5 апреля в кинотеатрах России стартует прокат фильма «Мария Магдалина» режиссера Гарта Дэвиса, главные роли в котором исполнили Руни Мара, Хоакин Феникс и Чивител Эджиофор. Рассказываем, какой получилась экранизация-переосмысление истории последовательницы Иисуса Христа, чья личность многие сотни лет вызывала острые споры среди верующих людей.
Одна из самых неоднозначных с точки зрения общественного мнения последователей Христа Мария Магдалина не раз появлялась на больших экранах, представая в образе падшей женщины, раскаявшейся, обретшей прощение и пребывавшей рядом с Иисусом во время его распятия. Именно в таком качестве ее и знает большинство людей. Однако в XXI веке честь Марии Магдалины была окончательно восстановлена, в том числе католической церковью. Австралийский режиссер Гарт Дэвис, в позапрошлом году прославившийся своей лентой «Лев», решил воздать ей должное и поведать не рассказанную на больших экранах историю Марии Магдалины, которую в его картине сыграла Руни Мара.
Итак, по сюжету фильма родственники девушки по имени Мария из галилейского города Магдалы готовятся отдать ее замуж. Мария противится такой участи и одним вечером сбегает из дома… помолиться. Этим на первый взгляд безобидным действием, совершенным в неправильное время, она вызывает гнев родственников. Отец и брат Марии решают очистить ее от темной силы, в процессе чего девушка чуть ли не захлебывается в воде. После этого она перестает общаться с отцом, и лишь загадочный целитель из Назарета пробуждает в ней желание жить дальше. Мария решает следовать за ним и покидает семью, присоединяясь к странствующему Христу и его последователям. На этом пути ей предстоит познать учение Иисуса, разобраться в себе и найти свое настоящее предназначение.
Лента Гарта Дэвиса рассказывает о довольно коротком периоде жизни Марии, от ее ухода из семьи до воскрешения Христа. Несмотря на то, что эта картина посвящена в первую очередь ей, во многом авторам сценария так и не удается предоставить для Марии Магдалины достаточный сценарный материал, который вывел бы именно ее на безоговорочно важнейшее место в этой ленте. Да, очевидно, что сделать это не так просто, ведь масштаб фигуры Иисуса Христа крайне велик. И все же если вы беретесь делать главной героиней именно Марию Магдалину, то стоило бы постараться раскрыть ее на более глубоком уровне, а не так просто и поверхностно. Нам показывают лишь сострадательную, чуткую Марию, которую собственные родственники напрасно подвергли физическому насилию. К сожалению, в результате крайне сомнительной работы сценаристов фильма героиня так и остается лишь набором добродетелей, не превращающихся в живого персонажа, которому хочется сопереживать.
В трейлерах к «Марии Магдалине» мелькали слова о том, что эта картина поведает нам нерассказанную историю. Это не совсем правда. Весомая часть событий, прямолинейно представленных в ленте Гарта Дэвиса без каких-либо попыток интерпретации, не станет для любого зрителя, знакомого с этой историей даже поверхностно, откровением. Однако же время от времени авторы фильма все-таки преподносят зрителям немного другой ракурс на произошедшее. Так, например, картина повествует о том, что Мария ни в коем случае не была падшей женщиной и даже обладала неким талантом целителя. Кроме того, среди апостолов Христа именно она оставалась наиболее верной его учению.
Ближе к концу фильма создается впечатление, что авторы на деле будто бы и не понимали до конца, что именно они хотят донести до зрителя, за исключением небольшого ряда подробностей жизни Марии Магдалины. Акценты неловко перескакивают с Марии на так мягко сыгранного Хоакином Фениксом Иисуса, потом обратно, после на Петра и, в конце концов, на чуть ли не самого живого среди всех представленных персонажей – Иуду в исполнении Тахара Рахима, чья мотивация предательства Иисуса здесь отличается от представленных в других экранизациях. В итоге мы не получаем целостного произведения ни об одном из персонажей фильма. Хуже того – одна из ярчайших притч о прощении и самопожертвовании здесь превращается в пресную историю, которой очень не хватает эмоций.
В том числе эмоциональности не хватает видеоряду. Удручает во всех смыслах подавляющая серость этой картины, заключающаяся как в цветовых решениях, так и в лишенной интересных художественных задумок постановке. Насыщенная символизмом притча перенесена скупо, так что картина выглядит несопоставимо скуднее на метафоры и беднее в плане режиссуры в сравнении с легендарными фильмами «Последнее искушение Христа» Мартина Скорсезе и «Страсти Христовы» Мэла Гибсона.
«Мария Магдалина» не оправдывает ожиданий, которые сами по себе напрашивались, глядя на такой актерский состав и на хорошо зарекомендовавшего себя предыдущей работой режиссера. Это кино выглядит откровенно блекло на фоне знаковых адаптаций вроде «Страстей Христовых» Гибсона или «Последнего искушения Христа» Скорсезе, переносящих на экраны во многом тот же библейский сюжет. У Гарта Дэвиса и его команды получилось лишь неловкое и поверхностное оправдание Марии Магдалины, за которым не скрывается ничего заслуживающего внимания.