В издательстве «АСТ» вышел роман «Спящие красавицы», написанный Стивеном Кингом и его сыном Оуэном и сочетающий в себе черты страшной сказки, философской притчи и «фирменных» ужасов короля жанра. Soyuz.Ru разбирается, какой получилась книга.
В небольшом американском городке Дулинг появляется загадочная девушка, которую подозревают в совершении жестокого убийства, и одновременно с этим мир накрывает загадочная эпидемия сонной болезни, которой подвержены только женщины. Они засыпают и покрываются пленкой, похожей на плотную паутину, а попытки разбудить «спящих красавиц» приводят к тому, что пробужденные начинают вести себя агрессивно и расправляются со всеми, кого видят поблизости. Задержанная незнакомка оказывается единственной, кто невосприимчив к болезни – но что за тайну она скрывает?
На первый взгляд сюжет кажется собранным, словно пазл: небольшой американский городок, где никогда не происходило ничего интересного, становится местом действия в большинстве книг Кинга, начиная с «Кэрри» и «Жребия», загадочная эпидемия и пришедший вместе с ней незнакомец (в данном случае незнакомка) явно перекочевали из «Противостояния», превращение в монстров и темная сторона жизни американского захолустья подробно исследовались в том же «Жребии». А на мобильнике одного из героев стоит песня «Hey Jude» – читавшие «Темную башню» поймут, к чему этот намек.
Но все же кое-что новое в этом романе есть: Кинг-старший и Кинг-младший разворачивают сюжет, задав себе вопрос – что случится, если под ударом окажутся не только и не столько мужчины, сколько женщины? Это могло бы показаться конъюнктурой, особенно на фоне многочисленных современных фильмов и телесериалов, где женщины явно выходят на передний план – если не вспоминать, что первой из героинь Кинга была девочка в переходном возрасте, да и в других его романах женщины действовали наравне с мужчинами и отнюдь не всегда были только предметом воздыханий и спасательных операций. То же самое происходит и в этом романе – в городе, где происходит действие, женщины возглавляют полицию и тюрьму, и нетрудно себе представить, что начнется, если обе они станут жертвами загадочной сонной болезни.
Каким бы знакомым ни казался сюжет, неизменным у Кинга (или Кингов) остается одно – кинематографичность и увлекательность повествования, а также герои, похожие на других героев Кинга не больше, чем, к примеру, один американский шериф похож на другого. Уже на первых страницах видны все приметы автора, исключительно по недомыслию записанного в стан развлекательной литературы – обстоятельная экспозиция, яркие детали, неспешное на первый взгляд повествование, которому предстоит взорваться, словно петарда на 4 июля, и нестись на всех парах к развязке, уже не сбавляя оборотов. И сколько бы романов не написал до этого признанный мастер, ему всякий раз удается выдумать что-то новое, пусть и собранное из кусочков старого. А за перипетиями этого сюжета следить не менее интересно, чем перечитывать классику вроде «Зеленой мили» или «Противостояния».
К тому же, как всегда бывает у Кинга, новый роман – не просто очередной «ужастик», призванный пощекотать читателю нервы, но и повод задуматься. «Я прихожу сюда постоянно, некоторые из этих людей – мои соседи, но сегодня я их не узнаю», - говорит одна из героинь. Что такое цивилизованность? Одно из безусловных завоеваний прогресса или просто тонкая пленка, которая рвется, стоит только начаться апокалипсису, будь то война, землетрясение или эпидемия? Кто в таких условиях оказывается сильнее, мужчины или женщины? (Ответ вовсе не очевиден). Что произойдет, если женщины уйдут из этого мира – надолго или, может быть, навсегда? И что будет с каждой из них там, на другой стороне?
Авторы дают собственный ответ на эти вопросы – как всегда увлекательный и в то же время чуть-чуть знакомый: мир сна, в который уходят женщины, немного напоминает Изнанку из сериала «Очень странные дела», разве что без чудовищ (интересно, держали ли Кинги этот сериал в головах, прописывая сюжет? Очень возможно). А их приключения в потустороннем мире словно перекликаются с картинами бедствий в мире земном: перед лицом опасности, как всегда и бывает, каждый вынужден встать на ту или другую сторону, и даже любящий отец не всегда способен сделать правильный выбор – но, возможно, именно любовь однажды даст ему возможность все исправить. К слову сказать, не спешите записывать жителей Дулинга в герои или злодеи: как часто бывает у Кинга, его персонажи – обычные люди, волей судьбы поставленные в необычные обстоятельства, и именно потому привлекательные.
Итак, что же такое новый роман Кингов? Роман ужасов? Да. Философская притча? Отчасти. Страшная сказка? Пожалуй. Будет ли она интересна читателям? Нетрудно догадаться, что ответ – да: Кинг сохранил не только умение выстроить сюжет и прописать характеры, но и любовь к счастливым концовкам. И это не делает финал предсказуемым: сюжетные линии некоторых героев оканчиваются вовсе не так, как хотелось бы, но по крайней мере оставляют надежду. И это главное, за что многие так любят книги писателя из штата Мэн.