Одни исполнители перепевают старые хиты полностью, другие используют лишь отрывки из них. В одних случаях заимствование ограничивается небольшим фрагментом, в других на нем строится вся песня. Иногда использование чужого творчества очевидно, а иногда оно незаметно совсем. Soyuz.Ru решил вспомнить некоторые песни, в которых можно услышать «кусочки» из других композиций.
The Verve – «Bitter Sweet Symphony» (1997)
Источник сэмпла: The Andrew Oldham Orchestra – «The Last Time» (1966)
Во время работы над песней музыканты получили разрешение от Decca Records, но не от The Rolling Stones, авторов «The Last Time». С менеджером The Verve Джаззом Саммерсом связался менеджер «роллингов» Аллен Клейн. Саммерс предложил Клейну 15% отчислений с песни, но Аллен, поняв, что песня станет хитом, настоял на 100%. Расстроенный вокалист группы Ричард Эшкрофт назвал «Bitter Sweet Symphony» «лучшей песней, которую Джаггер и Ричардс написали за 20 лет». А знаменитый клип, где Эшкрофт идет по улице, толкая прохожих, был вдохновлен «Unfinished Sympathy» Massive Attack.
Daft Punk – «Harder, Better, Faster, Stronger» (2001)
Источник сэмпла: Эдвин Бердсонг – «Cola Bottle Baby» (1979)
Сэмпл не был единственным заимствованием: само название «Harder, Better, Faster, Stronger» – переделанная строка из телешоу 1970-х «Человек на шесть миллионов долларов». Интересно, что и «Harder, Better, Faster, Stronger» потом была засэмплирована в песне Канье Уэста «Stronger» (2007). Отдавая уважение Daft Punk, Уэст поместил их в клип (одетых в костюмы роботов), а на церемонии «Грэмми» в 2008-м исполнил «Stronger» вместе с ними. Что же касается автора «Cola Bottle Baby» Эдвина Бердсонга, то он не сыскал успеха в хит-парадах, но сумел собрать крепкую фан-базу и даже поработать со Стиви Уандером.
Бейонсе и Джей Зи – «Crazy In Love» (2003)
Источник сэмпла: The Chi-Lites – «Are You My Woman? (Tell Me So)» (1970)
Инструментальной частью песни занимался продюсер Рич Харрисон – он не только исполнил все партии, но и подбирал сэмплы. Композиция «Are You My Woman?» приглянулась ему давно, еще до знакомства с Бейонсе. Кстати, певице не сразу понравилась аранжировка – по ее мнению, сэмпл из The Chi-Lites напоминал «трубящие фанфары», неуместные в XXI веке. Однако она решила дать Харрисону шанс и дала ему два часа на написание музыки и слов. Рич сочинил куплеты и припев (по его признанию, это ему не так уж просто далось), а Бейонсе добавила бридж.
Читайте также: 13 групп и музыкантов, которые скрывают свои лица
Бритни Спирс – «Toxic» (2003)
Источник сэмпла: Лата Мангешкар и С. П. Баласубраманиам – «Tere Mere Beech Mein» (1981)
Одно дело – вставлять в трек фрагменты хитов прошлых лет и совсем другое – откопать песню из индийского фильма 1981 года «Созданы друг для друга». На самом деле это не такая уж редкость: болливудской музыкой «вдохновлялись» и The Black Eyed Peas, и Джей-Зи, и Канье Уэст. Автором «Toxic» выступила Кэти Деннис, перу которой также принадлежит «Can’t Get You Out Of My Head» Кайли Миноуг. Именно австралийской поп-диве трек предложили изначально, но она отказалась, и песня ушла к Бритни.
Мадонна – «Hung Up» (2005)
Источник сэмпла: ABBA – «Gimme! Gimme! Gimme! (A Man After Midnight)» (1979)
Если в предыдущих песнях использование сэмплов заметит далеко не каждый, то в «Hung Up» оно очевидно – кто же не слышал знаменитый хит ABBA? Получить согласие от легендарного квартета очень непросто: за всю историю такое случалось дважды – до Мадонны шведы дали разрешение на сэмплирование «The Name Of The Game» группе The Fugees. По словам Бьорна Ульвеуса, Мадонна написала им очень хорошее письмо и после 30 секунд прослушивания он понял, что композиция великолепна. Ульвеус добавил, что «песня Мадонны показывает, что ABBA – часть ДНК поп-музыки».
Gnarls Barkley – «Crazy» (2006)
Источник сэмпла: Джанфранко и Джан Пьеро Ревербери – «Nel Cimitero Di Tucson» «Last Man Standing» (1968)
Если авторы «Toxic» обратились к индийским фильмам, то Gnarls Barkley пошли за вдохновением к итальянским спагетти-вестернам. Картина «Приготовь гроб» вышла в 1968 году – это был приквел к куда более известному «Джанго» (1962). Си-Ло Грин и Дэнжер Маус не просто заимствовали отрывок, но также использовали мелодию и последовательность аккордов. Аранжировку Дэнжер Маус сделал, находясь на отдыхе в Исландии в 2004 году. В 2011-м журнал Rolling Stone назвал «Crazy» лучшей песней десятилетия.
Эми Уайнхаус – «Tears Dry On Their Own» (2006)
Источник сэмпла: Марвин Гэй и Тамми Таррелл – «Ain’t No Mountain High Enough» (1967)
Эми Уайнхаус задумывала «Tears Dry On Their Own» как медленную балладу, но позже переделала ее. Оригинальная версия композиции вошла в посмертный альбом «Lioness: Hidden Treasures» – и она довольно сильно отличается от общеизвестной (в частности, сэмпла там нет). Sputnikmusic даже назвали песню «анти-балладой» из-за более оптимистичного настроя по сравнению с предыдущим синглом Эми «Love Is A Losing Game». На общее настроение композиции повлиял как более быстрый темп, так и наличие сэмпла – даже название песни Гэя и Таррелл «Горы недостаточно высоки» вполне себе говорящее.
Читайте также: 10 знаменитых песен, написанных случайно
M.I.A. – «Paper Planes» (2007)
Источник сэмпла: The Clash – «Straight To Hell» (1982)
Идеей использовать фрагмент песни The Clash принадлежала Дипло – продюсеру песни и тогдашнему бойфренду певицы. «Они [The Clash] всегда были пионерами в плане звука», - объяснил Дипло свой выбор. По мнению гитариста The Clash Мика Джонса, панк и хип-хоп – близкие по духу жанры, так как оба начали свой путь с улиц. Популярность к «Paper Planes» пришла не сразу, а в 2008 году, когда вышли фильмы «Миллионер из трущоб» и «Ананасовый экспресс». После этого интерес к композиции буквально взлетел – она даже была номинирована на «Грэмми» в категории «Запись года».
Готье и Кимбра – «Somebody That I Used To Know» (2012)
Источник сэмпла: Луис Бонфа – «Seville» (1967)
«Seville» не только «подарила» Готье гитарную партию, но и помогла музыканту написать первые несколько строк песни. Почти половина отчислений (45%) с «Somebody That I Used To Know» ушло в фонд бразильского гитариста и композитора, скончавшегося в 2001 году. По мнению Готье, причиной популярности песни стала близкая людям история, рассказанная искренне и с двух сторон сразу. Другие отмечали ее универсальность – «Somebody That I Used To Know» вошла как в танцевальный чарт, так и в хит-парад альтернативной музыки. А еще ей помог Shazam – это первая песня, которую искали в приложении более миллиона раз.
Дрейк – «Hotline Bling» (2015)
Источник сэмпла: Тимми Томас – «Why Can’t We Live Together» (1972)
Хитов у Дрейка много, но «Hotline Bling» все же, наверное, самый известный – не только благодаря мемам с неуклюжими танцами, но и благодаря правильному сэмплу. Тимми Томасу трек понравился. «Я горжусь тем, что он [Дрейк] сделал с моей песней, даже несмотря на то, что он изменил ее смысл [оригинал был посвящен всеобщей толерантности]. Обо мне вспомнили, у меня появился шанс что-то сказать молодому поколению», - рассказал Тимми в интервью SPIN.