8 февраля вышел фильм «Пятьдесят оттенков свободы» - экранизация завершающей части «книжной» трилогии «50 оттенков серого», которую некоторые называют «эротика для мамочек», так как основными читательницами романа Э.Л.Джеймс являются женщины 40+. Для мужчины сходить на очередные «50 оттенков» и не уйти через десять минут сродни подвигу, а женщины в поисках идеальной экранной любви видят лишь демонстрацию нездоровых созависимых отношений.
Франшиза напоминает нахального Гринча, который похитил День святого Валентина в киношном расписании и не оставляет зрителям право выбора. «50 оттенков свободы» - это не тот фильм, который заслужили зрители в канун прекрасного праздника, но у голливудских боссов свое представление о романтике. Под гнетом массивной пиар-кампании фильма, когда из каждого утюга рассказывается о премьере, легко поддаться влиянию дурновкусия и купить пару билетов на заветный сеанс. Реклама становится принуждением (прямо как в фильме), и удрученные зрители в конце фильма в оправдание могут лишь добавить: «Не виноватые мы, нас заставили».
Традиционно экранизации выходят перед Днем святого Валентина с целью «создания романтичной атмосферы и улучшения демографической ситуации». На поверку фильмы не становятся эротическим триггером, а лишь раздражающим повествованием, где подменяются понятия нормы и патологии поведения. Вследствие этого доминирование в сексуальном плане означает агрессивное поведение в жизни, что ведет к романтизации насилия и объективации женщин. Режиссеры первых двух фильмов Сэм Тейлор-Джонсон и Джеймс Фоули в своих творениях утверждали, что «девочки такие девочки и любят платьица», а каждый уважающий мужчина должен баловать свою любимую люксовыми подарками. Налицо стереотипные представления о мужчине и женщине, но кому интересны гневные речи феминисток по поводу гендерных ролей, когда тут такая любовь, что и во сне не снилась. После волны разоблачений голливудских харрасментов и мощного движения #MeToo, продюсеры учли критику в адрес первых двух фильмов и внесли ряд изменений в кульминацию изрядно всем надоевшей трилогии. Анастейша обретает независимость и право голоса, учится выстраивать личностные границы и умеет постоять за себя. Правда, то, что зрителю пытаются выдавать за феминизм, не является таковым - это сделано чисто для вида, что создатели «в теме».
От триквела зрители ждут долгожданного завершения гештальта. Естественно, все герои будут счастливы, но перед этим надо попотеть, чтобы завоевать свое место под солнцем. Создатели трилогии учли количество номинаций на премию «Золотая малина», и задумались о развитии сюжета и характеров героев. Сценаристы честно отрабатывают свой гонорар, в связи с чем в новом фильме диапазон социальных ролей супругов шире: Анастейша лихачит на дороге, осваивает навыки парикмахера, отстаивает свои интересы и уверенно шагает по карьерной лестнице. Кристиан, если не занят бизнесом, играет на рояле, поет романтичную песню, носит жену на руках и местами даже пытается шутить. Как и ожидалось, из первых двух частей франшизы остались атрибуты роскошной жизни с путешествиями, яхтами, личным самолетом, высоким уровнем либидо и дорогими подарками. Зато в третьей части больше связных диалогов и юмора, а откровенных сцен меньше, не с таким нарочитым акцентированием на груди Дакоты Джонс или пятой точке Джейми Дорнана. Это большая заслуга сценаристов, потому что потом достойных внимания моментов не будет, если не считать эпизодов в красной комнате и неловкой шутки про наручники.
Ожидается, что мистер и миссис Грей, давшие друг другу клятву верности, будут вместе и в беде, и в радости, и в болезни. Но большой прокол всей картины в том, что супруги совсем не умеют общаться. В хорошем браке супруги чутко прислушиваются к мнению друг друга и обсуждают неизбежно возникающие проблемы. Брак мистера и миссис Грей начинает разваливаться, толком не начавшись. Если у Михаэля Ханеке в «Любви» прослеживается четкая параллель между обещанием любить человека в болезни и здравии, то отношения четы Грей смахивают на яркую пустышку. Герои после ссоры предпочитают пылко целоваться, позволяя конфликтам и недомолвкам расти, как снежный ком. В одном из эпизодов Анастейша просит мужа наконец-то повзрослеть, а мистер Грей не намерен прощаться с секс-игрушками. Их отношения больше напоминают безумный роман инфантильных подростков, которые ничего не знают о душевной близости и поговорить им в общем-то не о чем. Проблема Анастейши из разряда «он меня не понимает» напоминает душевные терзания барышни из клипа «Экспонат» группы «Ленинград», а супруг трусливо избегает навалившейся семейной ответственности, плача в жилетку бывшей пассии. Даже нависшая угроза в лице карикатурного злодея Джека Хайда, не наталкивает супругов на мысль действовать сообща. Этот спонтанный элемент триллера с погонями и стрельбой, который по задумке сценаристов имел шанс стать козырным тузом картины, становится пыткой для зрительского терпения. Только хорошая операторская работа и красивые планы города позволяют дотянуть до финала, дабы завершить в сознании гештальт, согласно которому все будут жить долго и мучительно счастливо.
Поклонники и ненавистники «50 оттенков серого» могут выдохнуть: завершающая часть трилогии расставила все по местам, Джейми Дорнан больше не намерен возвращаться к роли красавца-миллиардера, а у Э.Л.Джеймс (пока) нет планов на продолжение саги. Хотя кто знает, что еще припасено в красной комнате у четы Грей…