«Лето»
Черно-белая лента про ленинградскую рок-тусовку 80-х и судьбоносную встречу Майка Науменко и Виктора Цоя стала самым обсуждаемым российским фильмом года. Вопреки всем известным трудностям, Кириллу Серебренникову удалось снять невероятно светлую и бесконечно свободную ленту. В ней много хулиганского задора, искренних эмоций и изобретательно придуманных и снятых музыкальных номеров. Тот случай, когда фильм непременно нужно смотреть здесь и сейчас – так сильно в истории из недалекого прошлого отражается сегодняшний день. Без сомнения, «Лето» – лучшая музыкальная кинокартина года. Создателям «Богемской рапсодии» есть чему поучиться.
Наша рецензия на фильм «Лето»
«После лета»
Как понятно из названия, фильм «После лета» (режиссером тоже выступил Кирилл Серебренников) – документальный постскриптум к «Лету». Собран он из небольших интервью тех, кто стал прототипами для многочисленных колоритных героев «Лета». Галерея персонажей, свидетелей ушедшей эпохи. Для одних героев – это возможность покритиковать создателей фильма и, например, выразить свое недовольство неправильно подобранным реквизитом. Для других – рассказать зрителям, не заставшим СССР, как на самом деле жили люди в 80-е годы. Для третьих – поделиться трогательными воспоминаниями о Майке Науменко и Викторе Цое. Замечательный фильм, который расставляет все точки над «i» и отвечает на многие вопросы, появившиеся после «Лета».
Наша рецензия на фильм «После лета»
«Довлатов»
Несколько дней из жизни молодого и еще никому не известного писателя Сергея Довлатова. Не стандартный байопик, а своеобразная машина времени, отправляющая зрителя в Ленинград образца 1971 года. Практически парафраз «Сладкой жизни» Федерико Феллини, из которого выкачали весь неугомонный итальянский дух, заменив его русским сплином. Фильм Алексея Германа-младшего про время, когда сложнее всего приходилось творческим людям, не умеющим писать «под заказ». Герман-младший не подталкивает героев к бунту или к эмиграции (на этот шаг Довлатов решится только через 7 лет), не очерняет, но и не идеализирует то время, скорее, фантазирует, «примеряет» на себя – какого было жить тогда. Тихая и грустная рефлексия о судьбе интеллигента.
Наша рецензия на фильм «Довлатов»
«История одного назначения»
Удивительным образом рифмующаяся с современностью реальная история из XIX века о русской судебной системе, когда наказание подчас было несоизмеримо с преступлением: за пощечину офицеру человека без звания могли казнить. Но не только благодаря злободневности фильм Авдотьи Смирновой заслуживает внимания, ведь это не только судебная драма, но и история из жизни Льва Толстого (фантастический Евгений Харитонов) и его семьи. Здесь он хоть и персонаж второго плана, зато такой удивительно харизматичный, что забыть его просто невозможно. Такого Толстого, совершенно не похожего на привычный образ «хрестоматийного старца», мы еще не видели на экране.
«Человек, который удивил всех»
Фильм-притча, снятый по мотивам реальной истории, произошедшей в сибирской деревне. Тяжело заболевший мужчина услышал народную сказку о том, как селезень обманул Смерть, притворившись уткой, и решил попробовать сделать то же самое – то есть стать женщиной. Однако это история об иррациональной вере в чудо и о том, в какой «заповедный лес» она может завести совершенно обычного человека. Семейный и творческий дуэт Натальи Меркуловой и Алексея Чупова, до этого снявший ленту «Интимные места», умело балансирует на грани остросоциального кино о конфликте необычного человека и общества и печальной сказки о самопожертвовании в духе Ганса Христиана Андерсена. Если вы думаете, что Евгений Цыганов – актер одного образа, то вы просто не видели этот фильм.
Наша рецензия на фильм «Человек, который удивил всех»
«Сердце мира»
Наталия Мещанинова (сценарист фильма 2017 года «Аритмия») представила производственную драму о буднях на притравочной станции. (Ни одно животное на съемках не пострадало.) Главный герой (необычайно искрений и убедительный Степан Девонин) – ветеринар-одиночка, которому с лисами и собаками легче ужиться, чем с людьми. Эта картина о том, что четких границ у хорошего и плохого в нашем мире не существует, что маленький закрытый мир для животного и человека – это не всегда тюрьма. «Сердце мира» – тонкая и пронзительная картина. С некоторыми идеями, которые она раскрывает перед зрителем, можно не согласиться, однако остаться к ней равнодушным попросту невозможно.
Наша рецензия на фильм «Сердце мира»
«Война Анны»
Долгожданная новая работа самого самобытного современного русского режиссера Алексея Федорченко («Ангелы революции», «Первые на Луне»). Это история шестилетней еврейской девочки, чудом выжившей в массовом расстреле в 1941 году, которая долгое время пряталась в нерабочем камине в здании нацисткой комендатуры. Фильм целиком и полностью держится на сыгравшей Анну бесстрашной маленькой актрисе Марте Козловой. У Федорченко получился ни на что не похожий фильм, в котором предельная документальность и правдоподобность сочетаются со сказочными мотивами из «Алисы в Зазеркалье» Льюиса Кэрролла. Магический реализм и хроника выживания. Фильм «Война Анны» до сих пор не вышел в прокат в России – надеемся, что это досадное недоразумение будет исправлено в 2019 году.
«Царь-птица»
Яркий представитель самобытного якутского кино, давно признанного мировыми кинофестивалями и имеющего огромный успех у себя в республике (кассовые сборы якутских фильмов нередко обгоняют голливудские блокбастеры). Картина Эдуарда Новикова – первая якутская кинолента, попавшая в конкурс Московского международного кинофестиваля 2018 года и взявшая сразу два главных приза: как лучший фильм и награду Международной ассоциации кинокритиков. Главные герои этой камерной притчи – пожилые супруги. Они настолько уединенно живут в глухой тайге, что даже появление орла, священной для якутов птицы, для них уже большое событие. Обаятельная в своей простоте картина завораживает деталями национального быта и переплетением национальных верований с реалиями 1930-х годов. Идеальная прививка от кинематографического снобизма и окно в диковинный неизведанный мир.
«Айка»
На данный момент уже известно, что «Айка» Сергея Дворцевого вошла в шорт-лист иностранных картин, номинированных на премию «Оскар»-2019. Однако представлять она будет не Россию, хотя и снята русским режиссером в копродукции, а Казахстан. Тем не менее, новость, безусловно, приятная. В фильме рассказывается история нелегальной молодой эмигрантки из Киргизии (за эту роль Самал Еслямова получила приз на 71-м Каннском кинофестивале), вынужденной оставить своего новорожденного ребенка в роддоме и продолжать работать. Деньги ей нужны, чтобы откупиться от преследующих ее кредиторов. Все это происходит на фоне аномальных снегопадов, обрушившихся на Москву, и подготовки к Чемпионату мира по футболу 2018 года. Жесткий фильм, при этом неуловимо схожий с творчеством главных европейских гуманистов – братьев Дарденн. Сергей Дворцевой говорит о бесправном положении мигрантов в России – болезненной теме, которой преступно мало уделяют внимания наши кинематографисты.
«Профайл»
Новый англоязычный проект (копродукция с участием России) Тимура Бекмамбетова в изобретенном им жанре десктоп-триллер частично основан на книге Анны Эрель «Я была джихадисткой». По сюжету фильма английская журналистка расследует, как сирийские террористы вербуют европейских девушек в Сети. Она выходит на рекрутера с помощью поддельного профиля в Facebook и незаметно для самой себя из охотника превращается в жертву. Ленту можно рассматривать и как увлекательное журналистское исследование, и как детально проработанный портрет современного человека, проводящего большую часть своего времени в режиме «онлайн». Бекмамбетов в очередной раз подтвердил свой статус одного из самых креативных творцов в киноиндустрии. Что особенно приятно, его работы интересны не только российскому, но и западному зрителю: «Профайл» получил приз зрительских симпатий на 67-м Берлинском кинофестивале (2017).
«Кислота»
В этом году «Кислота» Александра Горчилина стала самым громким режиссерским дебютом, отмеченным соответствующим призом на «Кинотавре», а в феврале 2019 года будет показана на 69-м Берлинском кинофестивале в программе «Панорама». Режиссер фильма Александр Горчилин – один из ведущих актеров «Гоголь-центра». В кино он известен по ярким эпизодам («Лето», «Да и да») и ролям второго плана («Ученик»). Горчилин снял манифест поколения 25-летних при участии актеров из «Гоголь-центра» (Филипп Авдеев, Александр Кузнецов, Петр Скворцов). При этом «Кислота» обращается не только к 25-летним, но и к их родителям, абстрактно представляющим, чем живут их дети. Знаковый фильм про тихое бунтарство и поиск собственного голоса.
Наша рецензия на фильм «Кислота»
«Слоны могут играть в футбол»
Самый нежный и поэтичный российский фильм 2018 года от режиссера, сценариста и писателя Михаила Сегала («Кино про Алексеева», «Рассказы»). Необычная и приятно удивляющая история об одиноком топ-менеджере (запоминающийся Владимир Мишуков), у которого проснулся то ли эротический, то ли отеческий интерес к трем старшеклассницам. Ленту сложно отнести к какому-то одному жанру, так как сюжет постоянно дрейфует от романтической мелодрамы к напряженному триллеру. Для этой картины вообще сложно подобрать какую-либо подходящую категорию. Это не авторское интеллектуальное кино и не зрительский мейнстрим. Лента Сегала решительно ни на что не похожа, и в том числе поэтому прекрасна.
«Фагот»
Первый русский фильм, полностью снятый на iPhone. Это житейская комедия, название которой отсылает не только к музыкальному инструменту, но и к жаргонному словечку «faggot».
Главный герой ищет способ, как бы побыстрее расстаться со своей девушкой-стервой. И в голову ему приходит самый дурацкий из возможных вариантов – соврать, что он на самом деле гей. История быстро набирает обороты, и вот теперь герою предстоит выслушать все, что о нем думают его родные и знакомые. Режиссер Борис Гуц выбрал самый необычный способ поговорить о том, что жизнь мужчины, чье окружение сплошь состоит из представительниц прекрасного пола, рано или поздно превращается в кошмар, от которого хочется поскорее проснуться. Маленькая (длится всего час) остроумная и обаятельная картина, «Фагот» смотрится на одном дыхании и дарит чистое зрительское удовольствие.
«Я худею»
Бодипозитивная русская комедия Алексея Нужного, окупившаяся в прокате за первые четыре дня, с прекрасным актерским составом и непошлым юмором. В фильме рассказывается история симпатичной кондитерши из Нижнего Новгорода (специально набравшая и сбросившая во время съемок 20 кг Александра Бортич), которая тяжело переживает расставание с бойфрендом-качком и решает сбросить вес вместе с обаятельным новым другом. Фильм четко и ясно проговаривает всем известные истины, о том, что надо уважать себя, нравиться прежде всего себе, а не другим, отношения, где тебя не уважают и не поддерживают – это плохие отношения. Казалось бы, всем известные истины, но в русском развлекательном кино они не так часто, как хотелось бы, звучат.
«Скиф»
«Конан-варвар» по-русски – пожалуй, как-то так можно назвать ленту Рустама Мосафира «Скиф». К счастью, этот фильм не имеет ничего общего с пиарившимся из каждого утюга «Викингом – «Скиф» намного колоритнее, напряженнее, зрелищнее и жестче. С бюджетом в 150 млн рублей (то есть около 2,4 млн долларов на момент съемок) Мосафир выдал вполне смотрибельное и захватывающее приключенческое историческое фэнтези с элементами экшена и роуд-муви. Несмотря на то, что по отдельным сценам можно выяснить, что главный герой – реально живший в стародавние времена князь и сын Владимира Святого, упоминания конкретных имен создатели избегают (видимо, чтобы не будить знатоков истории Древней Руси), однако в общем-то это и не нужно. Благодаря хорошо проработанной художественно-постановочной части картины создается полное ощущение, что мы оказались где-то там, в XI веке, и нам не только дают полюбоваться на дикие пейзажи и селения людей того времени – представители разных народов совершенно не похожи друг на друга, обряды, одежда, жилища, оружие у каждого по-своему уникальные, и наблюдать за происходящим на экране поэтому еще интереснее. Боевые сцены поставлены брутально и мощно (рейтинг «18+») – причем создатели не стесняются пролить побольше кровушки, и в то же время в вульгарщину не скатываются. Даже в плане сценария «Скиф» оказался не так предсказуем, как можно было ожидать – долгое «ровное» запрягание в начале компенсируется насыщенной и бодрой второй частью, а благодаря неоднозначной концовке лента запоминается и заставляет лишний раз о себе вспомнить.