсказания» преступлений, то некоторые ученые делают осторожные предположения, что с развитием психиатрии можно будет вычислять среди осужденных потенциальных рецидивистов и вовремя предпринимать меры. Другие, впрочем, видят будущее безопасности исключительно в развитии сети камер слежения.
«Луна 2112» (2009)
Можно попытаться с помощью какой-нибудь научной теории выяснить, почему фильм «Луна 2112» до сих пор так сильно недооценен. Лента Дункана Джонса, повествующая о далеком будущем человечества, где добыча полезных ископаемых уже происходит на Луне, концентрируется на том, что происходит с человеком, долгое время бывшем в одиночестве наедине с роботом по имени GERTY. Сама идея того, что добыча гелия-3 происходит на Луне, вполне может осуществиться в будущем, потому что под поверхностью спутника и впрямь существуют значительные запасы этого газа. Что касается самой лунной станции, харвестеров, роботов и луноходов, то при их создании съемочная команда консультировалась с космическими инженерами и роботехниками, а также вдохновлялась конструкциями различных реальных космических кораблей. Когда Джонс показал «Луну 2112» специалистам из NASA, те, как ни странно, задали только один вопрос: «Почему добыча гелия-3 ведется на обратной стороне Луны, если на видимой части гелий-3 существует в большем количестве?». Позже режиссер заявил, что, согласно его информации, полученной от консультантов, добыча гелия-3 на видимой стороне Луны могла повлиять на роль Луны на Земле (приливы/ отливы, например).
«Европа» (2013)
Научно-фантастическая лента «Европа» (действие которой, как можно было догадаться, происходит на спутнике Юпитера Европе), снятая в псевдодокументальном стиле (формат найденной пленки), рассказывает об экспедиции, в ходе которой интернациональная группа ученых обнаруживает агрессивную внеземную жизнь. Критики отметили, что «Европа» «возвращает веру в научную фантастику», а ученые, в свою очередь, восхитились реалистичными изображениями космоса и самой Европы (правда, вид «инопланетянина» вызвал споры). Актеры, снявшиеся в фильме, изучали реальные видео с борта МКС и выходов в космос. Сам космический корабль хотя и выглядит натуралистично, на самом деле был нарисован с помощью компьютерной графики (хотя для сцены затопления и была выстроена его реальная модель). Невесомость из-за ограниченного бюджета была сымитирована самыми простыми способами – с помощью шаров и подвешивания актеров и предметов на тросах.
«Марсианин» (2015)
При написании романа «Марсианин» фантаст Энди Вейр консультировался у различных ученых, а Ридли Скотт, приступая к экранизации, дополнительно пригласил в качестве советника Джеймса Л. Грина – директора Отдела планетарной науки Управления научных миссий NASA. Так что, с какой стороны ни посмотри, «Марсианин» - один из самых научно точных на данный момент фильмов, где почти невозможно придраться ни к тому, как показана космическая техника, ни к тому, как астронавты «пользуются» реально существующими и потенциально возможными космическими науками. Что же до пыльной бури, которая не может быть настолько разрушительной, то Энди Вейр признавался, что намеренно допустил такую неточность, потому что это был самый удобный способ столкнуть лбами человека и природу.
Самые лучшие в плане достоверности научно-фантастические фильмы по мнению NASA (по состоянию на 2011 год):
- «Гаттака» (1997)
- «Контакт» (1997)
- «Метрополис» (1927)
- «День, когда остановилась Земля» (1951)
- «Женщина на Луне» (1929)
- «Нечто из иного мира» (1951)
- «Парк Юрского периода» (1993)
Самые худшие в плане достоверности научно-фантастические фильмы по мнению NASA (по состоянию на 2011 год):
- «2012» (2009)
- «Земное ядро» (2003)
- «Армагеддон» (1993)
- «Вулкан» (1997)
- «Цепная реакция» (1996)
- «Шестой день» (2000)
- «Покрытое тайной» (2004)