Ох уж эти коварные женщины! И жить с ними невозможно, и убить и жалко, и страшно. Так думает главный герой испанского детективного триллера «Невидимый гость» Адриан Дория, которого обвиняют в убийстве своей любовницы Лауры Видал. Полиция находит мужчину в гостиничном номере с трупом на руках и небрежно разбросанной кучей денег. Дория утверждает, что в комнате был кто-то еще. Героя подставили? Тут-то на помощь Адриану приходит опытный адвокат Вирджиния Гудман, которая раскрывает ужасные тайны и выводит подсудимого на чистую воду.
Традиционно в мистическом триллере режиссер показывает главное событие (убийство) первым, а затем зритель наблюдает, как главный герой распутывает загадку того, кто, как и почему совершил преступление. А в саспенс-триллере режиссер держит зрителя в состоянии страха, тревоги и ожидания, оставляя главное событие на сладкое. Как говорил великий Альфред Хичкок: «Саспенс – состояние ожидания того, что что-то произойдет».
Красота «Невидимого гостя» кроется в том, что это сразу и мистический триллер, и саспенс-триллер. Два фильма по цене одного. Детектив вызывает любопытство, лишенное эмоциональной окраски, а саспенс, наоборот, без эмоций немыслим. Зритель тут же и думает, и чувствует. Напоминающий финчеровскую «Исчезнувшую», криминальный фильм Ориола Паоло – сплошной флэшбэк. А точнее – флэшбэки. И догадки, догадки, догадки. Мужчина, отрицающий вину и мнящий себя жертвой заговора, постоянно темнит, а дама (ветеран в адвокатском деле) явно что-то подозревает, сомневаясь в каждом его слове.
И вот оказывается, что Адриан и Лаура были участниками аварии, где погиб молодой парень. Дабы сохранить отношения в тайне, любовники избавляются от тела, но бесследно исчезнуть не удается. Сюжет, порой немыслимо сумасшедший (такое бывает только в кино), обостряется и нарастает слоями, как только в рассказе преступника и домыслах адвоката появляются все новые подробности. История о грехе (речь не только об убийстве, а скорее об обмане вообще) становится закрученнее и мрачнее, и рано или поздно кому-то придется раскрыть все карты, ибо без страданий не может быть спасения. «Драма – это жизнь, с которой вывели пятна скуки», – говорил мастер саспенса. Обвинение и преследование невиновного человека – характерные черты хичкоковских произведений. Адвокат же хитро выводит пятна лжи из истории обвиненного. Один блефует, чтобы выиграть, другой – чтобы не проиграть.
Повествование разворачивается в бешеном темпе, поэтому автор сценария и режиссер Ориол Паоло требует от зрителя пристального внимания. Не время расслабляться, иначе потеряетесь в мгновение ока. Ночка становится страшно авантюрной, и хотя подсудимый и адвокат не выходят из квартиры, а распутывают дело прямо за столом, зрителя же пускают в совершенно невероятное путешествие.
Так что же это за зверь такой – «Невидимый гость»? Игра разума. Мудреная головоломка. Представьте повешенного мертвеца в пустом сарае. Ноги свисают, и совершенно точно понятно, что это самоубийство. Как бедняга повесился, если рядом нет ни табурета, ни лестницы? Человек принес глыбу льда, повесился, а лед растаял. История об этом самоубийстве буквально рассказана самой Вирджинией Гудман, которая прощупывает главного героя вопросами, чтобы распутать паутину лжи, но ее рассказ вдобавок становится прекрасной квинтэссенцией всего фильма. Любовницу богатого мужчины убили, но как убийце удалось исчезнуть из номера, запертом изнутри? Сплошная загадка.
Читайте также: 15 лучших триллеров ХХI века
А как же Томас Гарридо? Дело в том, что Томас Гарридо – отец погибшего парня. Совершенно случайно на месте аварии Гарридо-старший встретил Лауру, но в тот момент не понял, что сын мертв, а перед ним – соучастница преступления, которая якобы убедила любовника не звонить в полицию и уверила, что никто ни о чем не узнает. Уже можно заметить, что история обостряется искусственно, но происходящее либо принимаешь и двигаешься дальше, либо упрямо шагаешь в сторону пресловутого «Не верю!». Советую закурить трубку, поправить котелок и принять образ следопыта. И вооружитесь лопатой, потому что копать придется глубоко. Зрителю намекают, что и богатый изменник, и матерый адвокат что-то не договаривают, а потому их беседа превращается в настоящую дуэль или, точнее, в шахматную партию. Правда всегда одна и кто-то ее сознательно умалчивает, а кто-то безжалостно ее добивается.
Ориол Паоло изворотливо иллюстрирует преступление и наказание любовников, уверенно разоблачая и показывая, как ложь, выбор и глупость могут загубить семью и превратить жизнь в жуткий кошмар. Нетрудно догадаться, что кара настигнет богатых, которые всеми правдами и неправдами (скорее, неправдами) добиваются сохранения своего богатства. И хотя персонажи проговаривают сюжет вслух, фильм очень сильно полагается на закадрового рассказчика, и однажды непременно задумываешься, откуда персонажи знают о преступлении больше, чем должны. В «Невидимого гостя», в традициях хичкоковских триллеров, вплетены роковая женщина, угрызения совести, неожиданные признания, угрозы, подозрения, наблюдения, «не тот» человек и шпион.
Ловко запутывая зрителя, Ориол Паоло представляет каждую новую деталь запутанного дела будто финальный сюжетный поворот, но тут же оказывается, что режиссер не остановился, а слегка притормозил, а потому рано нам сдавать свой сыскной энтузиазм. А кроме азартнейшей и загадочнейшей истории, которую прогоняют с разных ракурсов, «Невидимый гость» имеет под собой простую, но важную мораль, что нельзя иметь все – надо чем-то жертвовать, на чужом горе счастья не построить, не лги, не убивай, не кради и не предавай. А кто шпион – догадайтесь сами, потому что автор этого текста и так слишком много вам рассказал.