19 июля стартовал прокат фильма «Клуба миллиардеров», в котором снялись двое самых перспективных молодых актеров – Тэрон Эджертон из «Kingsman» и Энсел Эльгорт из «Малыша на драйве», а также главный голливудский актер «нон-грата» Кевин Спейси. Фильм основан на реальных событиях, произошедших в 80-х годах в Лос-Анджелесе, но теперь обречен ассоциироваться только с биографией в одночасье ставшего скандальным Спейси.
После закрутившегося прошлой осенью секс-скандала, в центре которого оказался Кевин Спейси, каждый выходивший или не выходивший проект с его участием уже сложно воспринимать в отрыве от произошедшего. Теперь нельзя просто взять и выпустить в прокат фильм, где задействован актер. Ридли Скотт переснял уже готовые «Все деньги мира», заменив Спейси на Кристофера Пламмера. Новый сезон «Карточного домика» выйдет уже без Спейси. Купившая для проката «Клуб миллиардеров» компания Vertical Entertainment выпускает картину с оговоркой, что делает это не ради поддержки Спейси, а ради других людей, работавших над созданием фильма. И это, пожалуй, самая здравая позиция из всех возможных – дать увидеть свет уже снятым фильмам, а не стыдливо прятать их в дальний угол. Если «Клуб» станет последней большой работой Спейси в кино, а такая возможность сейчас очень велика, то это будет совсем не стыдная точка в его карьере.
Есть такой интересный «эффект завещания», появляющийся в фильмах, которые появляются в прокате уже после ухода (из карьеры или из жизни) актера или режиссера. Комедия обретает оттенки светлой грусти, драма превращается в трагедию. Не хочется заранее вколачивать последний гвоздь в гроб карьеры еще недавно всеми любимого актера, но, смотря «Клуб», сложно отделаться от ощущения, что актера как будто уже в профессии нет, что это его прощальная работа. Однако скандал со Спейси придал и неожиданно комичный эффект фильму, ведь его герой – властный, но при этом манерный мужчина, постоянно окруженный юношами и беззастенчиво ими манипулирующий.
В «Клубе миллиардеров» Кевин Спейси исполнил роль эксцентричного и изобретательного афериста Рона Левина, который решает вложить крупную сумму денег в новую бизнес-идею двух амбициозных парней из Лос-Анджелеса – Джо Ханта (Энсел Эльгорт в своем привычном амплуа доброго парня с душой бунтаря) и его приятеля по Гарварду Дина Карни (Тэрону Эджертону уже явно становится тесно в ролях вчерашних студентов). Идея заключается в том, чтобы привлекать людей инвестировать деньги в золото, а на вырученные средства привозить из Европы модные автомобили и продавать их втридорога в Америке. Когда золото стало падать в цене, а деньги людям надо было возвращать, бизнес-стратегией стало пускание пыли в глаза с помощью эффектной бутафории: шикарного офиса, дорогой одежды и веселых вечеринок с кокаином и моделями. Так простоватый, но харизматичный Джо и хитрый изворотливый Дин организуют финансовую пирамиду – «Клуб молодых миллионеров» или просто «КММ». Парни весьма успешно дурят богатых инвесторов до тех пор, пока Рон Леви не сбрасывает маску доброго дядюшки-наставника и не оставляет «КММ» и всех вкладчиков без гроша.
На этом месте сюжет картины делает парочку весьма эффектных твистов, которые позволяют «Клубу» превратиться из рядовой истории про невеликих комбинаторов в напряженный триллер. Режиссер Джеймс Кокс очень умело усыпляет зрительскую бдительность, подсовывая ему одну за другой дурные копии фильмов о финансовых махинациях. Джо и Дин пытаются быть волками с Уолл-стрит, правда, для этого они слишком наивные и неопытные. Они делают вид, что так же хорошо разбираются в экономике и рынке, как профи из «Игры на понижение», а на самом деле даже не дотягивают до простаков из «Аферы по-американски». Обманчивая и уютная предсказуемость истории оборачивается напряженным триллером, в котором уже сложно что-либо предугадать. Все это нужно, чтобы подготовить площадку, где развернется кровавая и немного комичная драма о разнообразных преступлениях и последующих за ними наказаниях. Ловко и беззаботно жонглируя словами и гипотетическими ситуациями, Джо сначала убеждает соратников по «КММ» в том, что все зависит от точки зрения и аргументации, а потом уже сам пытается уговорить свою совесть в том, что убийство старухи-процентщицы – это не такое уж большое зло, а, возможно, даже благо.
Джеймс Кокс весьма убедительно показывает путь потери моральных ориентиров у изначально неплохих парней. Их главным грехом, на самом деле, было то, что они выросли в небогатых семьях в городе, где все неприлично богаты, успешны или гениальны. Немудрено, что Джо и Дина ослепила призрачная возможность пробиться в мир больших денег и перестать быть Золушками на услужении у богатых родственников. Однако цена за возможность превратить свою жизнь из тыквы в карету оказалась непомерно высокой.
«Клубу миллиардеров» – это, конечно, далеко не безупречная картина. Легче всего придраться к выбранному способу построения сюжета и рассказывания истории. О случившихся событиях рассказывает нам Дин, но почему-то все время мы видим точку зрения Джо. Кажется, что рассказ от первого лица нужен просто как эффектный вход в историю, чтобы потом так же эффектно про него забыть. Но все это кажется незначительным, так как бодрый темпоритм не позволяет заскучать. Происходящее на экране удерживает внимание с первых минут и до самого конца. Это хорошее развлечение, на его просмотр не жалко потратить сто минут, и в памяти оно останется не только как последнее появление Кевина Спейси на большом экране.