Вначале коротко о завязке. Комфортабельный «Восточный экспресс» отправляется в продолжительное путешествие из Стамбула. Благодаря своим связям в лице управляющего мсье Бука искусный детектив Эркюль Пуаро буквально в последний момент попадает на поезд. Компания попутчиков ему достается в крайней степени разношерстная, но разве это проблема? Проблемы начинаются позже! По пути на поезд обрушивается снежная лавина, которая приводит к незапланированной остановке. Чуть позже в одном из купе находят мертвого усыпанного ножевыми ранениями торговца произведениями искусств и антиквариата по фамилии Рэтчетт. Мсье Бук просит детектива расследовать это дело, чтобы по приезде поезда на станцию полицейские сразу же получили разгадку убийства. Пуаро не проявляет желания приступать к раскрытию тайного инцидента, пока вдруг не слышит второй аргумент. Заключается он в том, что убийство без особого выяснения причин могут повесить, к примеру, на одного из представителей расовых меньшинств, которые, не исключено, могут быть невиновными. Тут уж Пуаро не выдерживает вырисовывающейся в перспективе несправедливости и берется за работу, начиная исследовать возможные улики и одного за другим допрашивая подозреваемых попутчиков…
Сценарист киноленты Майкл Грин не стал делать доскональную адаптацию детектива Агаты Кристи, хоть и идея с преступлением, а также многие важные сюжетные повороты остались неизменными. Что касается отличий, то они затронули, например, действующие лица этого камерного расследования. Если вы читали детектив Агаты Кристи, не удивляйтесь, что тот или иной персонаж в картине Браны внешне может отличаться от своего прототипа или же немного разниться с ним по биографии. Уже в трейлере видна очевидная попытка угодить представителям разных наций и народов. К счастью, этот (продюсерско-комерческий) ход не назвать откровенно притянутым за уши. Нам вполне логично объясняют, почему этот герой латиноамериканец, а другой – афробританец.
Сложно ожидать от произведения со столь большим количеством персонажей полноценного раскрытия каждого. На кого-то экранного времени хватает чуть больше, на других – совсем немного. Поэтому некоторые персонажи оказываются совершенно пустыми. При этом с имеющимися ролями внушительный актерский состав (но даже этот подбор исполнителей на голову ниже грандиозного каста экранизации Сидни Люмета, в которой снялись семь (!) обладателей премии «Оскар») справляется на должном высоком уровне, за исключением, пожалуй, Сергея Полунина. При первом его появлении даже кажется, будто бы он нарочно для этой сцены картины переигрывает, так как, вероятно, изображает в кадре актера во время съемки фильма. Это предположение, однако, уже через пару десятков секунд разбивается о сюжет, проясняющий, что фраза «Стоп, камера» так и не прозвучит.
Отдельного упоминания, но уже в положительном ключе, заслуживают… удивительные усы исполняющего Пуаро Кеннета Браны. История знает много достойных воплощений этого знаменитого бельгийского детектива на малых и больших экранах, но никто из них не мог похвастаться такими шикарными усами, которыми создатели этого фильма наделили главного героя. Волей-неволей за ними наблюдаешь, ожидая, что их, как чеховское ружье, снимут и каким-то необъяснимым образом используют по назначению. Но они так и остаются на лице режиссера и исполнителя ведущей роли этого кинодетектива.
Читайте также: 10 знаковых экранизаций романов Агаты Кристи
Самое главное в любом детективе – расследование – в картине Браны показано неоднозначно. Есть нюансы, которые авторы четко не объясняют. Например, по какой-то совершенно непонятной причине в качестве подозреваемых в фильме совсем не рассматривается обслуживающий персонал из поваров и барменов. Да и вообще, в 2017 году, когда на ТВ и в кинотеатрах отгремели те же новомодные адаптации Шерлока Холмса, расследование из этого фильма выглядит эдаким приветом из прошлого. Временами создается впечатление, что ты будто бы исключительно из уважения к старине Пуаро следишь за происходящим на экране. Ко всему прочему, будьте готовы, что некоторые факты могут полностью убить интригу еще до середины фильма.
За всем происходящим на экране не наблюдается особой жизни и бескомпромиссно крепкой режиссерской руки. Некая кукольность пробивается то здесь, то там. Особенно печально, учитывая, что эта история по сути своей – довольно театральное зрелище, а Брана – большой мастер во всем, что касается театра. Здесь, безусловно, встречаются авторские попытки показать историю своим взглядом. Например, сцена, в которой Пуаро гиперэмоционально озвучивает итоги своего расследования восседающим за длинным столом двенадцати подозреваемым, отсылает к полотну Леонардо да Винчи «Тайная вечеря». Но такие прямолинейные и не до конца оправданные ходы никак не получается занести в актив Бране как режиссеру.
В то же время одной из сильнейших сторон картины является видеоряд. Путешествие на «Восточном экспрессе» по живописным (хотя далеко не всегда настоящим) местностям преподнесено в лучшем виде и с самых сочных ракурсов, так что самому сразу хочется перенестись в этот поезд. Роскошные декорации и дорогие костюмы не уступают природному фону. Таким образом в чем-то старомодное обрамление киноленты удачно сочетается с современным техническим исполнением.
Если вы читали книгу или видели адаптацию великого Сидни Люмета, то новый фильм не преподнесет вам ничего концептуально важного, что сделало бы просмотр этой ленты Кеннета Браны обязательным. Но если сюжет книги или фильма 1974 года вам незнаком, то «Убийство в "Восточном экспрессе"» вполне пригодно для ознакомления, особенно для ценителей детективных историй на старый лад. А пока «Оскар» за лучшие усы достается…