В России существенно увеличился спрос на виниловые пластинки. В 2022 году продажи возросли на 51% по сравнению с 2021 годом и на целых 296% по сравнению с 2020-м.
Об этом пишет РБК со ссылкой на «Чек Индекса». В материале отмечается, что виниловых проигрывателей тоже стали покупать больше: на 3% чаще, чем в 2021 году, и на 51% по сравнению с 2020-м. Эксперты «Чек Индекса» полагают, что это связано с новой модой на музыку на физических носителях: многие меломаны предпочитают именно виниловое звучание, так как оно считается глубже, мягче и натуральнее. Евгений Сафронов, глава InterMedia, выделяет еще одну причину: виниловые издания хорошо смотрятся в интерьере и их не всегда покупают ради прослушивания. А Елена Кулакова, управляющая магазина VinylMarket, думает, что интерес к пластинкам связан с уходом из России стримингового сервиса Spotify и трех крупнейших музыкальных лейблов – Sony Music, Universal Music и Warner Music.
Также аналитики отмечают, что более 50% пластинок приобретаются в интернет-магазинах, причем лидируют не отечественные, а иностранные артисты. Как правило, в одном заказе клиент берет сразу два-три релиза, а не один. Большая часть продаж приходится на Москву и другие крупные города, средний возраст покупателя – 30–35 лет.
Интерес к винилу возрос не только в России. В США впервые с 1987 года пластинки обошли компакт-диски по популярности – в 2022-м было продано 44 млн виниловых изданий на сумму в 1,2 млрд долларов против 33 млн CD на сумму в 483 млн долларов. То же самое произошло и в Великобритании: за 2022 год выручка с продаж виниловых пластинок составила 116 млн фунтов стерлингов, а с компакт-дисков – всего 98 млн.
К слову, недавно Metallica приобрели Furnace Record Pressing, один из крупнейших мировых заводов по производству винила. Их записи пользуются большим спросом среди любителей этого формата: только в прошлом году в США было продано 387 тысяч пластинок Metallica.
В конце 2022-го ученым удалось выгравировать самый маленький «виниловый» трек в истории. Им стал отрывок «Rockin' Around the Christmas Tree» Бренды Ли, классической рождественской песни. При этом тренд начался не в прошлом году, а раньше: еще в 2021-м виниловые продажи установили рекорд в США.