Для быстрого поиска начните вводить запрос

Тарья Турунен: «Не пытайтесь стать кем-то другим…»

Экс-вокалистка Nightwish – о своём новом альбоме “From Spirits And Ghosts” и о любимой музыке.
24 октября 2017 0
Тарья Турунен: «Не пытайтесь стать кем-то другим…»

Бывшая вокалистка финской группы Nightwish Тарья Турунен (Tarja Turunen) вряд ли нуждается в представлении, ведь армия её российских поклонников – одна из самых верных и преданных ей в мире. Повод для разговора с Тарьей найдётся всегда, но сейчас он приобрёл все признаки актуальности: 17 ноября у певицы выходит рождественский альбом “From Spirits And Ghosts (Score For A Dark Christmas)”, причем альбом не самый светлый по музыке и стандартный по праздничной концепции. Вопросы о новом альбоме были неизбежны, но и за их переделами Тарью есть о чём спросить…

Судя по размещенному на YouTube видеоклипу к пьесе “O Come, O Come, Emmanuel”, твоя новая работа окажется необычным рождественским альбомом – очень мрачным и в определённом смысле концептуальным. В чём же заключатся концепция “From Spirits And Ghosts” и какая идея лежит в его основе?

Да, новый альбом получился у меня мрачным, «темным», я бы сказала, по звуку и заложенным в него эмоциям. Но, как многие помнят, моей первой сольной работой был совершенно традиционный рождественский альбом, исполненный частично на моём родном финском языке. Мне никогда не хочется повторяться в своём творчестве, и эта новая работа – просто другой по настроению рождественский альбом. Я бы сказала, что “From Spirits And Ghosts” – это рождественский альбом для одиноких людей. Все знают, что Рождество – это светлый и вообще семейный праздник, но, к сожалению, не для всех. Да, нарядная ёлочка и рождественские песни принадлежат всем, но ведь иные люди могут быть печальными и под Рождество. Мало ли какие у кого случаются обстоятельства – не миновала эта участь и меня. Моя мама скончалась под Рождество 2003 года, и с той поры Рождество для меня – уже не тот светлый праздник, каким он был прежде. Я бы сказала, что для меня Рождество – это очень и очень печальное время года, ведь раньше я всегда встречала Рождество вместе с родителями… И только после рождения моей дочери для меня стал мало-помалу возвращаться смысл Рождества как семейного праздника, но я-то хорошо помню собственные трагические и совсем не рождественские ощущения. Именно поэтому я решила записать рождественский альбом для одиноких людей – не столько для тех, кому приходится встречать Рождество в одиночку, но именно для тех, для кого смысл Рождества как главного праздника в году оказался несколько утерян. В конце концов, просто для тех, кому на Рождество грустно. Если угодно, мой новый альбом повествует о человеческом одиночестве, и не только на Рождество – но ведь люди должны быть вместе всегда, в любой день года. Именно об этом рассказывает мой единственный авторский номер с этого альбома, “Together”. Да, у меня получилась совершенно нетипичная рождественская работа – кто-то уже успел назвать мой альбом «готическим», я же скажу, что это трагический альбом. Моей идеей было рассказать слушателю о необходимости поиска человеческого тепла и родственной души, и мне кажется, что я сумела сделать это не в последнюю очередь благодаря атмосфере и звуку этой записи.

Тарья Турунен. Фото: Tim Tronkoe (earMUSIC)

Тарья Турунен. Фото: Tim Tronkoe (earMUSIC)

Не кажется ли тебе, что совершила в своём творчестве полный круг – от первого, но традиционного, рождественского альбома ко второму?

Я бы с этим не вполне согласилась – да, мой первый сольный альбом был рождественской работой. Но я его записывала не просто так, а с определённым умыслом – это был символ определённой невинности меня как сольного артиста, ведь это же был мой дебют за пределами группы. Кроме того, Рождество для меня по-прежнему остаётся прекрасным и необычным временем года в творческом смысле – каждый год я стараюсь проводить небольшое рождественское турне с соответствующим песенным материалом, и выступаю не только в небольших залах, но и в церквях. Серьёзно, я за год сильно устаю от рок-звучания на концертах, и такие рождественские выступления – это не только возможность показать свою творческую личность с другой стороны, это еще и способ отдохнуть от этих вечных «бум-бум» на сцене. И снова – я замкнула круг? Что ж, новый альбом сильно не похож на мой традиционный рождественский дебют, да и мне было бы неинтересно записывать еще один подобный альбом с традиционным материалом, точнее – в традиционных аранжировках. Мне действительно было интересно работать с таким мрачным звучанием, и в процессе записи я даже подумала о том, что у меня получается альбом, похожий на саундтрек к мистическому кинофильму. Кто знает, может я и напишу подобный саундтрек в будущем!

Обложка альбома “From Spirits And Ghosts (Score For A Dark Christmas)”

Обложка альбома “From Spirits And Ghosts (Score For A Dark Christmas)”

А как рождественская тема и соответствующая музыка вообще влияют на твоё сольное творчество? По-моему, такое «рождественское наследие» сильно заметно в твоих рок-альбомах…

Нет, впрямую рождественские песни не слишком сильно повлияли на пои прямолинейные хард-роковые записи – но ведь у меня в детстве всё и начиналось как раз с исполнения рождественских песен на уроках музыки в школе. Плюс я всю жизнь очень любила рождественские альбомы – как сборники стандартов в исполнении известных артистов, так и современный авторский материал. Могу сказать, что рождественские альбомы проекта Trans-Siberian Orchestra – вообще одни из любимых записей в моей жизни. Мои, скажем так, рождественские влияния на рок-альбомах выражаются в том, что я всегда очень внимательно подхожу к работе оркестра на записи. Ничего не могу с собой поделать – для меня до сих пор образцом оркестровой аранжировки являются такие рождественские стандарты, как “Jingle Bells”, которые знакомы мне с самого детства.

Тарья Турунен. Фото: Tim Tronkoe (earMUSIC)

Тарья Турунен. Фото: Tim Tronkoe (earMUSIC)

Твои альбомы часто описывают как кроссовер-металические работы, имея в виду твои симпатии и к классике, и к нелёгким стилям рок-музыки. А у тебя не возникало желания записать альбом классических произведений именно в хэви-аранжировках или какую-то подобную работу?

Мне кажется, что такая работа с материалом чересчур прямолинейна – хотя я была бы не против записать вокальную классику в аранжировках для хэви-состава. Но, наверное, мне было бы интереснее поступить наоборот – спеть кавер-версии популярнейших рок-хитов под аккомпанемент симфонического оркестра и с соответствующей оркестровкой. Впрочем, на финских концертах – и с полным рок-составом, и на рождественских выступлениях – я исполняю много народных песен на финском языке, и наличие их в программах приводит слушателей в восторг. Так что я сейчас просто не чувствую потребности записывать вот такой кроссовер-альбом для самого широкого слушателя – мне бы свои новые песни записать! И я считаю, извиняюсь за нескромность, что я и без исполнения хитов хоть классики, хоть рок-н-ролла, являюсь популярной артисткой и у себя на родине, и во всём мире. Так что пока о подобных кроссовер-альбомах мне думать просто незачем, и не ко времени это…

Как бы то ни было, но ты являешься уникальной артисткой: певицей с классическим образованием в мире хэви-рока, и наоборот – почти «металлисткой» в мире классики. Какая из этих моделей работы тебе ближе?

На самом деле я считаю себя лирической певицей в мире хард-рока или хэви-метала – выбирайте сами на своё усмотрение. В основе моих представлений о музыке – мелодия и гармония. Я, конечно, могу и заорать как следует, но в том материале, которые я исполняла и исполняю, это совершенно ни к чему. Думаю, что мой успех заключается как раз в синтезе лирического вокала и жесткой музыки – мне самой подобное сочетание очень нравится, причём в перспективе я хочу сделать запись с еще более жёстким музыкальным материалом, почти ничего не меняя в своей манере исполнения. Но мне нравится ощущать себя именно лирической певицей в любом стиле музыки, за исполнение которого я берусь. И мне так комфортабельнее, да и мои слушатели не задаются вопросом о моих пристрастиях; о том, что мне ближе – классическая или рок-музыка. Думаю, что мои записи и концертные исполнения очень хорошо объясняют такой мой подход к собственной роли как вокалистки – гораздо лучше, чем мои интервью!

Тарья Турунен. Фото: Tim Tronkoe (earMUSIC)

Тарья Турунен. Фото: Tim Tronkoe (earMUSIC)

Надеюсь, что у тебя уже идёт работа над следующим студийным рок-альбомом. Какого рода материал войдёт в него?

Я только-только приступила к работе над композициями к своему следующему студийному альбому и, скажу честно, его выпуск – вовсе не приоритет для меня в настоящий момент. Я всё же чувствую себя уставшей после мирового турне в поддержку альбома “The Shadow Self” (2016), и мне пока гораздо комфортабельнее спокойно поработать над новыми песнями, а не загонять себя с новой записью. Да, в 2018 году я не планирую выпускать новый альбом, однако будет изданы DVD и Blu-Ray с концертными записями с вот этого моего последнего мирового тура. Полагаю, что в комплекте с видеопрограммой будет идти CD с концертными записями, причем часть материала и на DVD, и на CD будет взята с моих выступлений в России. Но это будет моей, так сказать, остановкой во время работы над новым материалом. Всё, что я могу сказать о новом студийном альбоме – никаких резких изменений в музыкальной стилистике не будет, во всяком случае лично я их не планирую. Да пока, если честно, не хочу отходить от того звука и от того образа, к которому привыкли мои поклонники. Плюс я не хочу загонять себя в состояние вечного трудоголика – а со мной это случается всякий раз, когда я приступаю к работе над новым альбомом. И потом, мне до сих пор кажется, что я еще не очень хороший композитор, ведь моя композиторская карьера началась не столь давно, и мне надо еще многому научиться… Однако надеюсь, что моя новая работа понравится тем, кому были по душе и мои предыдущие альбомы – нужно только подождать.

Видео на композицию "Innocence" с альбома “The Shadow Self” (2016)

О твоих симпатиях в области классики всем давно известно, но почему-то информация именно о твоих любимых рок-артистах отсутствует почти полностью. Какие же артисты и группы сформировали тебя именно как рок-певицу?

О, это очень хороший вопрос! Масса людей считает, что я – настоящая хэви-металическая певица, раз я пела в Nightwish, и поэтому вкусы в области рок-музыки у меня должны быть какими-то прямолинейными и консервативными. То есть многие на полном серьёзе считают, что моя любимая группа – Metallica! Ничего подобного – в смысле рок-музыки я выросла на коллекции пластинок и CD своего старшего брата, и мне, как лирической певице, всегда очень нравился мелодичный хард-рок, то есть Элис Купер (Alice Cooper) и такие группы, как Whitesnake, KISS, Bon Jovi и Boston. Да, во время работы с Nightwish мне приходилось слушать много хэви-метала, и я ничего не имею против того же «чёрного альбома» Metallica, но мне всё же нравится более старомодный и мелодичный рок-материал. С началом моей сольной карьеры мои вкусы сместились в сторону еще более легко звучащей и мелодичной музыки – я открыла для себя ранние альбомы группы The Mission, ставшие для меня одними из источников вдохновения. Ну а записи Элтона Джона (Elton John) и американского дуэта Carpenters были переслушаны мной давным-давно – они тоже были у брата в коллекции. Кстати, при сольной работе мне всегда нужно, чтобы музыканты, работающие со мной, разделяли мою относительную широту вкусов – мне неинтересно работать с прямолинейными металлистами, плохо знающими музыку, создававшуюся до 90-х годов. То есть мне не кажется, что мои вкусы в области рок-музыки какие-то необычные и выдающиеся, однако они помогают выдерживать нужную дистанцию от хэви-металлической сцены сегодняшнего дня.

Тарья Турунен. Фото: Tim Tronkoe (earMUSIC)

Тарья Турунен. Фото: Tim Tronkoe (earMUSIC)

Ты принимала участие в студийных записях совместно с многими артистами и группами – и какая же из этих сессий оказалась самой запоминающейся?

Я уже и не вспомню все свои студийные сессии с различными музыкантами, но из них я вынесла самое главное – никогда не поздно учиться у любого инструменталиста или певца, у любого продюсера или звукорежиссёра, независимо от степени их известности. Причем учиться не только каким-то техническим или исполнительским приёмам, но и умению создавать в студии нужную энергетику, подобную той, что возникает при совместной игре на сцене. В этом смысле самым впечатляющим опытом стала моя студийная работа с барабанщиком Чэдом Смитом (Chad Smith) из Red Hot Chili Peppers – его необычайно энергичная игра переводила композиции на совершенно другой уровень, и они переставали быть такими, как замышлялись первоначально. Ну а раз получалось так, то мне надо было корректировать свое исполнение и подстраиваться под такую могучую игру, как у Чэда. И очень хорошо, что это случилось при записи моей сольной работы – у меня было достаточно времени, чтобы взаимодействовать с Чэдом в студии и понимать, что к чему. Но, скажу ещё раз, это просто самый запоминающийся случай в моей совместной студийной работе.

Композиция "Eagle Eye" с участием Чэда Смита с альбома “The Shadow Self” (2016)

Аналогичный вопрос о концертах – какое из своих выступлений ты можешь назвать абсолютно лучшим за всю свою карьеру?

На этот вопрос я вряд ли смогу ответить – я очень эмоционально переживаю каждое своё выступление, и каждый концерт для меня уникален по своим переживаниям. Так же, как каждый мой концерт уникален для слушающей публики… Я воспринимаю собственные выступления как акт волшебства, когда музыка существует именно в той форме и подаётся на сцене с той энергетикой, которая была задумана музыкантами в студии. Тем не менее, мне очень хочется отметить те два концерта в Аргентине в марте 2012 года, на которых был снят и записан концертный DVD “Act I: Live In Rosario” (2012). Мне кажется, что это выступление было идеальным по взаимной энергетике нашего выступления и поведения слушателей в зале!

Тарья Турунен. Фото: Tim Tronkoe (earMUSIC)

Тарья Турунен. Фото: Tim Tronkoe (earMUSIC)

Каковы же будут твои профессиональные рекомендации молодым рок-певицам или тем, кто только думает о такой карьере?

Прежде всего постарайтесь как можно раньше определить меру того исполнительского таланта, что вам дала природа, и развивайте его должным образом. Обязательно берите уроки оперного вокала – поверьте, это очень пригодится и при исполнении рок-материала. С самого начала помните о том, что ваш голос и ваше сценическое поведение – это продолжение вашей личности. И поэтому не пытайтесь стать кем-то другим, копией другого исполнителя – будьте самим собой. Конечно, когда-то в начале карьеры вы будете пытаться копировать кого-то из своих кумиров, но в длительной перспективе – это путь в никуда. Будьте сами собой, никогда не пренебрегайте занятиями с хорошими преподавателями, старайтесь подмечать нужные исполнительские приёмы у других певиц и певцов и, кончено же, берегите свой голос. А то, что произойдет дальше – это сумма вашего тяжелого труда на сцене и в студии, плюс момент нужного везения и умения оказаться в нужное время и в нужном месте. Без везения карьера музыканта непредставима, и я желаю своим последовательницам успеха и здесь!

Комментарии (0)
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.


В центре внимания

Поделитесь с друзьями