21 апреля на 40 Московском международном кинофестивале в программе «Эйфория сопротивления» показали «Фокстрот» Самуэля Маоза, завоевавший Особый приз жюри на 74 Венецианском кинофестивале. В России фильм выйдет в широкий прокат 7 июня.
Новый фильм Самуэля Маоза зрители, следящие за фестивальными призерами, ждали восемь лет. Ровно столько прошло с момента награждения его антивоенной драмы «Ливан» на Венецианском кинофестивале. В «Фокстроте» тоже будет присутствовать болезненная для Израиля армейская тема. В Израиле режиссера даже обвинили в антиизраильских настроениях и очернении образа военнослужащих. Фильм выдвигался на «Оскар» как лучший фильм на иностранном языке, но не вошел в шорт-лист. Министр культуры Израиля на радостях закатил по этому поводу банкет. Знакомая ситуация, не правда ли?
Михаэль и Дафна Фельдманы (Лиор Ашкенази и Сара Адлер) получают известие о гибели их сына-солдата Йонотана (Йонатан Ширай). Михаэль, еле сдерживая истерику, начинает подготовку к похоронам. Он навещает свою пожилую мать в доме престарелых, где пенсионеры танцуют фокстрот. Пожилая дама разговаривает с сыном по-немецки и принимает Михаэля за его брата. Дома безутешного отца снова ждут военные приставы, но на этот раз с новостью о том, что его сын жив, а погиб однофамилец Йонотана. Тем временем Йонотан и трое его сослуживцев проживают длинные скучные будни на блокпосте с позывными «Фокстрот». Они травят байки, замеряют наклон вагончика, пуская консервную банку по полу, пропускают через шлагбаум верблюда… За Йонотаном приезжает машина, чтобы увезти его домой. Вроде все хорошо, но почему-то в следующих кадрах мы снова видим чету Фельдманов, оплакивающих своего сына.
Вынесенный в название фильма танец примечателен тем, что он начинается и заканчивается в одной и той же точке, то есть танцующий описывает круг. Маоз использовав эту хореографическую фигуру как основу для сюжета и заканчивает фильм в там же где он начинался. Режиссер заставляет зрителей прожить с Фельдманами, родителями и сыном, почти два часа экранного времени не только для того, чтобы показать бессмысленность военной службы и царящую в армии атмосферу паранойи, когда враг мерещится там, где его нет. «Фокстрот» - гораздо больше, чем социальная или семейная драма, это попытка нащупать, где и когда в израильском обществе произошел разрыв между поколениями. Для Маоза этот разрыв очевиден, но он не видит в этом трагедии, скорее, закономерное течение жизни, от абсурдности которой становится то горько, то смешно.
В фильме много пронзительных и смешных моментов, но Маоз совсем не циник и не стремится высмеивать своих героев. Такая позиция, безусловно, подкупает. Подкупают и незабываемый танец безымянного солдата в обнимку с автоматом и небольшой, но выразительный анимированный комикс, заставляющие вспомнить «Вальс с Баширом» соотечественника Маоза Ари Фольмана. Благодаря им «Фокстрот» непременно войдет в историю кинематографа XXI века.
1