Для быстрого поиска начните вводить запрос

«На пределе»: Замкнутый круг ненависти

Фатих Акин затронул одну из самых острых и актуальных проблем современного общества - неофашизм.
22 февраля 2018 0
Кадр из фильма «На пределе»
Кадр из фильма «На пределе»

22 февраля в отечественный прокат выходит новая лента немецкого режиссера и сценариста Фатиха Акина. «На пределе» - это психологическая драма о потере семьи, в которую заложен гражданский призыв не проморгать надвигающуюся волну неофашизма. Ведь ненависть на расовой почве – это такая многоголовая гидра, которая быстро отращивает свои мерзкие головы, сколько их не руби.

Лента «На пределе» уже успела получить «Золотой глобус» в категории «Лучший фильм на иностранном языке» и приз за «Лучшую женскую роль» в Каннах для блистательной Дайан Крюгер (даже не верится, что это первая ее роль на родном немецком языке). Эти награды весьма наглядно демонстрируют достоинства этой ленты: яркая, запоминающаяся актерская работа и универсальная по своей сути история, посыл которой обращен не только к жителям Европы. Трагедия, показанная в фильме, легко могла произойти где угодно – хоть в Америке, хоть в России.

Кадр из фильма «На пределе»

Кадр из фильма «На пределе»

Предыдущий фильм Фатиха Акина, подростковое роуд-муви «Гуд бай, Берлин!», был весьма прохладно принят критиками. В своем новом фильме режиссер попробовал зайти на территорию, проторенною братьями Дарденн – они раз за разом делают невероятно пронзительные истории, беря за основу реальные истории из газет и новостей.За последние десять лет в Германии участились «нацистские» теракты, расследованием которых не слишком внимательно занималась полиция. Именно к этой актуальной проблеме Акин решил привлечь внимание своим новым фильмом. Чувствуется, что выбранная режиссером – немцем «по паспорту», но турком по происхождению – тема трогает его самого за живое. И для того, чтобы зритель, как и автор, мог почувствовать всю горечь и боль от сложившейся ситуации, Акин вместе с Харком Бомом решили сделать главной жертвой террористического акта обычную рядовую немку Катю, роль которой блестяще исполнила Диана Крюгер. Этим сценарным ходом Акин напоминает, что национализм бьет по всем без разбору, а не только по иммигрантам.

Кадр из фильма «На пределе»

Кадр из фильма «На пределе»

Фильм поделен на три лаконично озаглавленные части: семья, правосудие и море. Из первой мы узнаем, какой красивой и гармоничной парой были Катя и ее супруг Нури Секерджи (Нуман Аджар). Эту парочку легко можно представить обедающей в «Душевной кухне» из одноименного фильма Акина или тусующимися с Джахитом и Сибель из фильма «Головой о стену» - самой знаменитой работы режиссера, отмеченной главным призом на Берлинском кинофестивале 2004 года. Тело Кати покрыто многочисленными татуировками, свадьбу влюбленные сыграли в тюрьме, где Нури отсиживал срок за торговлю легкими наркотиками. Однако за шесть лет брака оба успели остепениться. Нури получил экономическое образование и руководит небольшим бизнесом. Катя стала матерью и ведет бухгалтерию в фирме мужа. Внезапный взрыв бомбы, оставленной на пороге офиса Нури, обрывает жизни мужа и сына Кати. Идиллия безвозвратно утеряна, остаются только воспоминания – короткие и трогательные видео, снятые на телефон. Их будет просматривать Катя, а вместе с ней и мы.

Читайте также: «Три билборда на границе Эббинга, Миссури»: Верхи не могут, низы не хотят

Кадр из фильма «На пределе»

Кадр из фильма «На пределе»

Во второй, самой интересной и сильной, части фильма Акин доводит эмоциональный градус до предела и показывает страшную бездну, в которую провалилась главная героиня. Мало того, что ей нужно общаться со следователем (Хеннинг Пекер, известный по сериалам «Тьма» и «Вавилон-Берлин») и заново осознавать случившийся ужас, так еще и обнажается застарелая вражда и непонимание между турецкой родней Нури и немецкими родственниками Кати. Только давний друг и по совместительству адвокат Данило (Денис Москитто) поддерживает Катю не только в суде, но за его пределами. Но этого оказывается мало. Катя зацикливается на своем горе и все глубже и глубже погружается в свой посттравматический синдром: сначала, она заглушает боль наркотиками, затем следует попытка суицида. На судебном процессе, который еще раз катком проезжается по израненной душе Кати, ее показания не принимают во внимание. Однако жажда правосудия и отмщения не дает героине смириться с этой вопиющей несправедливостью.

Кадр из фильма «На пределе»

Кадр из фильма «На пределе»

В заключительной части фильма Катя с зияющей дырой в сердце превращается из раненого зверя в воина – татуировка с самураем с самого начала предсказывала такое развитие событий. Несмотря на то, что адвокат предлагает ей подать апелляцию и продолжить борьбу за справедливость в суде, она решает самостоятельно отыскать убийц своей семьи и своими руками свершить правосудие. Не так давно на экранах мы уже видели подобную историю о сильной и своенравной женщине, которая хочет отомстить всему миру за случившуюся в ее жизни трагедию. Речь, конечно, идет о Милдред Хейс из гениального фильма «Три билборда на границе Эббинга, Миссури» Мартина МакДоны. Души обеих героинь разъедает ненависть и к властям, которые без должного внимания относятся к расследованию преступлений, и к самим преступникам. Правда, МакДона поступил милосердно по отношению к своей героине, да и к другим персонажам, подведя их к спасительной идее, что насилие побороть насилием невозможно. Опять вспомним мифическую гидру, у которой на месте одной отрубленной головы вырастают три новые – этот порочный круг невозможно разрубить. Немецкий режиссер решил показать более пессимистичную развязку, нежели его британский коллега. Путь Кати с самого начала был путем саморазрушения и отчаяния.

Кадр из фильма «На пределе»

Кадр из фильма «На пределе»

Можно понять и даже разделить праведный гнев режиссера, в чьей стране за последние годы участились случаи терактов против этнических меньшинств, однако тот выход, который он предлагает, может породить только новые гнев, боль и ярость, это тупик. Хоть и в отдельно взятой истории Кати круг ненависти замкнулся, и подобие справедливости в итоге восторжествовало, но, очевидно, что это не такое изящное и универсальное решение столь острой проблемы, как у МакДоны. Хочется верить, что Фатих Акин не хотел еще больше разжечь огонь нетерпимости своим фильмом, а просто не смог найти нужных слов, чтобы его поубавить.



В центре внимания

Поделитесь с друзьями