Редко случается, чтобы количество важных концертов исполнителей нелёгких стилей в обеих наших столицах совпадало с порядковым номером месяца. Но случается, как и в этом году… И это, к счастью, далеко не единственный повод для радости – в декабре вы сможете увидеть на сцене нынешнего вокалиста Rainbow и группу, которая при редком появлении Rammstein на отечественных сценах вполне способна не то что заменить её, но и стать столь же популярной. И, если бы этого было мало, у вас есть возможность справить круглый юбилей исторически первого отечественного трэш-металлического альбома.
Ensiferum
Москва – 1 декабря, клуб “Volta”
Санкт-Петербург – 2 декабря, клуб «Зал ожидания»
Не преувеличу, если сообщу, что одни из ярчайших представителей «боевого металла», финны Ensiferum для многих отечественных меломанов – просто олицетворение лучшей хэви-группы XXI века. Здесь есть всё – хэви-металлический галоп вполне в духе наследования постулатам Iron Maiden, героические музыкальные построения, сочетание чистого и рычащего вокала и общий фолк-настрой, идущий от зажигательных мелодий, исполняемых на электронном аккордеоне новой участницей группы Неттой Ског (Netta Skog). Конечно, Ensiferum – это состав того рода, о котором можно сказать «слышал одну песню – слышал их все» (и даже все альбомы), но на концерте подобный синтез работает безотказно. Тем более что группа едет в Россию в рамках промоушна своего седьмого студийного альбома “Two Paths” (2016), и в программу неминуемо войдут совершенно новые номера квинтета. Повторимся – новые песни у «несущих меч» мало отличаются от старых, или даже не отличаются вовсе, но упёртость поклонника подобной группы тем и определяется, что он не устаёт от подобного однообразия, а, напротив, преисполняется настоящего концертного героизма.
Amaranthe
Санкт-Петербург – 1 декабря, ЦКЗ «Аврора»
Москва – 2 декабря, клуб “Volta”
Как и в миллионе подобных случаев, имя шведской группы Amaranthe ни единого раза не упоминалось в отечественных «серьёзных» СМИ, но это не мешает шведскому составу быть же столь популярным в России, как и во всём мире. И этот визит секстета к нам – далеко не первый и, уверен, далеко не последний. Причина же любви публики к группе – её уникальный субстиль на стыке пауэр-метала, мелодичного дес-метала и… танцевальной поп-музыки. Масса заокеанских экспертов вообще считает, что Amaranthe таким странным образом заново определила само понятие «металкор», однако подобная точка зрения всё же кажется некоторым странным преувеличением. Дело скорее в другом – будучи отличными мелодистами, музыканты состава ещё к тому же отлично знают, какой материал хочет слышать из слушатель того возраста, в котором простая по аранжировкам, мелодичная и энергичная музыка кажется квинтэссенцией самой что ни на есть повседневной романтики. Плюс ко всему наличие в составе трёх вокалистов и несомненная харизма Элизы Рюд (Elize Ryd) с легкостью позволяют завоевывать концертную аудиторию любых размеров. Российские концерты Amaranthe в очередной раз докажут нам, что секрет успеха группы – вовсе не в известной хитрости её музыкального материала.
Katatonia
Москва – 7 декабря, клуб “Volta”
Санкт-Петербург – 8 декабря, клуб «Зал ожидания»
Шведская группа начинала свой путь в рок-музыке не только с назойливого и примитивного дес-метала, но и с названия Melancholium. И такое имя весьма соответствует описанию музыкального материала, исполняемого группой на своём последнем альбоме “The Fall Of Hearts” (2016) – очередной на рынке, но весьма и весьма убедительной пост-металлической фантазии на тему «Pink Floyd заблудился в тундре». Конечно, Katatonia исполняет на концертах и материал из тех уже почти фантастических времен, когда стихией коллектива был монументальный дум-дес – однако сейчас он звучит у группы в соответствии с её современными воззрениями. Нужно помнить и о том, что Katatonia стала фактически одним из последних экстремальных коллективов, получивших хороший промоушн в России еще за счёт кассетного тэйп-трейдинга в середине 90-х. А потому можно ожидать явления на её концертах публики самых разных возрастов и вкусов, но всегда имевшую интерес не только к громким временам условно былого, но и к содержательному эксперименту в нелёгкой музыке.
Nachtmahr
Санкт-Петербург – 8 декабря, клуб “Opera Concert Club”
Москва – 9 декабря, клуб “Rock House”
Хорошему музыканту, чьей стихией является электронная музыка, всегда неймётся – не стал исключением и лидер австрийского дуэта L’Âme Immortelle Томас Райнер (Thomas Rainer). Избрав для своего сайд-проекта столь прямолинейное имя, как «Ночной кошмар», герр Райнер с 2008 года осчастливил немецкоговорящее человечество уже шестью альбомами в стилистике коммерчески злого техно-индастриала. Собственно, чтобы понять устремления Nachtmahr как единого проекта, достаточно вспомнить, что сингл 2009 года, добравшийся до вершины немецкого альтернативного чарта, носил название “Tanzdiktator” – одного этого достаточно для описания тоталитарной электростилистики проекта. С визуальной же стороны Томас никогда не прочь усилить воздействие музыки столь же тоталитарным шоу со статистками в униформе… В России подобный подход к жёсткому электро ценили всегда (да вы вспомните успех Rammstein), потому неудивительно, что Nachtmahr будет гостем столиц уже второй раз, причем этот мини-тур является одним из элементов промоушна последнего альбома проекта “Kampfbereit” (2016). Танцы со слезами на глазах неизбежны.
Battle Beast
Москва – 9 декабря, клуб “Zil Arena”
Санкт-Петербург – 10 декабря, клуб “Opera Concert Club”
По старой памяти финский квинтет у нас почитается едва ли не за злющих тру-металлистов. Но ничего подобного: с того момента, как из группы оказался уволен её лидер, гитарист Антон Кабанен (Anton Kabanen) и основные композиторские полномочия были делегированы клавишнику Янне Бъоркроту (Janne Björkroth), Battle Beast обратился в один из лучших, если не просто лучший поп-металлический состав Европы. Возможно, для кого-то это прозвучит богохульственно, но вокалистка Нора Лоухимо (Noora Louhimo) на последнем альбоме группы “Bringer Of Pain” (2017) показала себя как легитимную наследницу заслуг самой Доро Пеш (Doro Pesch) ещё в составе позднего Warlock. Посему можно смело сказать, что посещение выступлений Battle Beast является идеологической акцией – если ты в душе металлист, то как ты можешь прожить без подобной музыки? Вдобавок ко всему весьма своеобразной приправой к концертному шоу коллектива является возможность лицезреть Янне не просто за клавишами, но с кейтаром наперевес – удовольствие, которого мы оказались лишены со времен концертов Royal Hunt среднего периода. Одним словом, скучно точно не будет.
Enslaved
Москва – 16 декабря, клуб “Volta”
Санкт-Петербург – 17 декабря, клуб «Зал ожидания»
Формально норвежцы Enslaved все еще относятся музыкальными экспертами к стилистике симфонического блэк-метала, однако их новейшая работа, альбом “E” (2017) позволяет говорить о группе как об экстремальных металлистах, искренне любящих и знающих классику арт-рока и прогрессив-метала в диапазоне от Pink Floyd до Rush. Причём музыкантам удалось уйти от неоправданной затянутости и занудства нескольких последних работ, хотя наилучшим определением “E” остаётся термин «монументальный». Но «монументальный» не значит «скучный», и можно только предположить, насколько же удачно новый материал Enslaved слушается в концертном исполнении. Легко предположить, что любопытных слушателей наберётся немало – норвежская условно блэк-металлическая сцена и так миф «в себе», а когда эти музыканты развиваются в не самом очевидном направлении, то интерес и поклонников, и даже несколько сторонних меломанов всегда понятен и оправдан.
Гран-Куражъ
Москва – 16 декабря, клуб «Город»
Редкий концерт группы, некогда пожертвовавшей своего вокалиста в пользу наших лидеров хэви-сцены «Ария» – это всегда интересно. И не только потому, что у группы на фирме Metalism Records не столь давно вышел архивный альбом “Demos & Rares (2004–2010)”, но и потому, что своим регулярным альбомом «Жить как никто другой» (2016) парни доказали – равных им в стилистике условно молодежного поп-метала на отечественной русскоязычной сцене практически и нет. Только не нужно говорить, что сегодняшний «Гран-куражъ» – это клон «Арии»: если вы еще не имеется в коллекции ни одного CD этой группы, то самое время сделать это именно на грядущем концерте и почувствовать разницу вдумчиво, а не мимолётно, то есть в ходе сценического сета группы. Хотя можно полагать, на концерте основной эмоцией публики будет позитивное удивление.
Lords Of Black
Москва – 16 декабря, клуб «Москва»
Санкт-Петербург – 17 декабря, клуб “Jagger”
Снимаю шляпу перед находчивостью и расторопностью промоутеров: вряд ли привоз весьма неплохого испанского состава в Россию имел бы смысл, не выступай его фронтмен Ронни Ромеро (Ronnie Romero) параллельно и в современном состав Ritchie Blackmore's Rainbow. А коль скоро визит Rainbow в Россию запланирован уже на апрель, то есть смысл хорошенько к нему подготовиться и оценить достоинства певца, да и Lords Of Black в целом – благо второй альбом группы “II” (2015) у нас лицензировался. Весьма вероятно, что музыканты квартета уже наслышаны о причине интереса к Ронни в России, и в концертную программу Lords Of Black наверняка окажется включена не одна кавер-версия понятно какого автора и какой группы. Поэтому же можно прогнозировать присутствие на концерте не только тех, кому европейский пауэр- и хэви-метал положен чисто по возрасту, но и стариков-хардовиков. А попутно у нас появится очередной шанс оценить именно среднестатистический европейский хэви-состав и сравнить его с нашими рок-героями.
Нуки
Москва – 17 декабря, клуб «Театръ»
Этот концерт, несомненно, обречён на успех. Еще бы – это фактически презентация только что изданного фирмой М2БА третьего сольного альбомы вокалистки наших ведущих альт-металлистов «СЛОТ» Дарии «Нуки» Ставрович «Исключения». Сразу же после релиза эта работа попала в Топ-5 сервиса iTunes и оказалась на вершине альбомного чарта Googlе.Play. По словам самой Дарии, «этот альбом обращен к каждому человеку как к исключению из правил, к каждому, как к отдельно взятой личности. Он обращён не к абстрактной массе людей, которые стремятся возложить ответственность за всё, что происходит с ними, на окружающий мир, государство, время и прочее. Он обращён к человеку и задаёт ему вопрос о важности его присутствия в собственной жизни. Надеюсь, что для кого-то этот альбом окажется инструментом для собственных вдохновений, свершений и результатов». С такой позитивной содержательной программой альбома и исполнении на грядущем концерте не только новых пьес, но и раннего материала и кавер-версий мировых хитов аншлаг гарантирован.
Stahlmann
Санкт-Петербург – 22 декабря, клуб “MOD”
Москва – 23 декабря, клуб «Москва»
Не отпускает ощущение, что эти выступления немецкого состава могут оказаться отправной точкой его не то что культовой, но совершенно мэйнстримовой популярности в нашей стране. Ну а как еще? Rammstein на всех не хватит, и не каждый год они к нам заезжают, а Stahlmann очень близки к ним стилистически и аранжировочно, группа немецкоязычна, а в интонациях вокалиста Мартина Зера (Martin Soer) тоже проскакивает нечто грозное и знакомое… Благо критика всегда определяла стилистику Stahlmann как «новую немецкую тяжесть» (Neue Deutsche Härte / NDH), создание которой приписывается ныне именно Rammstein. Прочие восторги и объяснения излишни, и постарайтесь попасть на эти пока ещё клубные выступления состава – есть сильное подозрение, что вскоре на территории России Stahlmann можно будет увидеть только в телескоп. В смысле, на очень большом стадионе.
Мастер и Михаил Серышев
Москва – 23 декабря, клуб «Театръ»
Не удивляйтесь – и этот концерт у наших патриархов трэш-метала юбилейный. Юбилей же чего справляют музыканты и их весьма немалочисленные поклонники? За всеми историческими и политическими перипетиями это уже давно забылось, но именно в декабре 1987 года увидел свет дебютный безымянный альбом группы «Мастер» (тот самый, с угрожающей по тем временам кожаной курткой на обложке). Можно спорить и выдвигать свои версии, но отрицать, что материальная история трэш-метала началась в России именно с этим LP – глупо. И такой юбилей нельзя не справить, благо свое участие в концерте подтвердил вокалист Михаил Серышев, с которым этот альбом и был записан. Безусловно, этот концерт, на котором обещаются и иные сюрпризы, пропустить никак нельзя – и, говоря серьёзно, он обязан стать событием не только для некогда проклёпанной братии, но и для всех, для кого понятия «хэви-рок» и «национальная музыкальная культура» совершенно не противоречат друг другу.
Ария
Санкт-Петербург – 24 декабря, клуб “Opera Concert Club”
Москва – 30 декабря, клуб «ГлавClub»
Уже несколько забылось, что главная хэви-группа страны некогда регулярно радовала поклонников удалыми новогодними концертами в образе дедов-морозов и с обильными шутками – причем не только сценическими, но и музыкальными. Да так, что подобного музыкального юмора хватало едва ли не на целую концертную программу! И сейчас наступило время возрождения этой прекрасной традиции – нам уже обещано, так сказать, «возвращение к новогодним корням», а также, что естественно, и включение в программу совершенно серьёзных номеров «Арии» за всю её историю. Учитывая, что каждый концерт хэви-патриархов в столицах становится событием, данные выступления можно назвать событием вдвойне, а то и втройне: первые подобные концерты с новогодней программой для вокалиста Михаила Житнява как-никак.