Режиссеры и сценаристы чуть ли не с самого появления кинематографа вдохновлялись литературными произведениями и переносили их на экраны. Широко известны адаптации книг Агаты Кристи, Стивена Кинга, Джона Р.Р. Толкина, Джоан Роулинг и других известных писателей. Однако про настоящие «корни» некоторых популярных фильмов, снятых по романам менее растиражированных или даже уже забытых авторов, зрители смогут узнать только в том случае, если высидят до конца финальные титры и увидят строчку special thanks или copyright с именем писателя. Итак, какие же романы легли в основу «Крепкого орешка», «Славных парней», «Шрэка» и «Рэмбо»?
«Крепкий орешек» (1988)
«Ничто не вечно» (Nothing Lasts Forever, 1979), Родерик Торп
В России американский бестселлер Родерика Торпа, написанный еще в 1979 году, вышел только в 1993 году небольшим тиражом в переводе Т. Телегиной. Зато культовый статус у российских зрителей получил фильм «Крепкий орешек» с Брюсом Уиллисом, который является, фактически, экранизацией этого романа – правда, немного «осовремененной», с изменением имен и с акцентом на мордобой, в то время как Торп в своей книге акцент делал на детективную линию.
Если вы решите прочитать книгу «Ничто не вечно» Родерика Торпа (советуем - крепкое и напряженное произведение), то имейте в виду, что она сама является продолжением романа «Детектив» (1966) того же Торпа, поэтому начать стоит с него.
«Форрест Гамп» (1994)
«Форрест Гамп» (1986), Уинстон Грум
В основу фильма Роберта Земекиса лег не слишком известный и не слишком удачный роман американского писателя Уинстона Грума. Тут мы имеем дело как раз с тем случаем, когда то, что на экране, гораздо лучше того, что в книге. В то время как Грум выводил своего Гампа как «непонятого гения» и отправлял его в самые разные приключения разной степени невероятности и нелепости, Земекис и Том Хэнкс сделали героя гораздо проще, добрее и душевнее. Результат – премия «Оскар» за «Лучший фильм» и безмерная любовь зрителей по всему миру.
К слову, сам Уинстон Грум настаивал на том, чтобы Форреста Гампа играл Джон Гудман. Тот самый, из «Большого Лебовски» (1998).
«Шрек» (2001)
Shrek! (1990), Уильям Стейг
В основу культовой анимационной франшизы легла детская «книга с картинками» под названием Shrek! писателя и художника-мультипликатора Уильяма Стейга. В то время как объем оригинальной книги был 32 страницы, и внимание удерживалось не текстом, а размашистыми иллюстрациями самого Стейга, мультблокбастер разросся до четырех полнометражных проектов о Шреке и его семье, плюс три истории о Коте в сапогах и короткометражки о других персонажах серии. Различия между мини-сказкой и первым мультфильмом ощутимые: так, добрый в душе, но ужасный снаружи огр Шрэк не должен был спасать принцессу, а просто отправился в путешествие, чтобы увидеть мир. С Фионой он познакомился случайно, и она всегда была огром, а не «человекоогром». Ну и да – Осел у Стейга не осел, а благородный жеребец (забавно, но это мечта Осла из мультфильма).
Кстати, сейчас разрабатывается проект перезагрузки «Шрэка».
«Ходячий замок» (2004)
«Ходячий замок Хаула» (1986), Диана Уинн Джонс
В основу знаменитого аниме японского мастера Хаяо Миядзаки легла книга британской писательницы Дианы Уинн Джонс «Ходячий замок Хаула», написанная еще в 1986 году. Различия между аниме и книгой большие, так как Миядзаки просто купил права на экранизацию, но не гарантировал 100% следование роману и не прибегал к консультациям Джонс. Сама Диана Уинн Джонс аниме видела и сказала, что у «Хаяо Миядзаки получился просто фантастический шедевр».
Если вам понравится оригинальный «книжный» «Ходячий замок», то не пропустите его продолжения – романы «Воздушный замок» (1990) и «Дом ста дорог» (2008). Последнюю книгу о приключениях Хаула и Софи Пендрагон Джонс написала как раз на волне интереса к героям после выхода аниме Миядзаки
«Славные парни» (1990)
«Умник: Жизнь в семье мафии» (Wiseguy: Life in a Mafia Family, 1985), Николас Пиледжи
В основу знаменитой гангстерской драмы Мартина Скорсезе лег роман журналиста Николаса Пиледжи «Умник». Главный герой книги – Генри Хилл, тайного осведомителя полиции, который долгое время до этого работал на мафию и был частью «семьи». Скорсезе так понравился «Умник», который он назвал «самым реалистичным романом о гангстерах из когда-либо им прочитанных», и сам подход Пиледжи к теме, что он пригласил писателя быть продюсером и советником на съемочной площадке.
К слову, когда в 1995 году Николас Пиледжи выпустил роман «Казино», Скорсезе первым обратился к нему с просьбой приобретения прав, и лента с Робертом Де Ниро, Шэрон Стоун и Джо Пеши вышла на экраны в том же году.
Читайте также: 10 полнометражных аниме, которые обязательно нужно увидеть
«Как приручить дракона» (2010)
«Как приручить дракона» (2003), Крессида Коуэлл
Захватывающий анимационный мультфильм о том, как же все-таки обуздать огнедышащих и непослушных драконов, вырос из одноименной 230-страничной книги британской писательницы Крессиды Коуэлл. Роман, полный забавных иллюстраций, необычных англоязычных «игр слов» и, конечно же, юмора, написан от лица викинга Хиккапа Хоррендуса Хэддока Третьего (Hiccup Horrendous Haddock III, в мультфильме Иккинг), который по сюжету и является укротителем драконов. Различия между оригинальной книгой и мультфильмом ощутимые, но это не мешает и первому, и второму быть отличными представителями литературы и мультипликации
«Престиж» (2006)
«Престиж» (1995), Кристофер Прист
«Интерстеллар» Кристофера Нолана был основан на научных работах американского физика и астронома Кипа Торна, которые подверглись серьезной переработке, чтобы стать драматургическим произведением. В то же время в основу «Престижа» легла уже полноценная одноименная книга британского писателя-фантаста Кристофера Приста. Оригинальный роман написан в форме отрывков из дневниковых записей двух враждующих магов, которые жили и творили в начале XIX века
«Планета обезьян» (цикл 1968-1973, фильм Тима Бертона 2001 года, серия 2011-2017)
«Планета обезьян» (1963), Пьер Буль
Долгоиграющая серия фильмов про разумных обезьян берет свое начало с книги французского писателя-фантаста Пьера Буля. Социально-сатирический роман объемом в 271 страницу рассказывал о живущем в XXVI веке молодом журналисте Улиссе Меру, который, приняв участие в экспедиции к звезде Бетельгейзе, оказался на планете Сорора, где живет цивилизация разумных обезьян. Люди здесь, как дикие звери, обитают в лесу небольшими группками, не умеют разговаривать и вообще не демонстрируют никаких зачатков интеллекта, отчего служат «научным материалом» для исследований ученых-обезьян. Различий между оригинальным романом и первым фильмом 1968 года было много (взять хотя бы то, что кинематографисты определили планету обезьян как Землю в будущем), и по мере разрастания серии, появления Цезаря и новых мотивов, которых не было у Буля, даже знакомые с оригиналом зрители перестали их как-либо ассоциировать.
Кстати, фильм Дэвида Лина «Мост через реку Квай» (1957) с Алеком Гиннессом и Уильямом Холденом основан на одноименном романе Пьера Буля 1952 года
«Рэмбо: Первая кровь» (1982)
«Первая кровь» (First Blood), Дэвид Моррелл
Культовая франшиза с участием Сильвестра Сталлоне была вдохновлена новеллой канадского писателя «Первая кровь», вышедшей в 1972 году. Права на экранизацию рассказа были куплены уже в 1974 году, однако до начала 80-х они переходили от студии к студии, от сценариста к сценаристу. К тому моменту, когда описание сюжета «Первой крови» попало к Сталлоне, уже было создано 18 вариантов сценария киноадаптации. В оригинальной новелле Моррелла Джон Рэмбо был беспринципнее, мощнее физически и в финале расставался с жизнью, как и Уилл Тисл. В серии же решено было немного «ослабить» главного протагониста и, разумеется, оставить его в живых (впрочем, в фильме Тисл тоже выжил).
Любопытно, что новелла «Первая кровь» Дэвида Морелла высоко ценится Стивеном Кингом. По его мнению, она написана очень хорошо и в плане подачи напряженной и кровавой истории, и в плане постепенного раскрытия героя. Кинг даже использовал эту новеллу в качестве примера для разбора со студентами, когда преподавал писательское мастерство в колледже.
«Аполлон-13» (1995)
«Потерянная Луна: Опасное путешествие "Аполлона-13"» (1994), Джим Ловелл
В основе знаменитой ленты Рона Ховарда лежат реальные драматические события, которые произошли в апреле 1970 года, когда космический корабль «Аполлон-13», который должен был отправиться на Луну, пострадал от взрыва при запуске, из-за чего под угрозой оказалась не только сама миссия, но и жизни экипажа. Однако сам сценарий был написан по книге воспоминаний командира «Аполлона-13» Джеймса Ловелла «Потерянная Луна: Опасное путешествие "Аполлона-13"», которая вышла в 1994 году.
В 1996 году на премии «Оскар» фильм «Аполлон-13» претендовал на премию «Оскар» в номинации «Лучший фильм». В зале в ожидании объявления лауреата рядом сидели продюсер Брайан Грейзер и сам Джеймс Ловелл. Когда, наконец, на сцену вышел Сидни Пуатье, и произнес имя победителя («"Храброе сердце", Мэл Гибсон»), переволновавшийся Грейзер встал, потому что ему послышалось, что на сцену пригласили его. Тогда Ловелл тихонько потянул Грейзера за руку, сажая его, и прошептал на ухо: «Это ничего, я тоже так и не приземлился на Луну». Дело в том, что Джеймс Ловелл участвовал в двух миссиях на Луну, но так и не высадился на нее.
Читайте также: 10 фильмов ужасов, основанных на реальных событиях
«Психо» (1960)
«Психоз» (Psyсho, 1959), Роберт Блох
Существует байка, что Альфред Хичкок срочно затребовал отыскать Роберта Блоха и анонимно выкупить у него права на «Психоз» буквально сразу после прочтения книги. Читал он ее якобы на ночь, чтобы скрасить бессонницу, а сам роман купил в каком-то заштатном магазинчике. Сделка обошлась режиссеру в $9 тыс., его имя оставалось тайной для Блоха до самого выхода ленты. Потом, уже накануне премьеры «Психо», когда в кинотеатрах появились первые плакаты фильма, Хичкок ежедневно совершал променады по книжным магазинам, скупая десятками экземпляры романа Роберта Блоха, и подряжал к этому очень важному делу всех помощников. Делал он это как раз для того, чтобы как можно меньше людей знали финал истории.
К слову, при написании «Психоза» Роберт Блох вдохновлялся, если можно так сказать, жуткой историей американского серийного убийцы и некрофила Эда Гейна. В 1982 и 1990 годах Блох выпустил еще два романа «по теме» - «Психоз 2» и «Дом психопата».
«Полярный экспресс» (2004)
«Полярный экспресс» (1985), Крис Ван Оллсбург
И снова Роберт Земекис. Волшебный мультфильм 2004 года с Томом Хэнксом в главной роли основан на 32-страничной сказке скульптора, художника и писателя Криса Ван Оллсбурга. Сюжет построен вокруг мальчика, который в канун Рождества оказывается в волшебном поезде, который едет прямо на Северный Полюс, к Санта Клаусу. Оригинальная книга была прекрасно проиллюстрирована самим Ван Оллсбургом, и Земекис в мультфильме постарался приблизить компьютерную анимацию к стилю иллюстраций настолько, насколько это было тогда возможно.
Кстати, фильм «Джуманджи» 1995 года тоже основан на сказке Криса Ван Оллсбурга, написанной в 1982 году.
«Миссис Даутфайр» (1993)
«Мадам Даутфайр» (1987), Энн Файн
В основу душевной семейной комедии «Миссис Даутфайр» с Робином Уильямсом лег роман британской писательницы Энн Файн. Различий между книгой и фильмом не так много, но тем не менее разница ощутима: так, в романе старшие дети Дэниэла Хилларда сразу раскрыли личность их новой «няни», а в фильме им пришлось присматриваться к миссис Даутфайр. В то же время и там, и там младшая сестренка и Миранда Хиллард до последнего не могли разглядеть в бойкой старушке мистера Хилларда.
«Кто подставил кролика Роджера?» (1988)
«Кто убрал кролика Роджера?» (1981, Who Censored Roger Rabbit?), Гэри Вульф
В основе знаменитого фильма Роберта Земекиса вполне себе напряженный и даже в каком-то смысле увлекательный детективный фэнтези-роман 1981 года Гэри Вульфа (затем он написал целую серию произведений о Роджере, от которых «отпочковались» комиксы и мини-рассказы). В книге кролик Роджер гораздо хитрее и расчетливее, и создание двойника с целью организовать убийство жадного босса и подставить честного детектива, которого сам же нанял для другой цели, - это лишь вершина айсберга его замыслов. Экранизация, само собой, радикально отличается от оригинального романа.
«Бесконечная история» (1984)
«История, конца которой нет» (1979), Михаэль Энде
В основу фэнтезийной «Бесконечной истории» легла не менее прекрасная и сказочная одноименная книга немецкого писателя Михаэля Энде. Возможно, к настоящему моменту устарели спецэффекты, использованные в фильме Вольфганга Петерсена, возможно, для современных детей и подростков он может показаться затянутым, однако история спасения страны Фантазии, описанная Энде, остается все такой же захватывающей и вдохновляющей
Читайте также: 10 любимых фильмов из 80-х, которые нужно показать детям
По материалам сайтов dejareviewer.com, cinelinx.com и buzzfeed.com