Главные фильмы 40 ММКФ/ «Офелия»: Все умрут, а я останусь

Клер МакКарти представляет «женский взгляд» на знаменитую пьесу Шекспира «Гамлет», где повествование ведется от лица Офелии.

Семь лет назад на Московском международном кинофестивале была показана «Буря» Джули Тэймор, где волшебник Просперо с легкой подачи автора стал волшебницей Просперой, сыгранной Хелен Миррен. В этом году в конкурсе фестиваля участвует лента австралийской постановщицы Клер МакКарти со схожей задумкой – переосмыслить с женской точки зрения бессмертную трагедию Уильяма Шекспира. Как несложно догадаться, фильм МакКарти – это «Гамлет», глазами Офелии, о которой, как оказалось, мы мало что знали.

Открывает фильм красивая визуальная цитата картины Милле «Офелия»: мертвая героиня лежит в пруду среди цветов и трав. Офелия (Дэйзи Ридли сменила джедайский наряд на летящее платье речной нимфы) начинает свой рассказ там, где заканчивается ее история в шекспировской пьесе. Она постепенно отматывает время назад и становится ясно, что привело ее в пруд вовсе не сумасшествие. Офелия росла умной и любознательной девочкой, что сделало ее одной из любимых фрейлин при дворе королевы Гертруды (Наоми Уоттс) и заставило обратить на нее внимание юного принца Гамлета (Джордж МакКэй, к сожалению, здесь в роли статиста). Юные сердца рады бы соединиться, но сначала им мешают постоянные отъезды Гамлета на учебу, а потом череда дворцовых переворотов. История стремительно движется к своей трагической развязке, но героине неожиданным образом удается обмануть злой рок и спастись.

Кадр из фильма «Офелия»

Главным плюсом «Офелии» является то, что создатели фильма четко понимают, для кого и зачем они сделали свое кино. Австралийской постановщице Клер МакКарти чужды амбиции Тома Стоппарда, чей «Розенкранц и Гильденстерн мертвы» и «Влюбленный Шекспир» приглашали зрителей к постмодернистскому диалогу с шекспировским каноном. Ее «Офелия» не для интеллектуалов и филологов, а для молодой аудитории, которая книги английского классика могла и не держать в руках. Если есть «Гамлет» для детей (диснеевский «Король Лев»), то почему бы не быть «Гамлету» для современных девочек-подростков, – а именно на эту аудиторию была рассчитана одноименная книга Лизы Кляйн, послужившая основой для сценария к фильму.

МакКарти довольно любопытно раскрывает известные женские образы из пьесы, даже добавляет туда один новый, но при этом совершенно забывает о мужских персонажах. Прекрасные актеры (Клайв Оуэн, Джордж МакКэй, Том Фелтон) тут выполняют функцию мебели на этом феминистическом празднике жизни. Однако при всем своем несовершенстве и наивности «Офелия» производит приятное впечатление, в ней есть обаяние и юношеский задор, который, возможно, даже сподвигнет юных зрительниц на прочтение оригинала. Правда, открыв книгу, они сильно удивятся, найдя вместо романтической истории про первую любовь монолог «Быть или не быть».

Читайте также