Материала об истории создания «Человека, который убил Дон Кихота» с легкостью хватит на отдельную книгу. Вот только самые важные моменты.Для Терри Гиллиама экранизация романа Мигеля Сервантеса о похождениях Дон Кихота была настоящей мечтой. И не мудрено, ведь в главном герое режиссер видел самого себя – безумного фантазера, способного видеть то, чего не видят другие. Гиллиам хотел приступить к работе над фильмом сразу после «Приключений барона Мюнхгаузена». Главные роли тогда могли сыграть Шон Коннери и Дэнни Де Вито. «Приключения» с треском провалились в прокате, и продюсеры с опаской поглядывали на новый дорогостоящий проект режиссера.
Гиллиам не сдавался. Каждый раз, завершая очередную картину, он возвращался к работе над сценарием «Дон Кихота» и поиску актеров на главные роли. Роберт Дюваль, Джон Херт, Майкл Пейлин, Жан Рошфор – вот самые известные претенденты на роль рыцаря печального образа. В начале 2000-х даже вышел отличный документальный фильм «Затерянные в Ла-Манче» про одну из попыток сдвинуть производство картины с мертвой точки.Посмотрев его, можно поверить в существование злого рока, нависшего над «Дон Кихотом»: природные катаклизмы, болезнь и смерть актеров, суды со страховыми компаниями… Испанцы называют это словом «sfiga», то есть несчастье, но Гиллиам включил свое донкихотство на максимум, продолжал видеть цель и не видеть препятствий. Теперь, когда все это осталось уже позади, можно порадоваться за автора, успешно завершившего свой давний гештальт.
«Человек, который убил Дон Кихота» получился ярким и динамичным. Это добротная, крепкая и не худшая работа Гиллиама. Она дает понять, что после депрессивной «Теоремы Зеро» режиссер успешно оправился и пришел в свою прежнюю хорошую форму. В каждом своем фильме Гиллиам создает причудливый гротескный мир, населенный сплошь авантюристами, чудаками и сумасшедшими. Исключением не стал и этот.
На этот раз нам предлагают совершить экскурсию в пыльную и жаркую испанскую глушь в самый разгар Страстной недели, то есть перед Пасхой, когда все так или иначе охвачены карнавальной лихорадкой. В эпицентре событий оказывается скучающий американский режиссер Тоби (Адам Драйвер). Он приехал в Испанию, чтобы снимать ремейк на свою студенческую черно-белую работу, но все как-то не заладилось. Тоби чувствует, что потерял вдохновение, и потому решает наведаться в деревушку, где десять лет назад снимал свой дебют. Простой башмачник (Джонатан Прайс) сыграл тогда Дон Кихота, а 15-летняя официантка Анхелика (Жуана Рибейру) – Дульсинею. Жизнь обоих круто изменилась после этого фильма, и совсем не в лучшую сторону. Башмачник с тех пор не снимает доспехи и на самом деле считает себя хитроумным идальго. Анхелика уехала в Мадрид и стала проституткой. Однако девушка ненадолго приехала в деревню, чтобы поучаствовать в карнавале, который устроил ее любовник, русский олигарх Мишкин (Хорди Молья).
Тоби, которого старик, возомнивший себя Дон Кихотом, увлек с собой в путешествие, кажется самым адекватным человеком в этом хороводе эксцентричных персонажей. Однако Дон Кихот не просто безумен, он способен излучать безумие, как радиацию, так что Тоби обречен. Он начинает принимать мельницы за великанов, мирных беженцев за террористов, а медяки за золотые дублоны. Тоби уже с трудом понимает, где заканчивается карнавал и начинается игра воображения.
Понравится вам «Человек, который убил Дон Кихота» или нет – зависит только от того, насколько в принципе вам нравятся фильмы Гиллиама. Сервантес задумывал своего «Дон Кихота» как пародию на рыцарский роман, Гиллиам же снял одновременно пародию на пародию и фильм о фильме, сквозь который просвечивает практически вся его фильмография: «Бразилия», «Король-рыбак», «Монти Пайтон и священный Грааль», «Воображариум доктора Парнаса»… Какую картину ни возьми, ее отголоски обнаружатся в ленте об испанском рыцаре, его верном оруженосце и подвиге во имя прекрасной дамы.
Во многом фильм состоялся не только благодаря режиссерскому упорству, но и благодаря удачно подобранному актерскому дуэту Адама Драйвера и Джонатана Прайса. В Прайсе сейчас быстрее узнают Его Воробейшество из «Игры престолов», но ведь именно он сыграл главную роль в гиллиамской «Бразилии». Роль Дон Кихота на Прайсе сидит как влитая, сложно сейчас представить на его месте кого-то другого. Адам Драйвер (его уже как-то неловко представлять как Кайло Рена из «Звездных войн») тоже весьма гармоничен в роли запутавшегося художника. Его герой одновременно и комичный (Драйвер может быть невероятно смешным!), и трагичный персонаж, как, собственно, и сам Дон Кихот.
Гиллиам выбрал очень точное название для фильма, вкладывая в него сразу несколько смыслов. Если понимать название буквально, то человек, который убил Дон Кихота – это Тоби, разрушивший жизнь простому башмачнику. А если копнуть глубже, то человек, убивший Дон Кихота – это тот, кто задушил в себе внутреннего идеалиста и обменял свободу на деньги. Также это история о воскрешении, ведь все происходит перед Пасхой. Тот, кто был убит, имеет все шансы воскреснуть. Терри Гиллиам предлагает радикальный способ, как вернуть вкус к жизни и справиться с творческим кризисом. Нужно взрастить в себе внутреннего Дон Кихота и отправиться с любым удачно подвернувшимся под руку Санчо Панса в приключения, а Дульсинея и ветряные мельницы появятся уже по ходу. Этот посыл можно было бы посчитать банальным и наивным, но наглядный пример человека, сумевшего не опустить руки и все-таки осуществить свою мечту, говорит нам о том, что к его мнению все-таки стоит прислушаться.