«Сдираль-рок»: 10 песен на русском с иностранными корнями

От «Аквариума» до «Арии».

«Иванов»

«Аквариум» vs Брайан Ино

«Аквариум» - «Иванов» (ок. 1981)

Brian Eno - “Here He Comes” (1977)

«Иванов на остановке,
В ожиданье колесницы,
В предвкушеньи кружки пива -
В понедельник утром жизнь тяжела…».

Этот текст знают многие почитатели «Аквариума», а вот многие ли в курсе того, что означают слова БГ в одном интервью: дескать, песня «Иванов» целиком навеяна песней Ино? Для ответа погуглите альбом Брайана Ино 1977 года “Before And After Science”, поставьте песню “Here He Comes” и найдите, как говорится, десять отличий.

«Сергей Ильич»

«Аквариум» vs T.Rex

«Аквариум» - «Сергей Ильич» (1981)

T.Rex - “Cat Black (The Wizard’s Hat)” (1969)

Другая песня «Аквариума», запечатленная на альбоме «Треугольник», имеет подзаголовок «Песня для М.Б». Что за «М.Б.» такой? Всего лишь очередное послание для просвещенных рокеров. Дело в том, что одним из кумиров БГ, в особенности в раннюю пору, был лидер группы T.Rex Марк Болан, у которого есть песня “Cat Black (The Wizard’s Hat)”. О каком-либо поэтическом переводе, как то было у коллеги БГ Майка Науменко, говорить сложно: скорее, это создание собственного поэтического мира, столь же по-хорошему абсурдного, что и оригинал.

«Перемен»

«Кино» vs The Smiths

«Кино» - «Перемен» (1989)

The Smiths - “The Barbarism Begins At Home” (1985)

Те же просвещенные рок-фанаты то и дело говорят о том, что добрая половина песен Виктора Цоя попросту списана с музыки других звезд того времени. Особенно часто в этой связи поминают группы The Cure и The Smiths: и действительно, не напоминает ли вам кое-что хит последних “The Barbarism Begins At Home”?

«Театр Теней»

«Алиса» vs The Cure

«Алиса» «Театр Теней» (Написана: 1986)

The Cure - “Kyoto Song” (1985)

Не брезговал песнями The Cure и коллега Цоя по Ленинградскому рок-клубу Константин Кинчев, написавший по мотивам их хита “Kyoto Song” песню «Театр теней». «Композиция Cure настолько меня увлекла, что на эту тему написалась песня. На ту же мелодию, ту же гармонию, но — с развитием отступил я потом от темы-то, понесло меня. И я себя за это не корю, потому что честно подошёл к вопросу авторства, указал на альбоме: автор музыки и слов — The Cure и К. К.», - заявил позднее «соавтор» Роберта Смита.

«Я вернусь»

Игорь Тальков vs Дэйв Стюарт и Кэнди Далфер

Игорь Тальков - «Я вернусь» (1990)

Dave Stewart & Candy Dulfer - “Lily Was There” (1989)

К Игорю Талькову в рок-среде принято относиться со скептицизмом: начинал в ВИА, пел про «Чистые пруды», а в перестройку вдруг запел всякое социальное под открыто попсовые аранжировки. Сторонники Талькова упирают на «умные и злободневные тексты» и красивую музыку: и то и другое в полной мере присутствует в своего рода автоэпитафии «Я вернусь», и кому какое дело, что музыка этой пронзительной баллады едва ли не вчистую слизана с “Lily Was There” Кэнди Далфер и Дэйва Стюарта, звучавшей в ту пору из каждого утюга?

«Встань, страх преодолей»

«Ария» vs Judas Priest

«Ария» - «Встань, страх преодолей» (1986)

Judas Priest - “Jawbreaker” (1984)

Однако чемпионами по части творческих заимствований в русском роке была и остается главная хэви-метал группа страны «Ария»: шутка о том, что в этом году «арийцы» не выпустили новый альбом просто потому, что годом раньше то же самое не удосужились сделать “Iron Maiden”, давно стала расхожей. Едва ли не все знают песню «Встань, страх преодолей» и с удовольствием подпевают ей на концертах, однако хит Judas Priest 1984 года “Jawbreaker” однозначно указывает на источники вдохновения. И десятилетняя разница в возрасте вовсе не оправдание.

«Шар цвета хаки»

«Наутилус Помпилиус» vs Slade

«Наутилус Помпилиус» - «Шар цвета хаки» (1989)

Slade - “I Don’t Mind” (1972)

Куда более тонко действовали музыканты «Наутилус Помпилиус», избравшие не самую известную песню группы Slade “I Don’t Mind”. Написанная на ее музыкальной основе песня «Шар цвета хаки» была признана первым антимилитаристским гимном русского рока, однако, как говорится, над музыкой можно было и посидеть: с оригиналом схожи не только мелодия, но и интонация.

«Ветер»

«ДДТ» vs Адриано Челентано

«ДДТ» - «Ветер» (1994)

Adriano Celentano - “Attraverso Me” (1994)

Песня «Ветер», вошедшая в альбом «ДДТ» «Это всё», заслуженно считается одной из лучших баллад Юрия Шевчука. Впрочем, Шевчука ли? Рифф, на котором выстроена песня, беззастенчиво позаимствован из песни “Attraverso Me” всеобщего любимца Адриано Челентано. Плагиат - или фига в кармане? Рокеров-то обкрадывают все, а вот итальянскую эстраду, кажется, щипают куда как меньше. [Участник «ДДТ» Вадим Курылёв в одном из интервью отверг обвинение в плагиате, заявив, что этот гитарный ход он придумал еще в 1990 году, и о композиции Челентано узнал только потом - прим. Soyuz.Ru].

«Летчик»

«Мечтать» vs Shocking Blue

«Мечтать» - «Летчик» (1996)

Shocking Blue - “Venus” (1969)

Еще одним беззастенчивым случаем заимствования в постсоветской России стала песня группы «Мечтать» под названием «Летчик», явно позаимствованная из Той Самой Песни группы “Shocking Blue”. Впрочем, пуристы отмечают, что и голландцы тоже подтибрили свою “Venus” у кого-то из коллег по сцене, а само заимствование запросто могло использоваться как средство привлечения внимания к новой российской группе. Увы, из этого ничего не вышло: группа довольно быстро сдулась, а русский вариант «Шизгары» так и остался ее самой известной песней.

«Любочка»

«Маша и Медведи» vs Radiohead

«Маша и Медведи» - «Любочка» (1997)

Radiohead - “Creep” (1992)

Первый хит группы «Маша и медведи» и вовсе стал своего рода постмодернистским «конструктором»: взяв стихи из книжки знаменитой Агнии Барто, группа положила их на мелодию, удивительно напоминающую убыстренный вариант хита “Creep” группы Radiohead. Получилось во всяком случае задорнее оригинала, а разудалый клип привлек внимание к новому проекту под патронажем Олега Нестерова. Заимствование, что ни говори, есть заимствование - но, черт возьми, бывают случаи, когда победителей не судят.

Читайте также