2 октября скоропостижно и совершенно неожиданно ушел из жизни знаменитый американский музыкант Том Петти. Пользуясь огромной популярностью в Америке, в нашей стране этот музыкант до конца своей жизни оставался относительно неизвестным. Soyuz.Ru размышляет о месте Тома в американской музыке и вспоминает его лучшие пластинки, чтобы проникнуться которыми, совершенно не обязательно быть американцем.
Если попытаться одним словом описать ту музыку, которую на протяжении всей творческой карьеры делал Том Петти, то правильнее всего будет использовать весьма говорящий термин «американа», который на самом деле, довольно условным образом описывает смесь таких традиционно американских ингредиентов, как кантри, фолк, ритм-энд-блюз и, в конце концов, рок-н-ролл. Примерно в этом же, очень условном, направлении параллельно с Петти работали (а иногда и выступали на одной сцене с ним) такие бизоны американского рока, как Брюс Спрингстин, Нил Янг, Джон Фогерти и, далеко не в последнюю очередь, Боб Дилан. На их фоне Том Петти казался (да по сути и был) эдаким младшим братом – чуть менее амбициозным, чуть более смешливым. Что отнюдь не умаляло любви американского слушателя к его творчеству.
Важно отметить, что «американа» у Петти проявлялась не только в музыке, но и в текстах, в которых этот ироничный и всегда насмешливый потомок индейцев чероки (отсюда его необычная внешность) иногда мягко подтрунивал над образом жизни штатовских обывателей, а иногда и совершал довольно жёсткие выпады в адрес системы, формирующей условия их обитания. Из всего этого можно было бы заключить, что песни Тома Петти – продукция для сугубо внутреннего употребления. Однако на деле всё выходило совершенно иначе. Музыка Тома была популярна как в Британии, так и в континентальной Европе, куда он иногда заезжал с концертами.
Даже будучи представителем относительно молодого поколения, Петти, благодаря своему очевидному таланту, довольно быстро завоевал любовь и уважение как среди своих соотечественников-музыкантов, таких, как тот же Боб Дилан или Роджер МакГуинн из The Byrds (их вполне можно назвать учителями Тома Петти), так и среди британцев – в числе которых можно назвать, например, экс-битла Джорджа Харрисона и бывшего «дирижёра» Electric Light Orchestra Джеффа Линна. Неудивительно, что вскоре Том стал самым младшим «братом» в вымышленной семейке «странствующих Уилбери», или, говоря, по-другому, в супергруппе Travelling Wilburys, в состав которой вошли Дилан, Харрисон, Линн, а также Рой Орбисон, и в которой Том играл отнюдь не последнюю роль. Не будет преувеличением сказать, что отечественный слушатель, не очень-то интересующийся американской корневой музыкой, открыл Тома и его музыку в первую очередь благодаря этой самой супергруппе, выпустившей два альбома в 1988 и 1990 году. Однако пристальное изучение дискографии показывало, что ехидно ухмыляющийся музыкант с волосами, напоминающими солому, выпускает альбомы аж 1976 года.
Ранние диски Тома Петти и его The Heartbreakers, звучащие (особенно по контрасту с поздними) по-панковски сухо и остро, далеко не всегда способны ласкать слух изысканными мелодиями. Но для Америки того времени, которая имела возможность слушать либо полированное и стерильное диско, либо миллиондолларовый и такой же стерильный радиоформат групп вроде Eagles, либо же, агрессивный, неприличный (и потому неприемлемый) панк, музыка The Heartbreakers представляла настоящий глоток свежего воздуха.
С началом 80-х годов Том Петти и The Heartbreakers начали завоёвывать популярность у массового американского слушателя, тиражи их пластинок росли, а билеты на концерты продавались всё активнее. Что отнюдь не значило, что Петти превратился в очередного благообразного рок-буржуа; напротив: когда в 1981 году звукозаписывающая компания MCA решила сделать новый альбом Тома и его группы “Hard Promsises” «первой ласточкой» своей новой ценовой политики – поднять цену виниловой пластинки на один доллар по сравнению с привычной ценой – Петти далеко не в последний раз показал характер. Он объявил забастовку, поднял настоящую кампанию в прессе, и жадным боссам с лейбла пришлось отступить.
В дискографии Тома Петти имеется даже целый полуконцептуальный альбом, посвященный «железным тискам» шоу-бизнеса, которые, по мнению исполнителя, душат всё живое и естественное в музыке. На альбоме “The Last DJ” Петти в своей безжалостной манере обрушился на музыкальных торговцев и воспел «последнего диджея», который «говорит то, что хочет говорить и ставит ту музыку, которую хочет ставить». Злободневности хватало с лихвой и на последнем альбоме, который Том успел записать с The Heartbreakers, “Hypnotic Eye”, названным многими критиками «лучшим рок-альбомом» 2014 года. Том оказался одним из немногих, кто всё еще использовал традиционную рок-музыку по назначению – для выражения напрямую и без обиняков всего того, что «накипело» - в сопровождении смачных и увесистых гитарных риффов.
И всё же было бы неправильно говорить о Томе Петти только лишь как об исполнителе «песен протеста» в рок-формате. В его дискографии имеются и более спокойные, лирические пластинки, на которых Петти явным образом демонстрирует свой прекрасный талант мелодиста. К ним можно отнести альбомы, которые Том записал при продюсерской поддержке своего друга Джеффа Линна, “Full Moon Fever” и “Into The Great Wide Open”, но в особенности его непревзойдённый по красивой и изящной фолковой простоте “Wild flowers”. С другой стороны, альбом “Echo”, отразивший в себе переживания музыканта, связанные с разводом, стал самым минорным и, возможно, самым пронзительным альбомом в дискографии плодовитого американца.
В последние годы Том Петти не сбавлял производственных оборотов, при этом отнюдь не снижая планку качества. Вполне естественно, что с возрастом он начал больше тосковать по музыке своей молодости и по старым друзьям. В 2006-м году на свет появился альбом-реюнион с Джеффом Линном “Highway Companion”. А год спустя Петти возродил проект своей туманной юности, группу Mudcrutch, чтобы вместе со старыми друзьями поиграть песни в таких «корневых» и «винтажных» стилях, как кантри-рок, блюграсс, гаражный рок и, конечно же, рок-н-ролл. Именно второй, безымянный альбом Mudcrutch и оказался, увы, последним в дискографии Тома. Полный драйва, юной энергии и музыкального хулиганства, эта пластинка не содержит никаких намёков на скорое завершение дискографии.
К сожалению, Том Петти так и не успел приехать в Россию – и, возможно, вряд ли бы приехал. В этом есть своя правда – здесь у него не так уж много поклонников. Но это отнюдь не означает, что музыка Петти не «переводится» с американского на русский. Ведь для того, чтобы оценить яркую мелодику, рок-н-ролльный драйв и глубокую эмоциональность лучших песен Тома совершенно необязательно знать английский. Тем более, что и сам Петти всю свою жизнь верил в то, что для настоящей музыки не существует ни границ, ни языков, ни расстояний:
Музыка, это, возможно, единственный настоящий вид волшебства, который я обнаружил в своей жизни. В ней нет никакого подвоха. Она чистая и настоящая. Она трогает, она исцеляет, она общается и делает все эти невероятные вещи.
3 Октября 2017, 17:44