Семь лет назад на Московском международном кинофестивале была показана «Буря» Джули Тэймор, где волшебник Просперо с легкой подачи автора стал волшебницей Просперой, сыгранной Хелен Миррен. В этом году в конкурсе фестиваля участвует лента австралийской постановщицы Клер МакКарти со схожей задумкой – переосмыслить с женской точки зрения бессмертную трагедию Уильяма Шекспира. Как несложно догадаться, фильм МакКарти – это «Гамлет», глазами Офелии, о которой, как оказалось, мы мало что знали.
Открывает фильм красивая визуальная цитата картины Милле «Офелия»: мертвая героиня лежит в пруду среди цветов и трав. Офелия (Дэйзи Ридли сменила джедайский наряд на летящее платье речной нимфы) начинает свой рассказ там, где заканчивается ее история в шекспировской пьесе. Она постепенно отматывает время назад и становится ясно, что привело ее в пруд вовсе не сумасшествие. Офелия росла умной и любознательной девочкой, что сделало ее одной из любимых фрейлин при дворе королевы Гертруды (Наоми Уоттс) и заставило обратить на нее внимание юного принца Гамлета (Джордж МакКэй, к сожалению, здесь в роли статиста). Юные сердца рады бы соединиться, но сначала им мешают постоянные отъезды Гамлета на учебу, а потом череда дворцовых переворотов. История стремительно движется к своей трагической развязке, но героине неожиданным образом удается обмануть злой рок и спастись.
Главным плюсом «Офелии» является то, что создатели фильма четко понимают, для кого и зачем они сделали свое кино. Австралийской постановщице Клер МакКарти чужды амбиции Тома Стоппарда, чей «Розенкранц и Гильденстерн мертвы» и «Влюбленный Шекспир» приглашали зрителей к постмодернистскому диалогу с шекспировским каноном. Ее «Офелия» не для интеллектуалов и филологов, а для молодой аудитории, которая книги английского классика могла и не держать в руках. Если есть «Гамлет» для детей (диснеевский «Король Лев»), то почему бы не быть «Гамлету» для современных девочек-подростков, – а именно на эту аудиторию была рассчитана одноименная книга Лизы Кляйн, послужившая основой для сценария к фильму.
МакКарти довольно любопытно раскрывает известные женские образы из пьесы, даже добавляет туда один новый, но при этом совершенно забывает о мужских персонажах. Прекрасные актеры (Клайв Оуэн, Джордж МакКэй, Том Фелтон) тут выполняют функцию мебели на этом феминистическом празднике жизни. Однако при всем своем несовершенстве и наивности «Офелия» производит приятное впечатление, в ней есть обаяние и юношеский задор, который, возможно, даже сподвигнет юных зрительниц на прочтение оригинала. Правда, открыв книгу, они сильно удивятся, найдя вместо романтической истории про первую любовь монолог «Быть или не быть».