На экраны вышла новая картина греческого режиссера Йоргоса Лантимоса «Фаворитка», которая с восторгом была принята на Венецианском кинофестивале в 2018 году и теперь рассматривается исключительно в контексте номинаций, премий и всеобщей похвалы. Эпитеты вроде «странный» и «абсурдный» навсегда закрепились за Лантимосом после премьеры фильма «Клык» в Каннах в 2009 году, поэтому каждый проект режиссера критики и зрители неизменно встречают с некоторой опаской и определенной установкой: сейчас на экране что-то произойдет, и это будет исключительно в стиле Лантимоса. Однако «Фаворитка» стала одной из самых прямолинейных кинолент в его творчестве.
За основу сюжета фильм берет эпоху правления королевы Анны, последней из рода Стюартов. Из-за слабого здоровья некоторые государственные дела даются королеве очень нелегко, особенно те, что касаются войны между Англией и Францией (Война за испанское наследство). Ей помогает ее близкая подруга, фаворитка – леди Сара Черчилль. Совершенно неожиданно во дворец приезжает дальняя родственница Сары – Эбигейл. Девушку назначают на должность простой служанки, однако леди Сара симпатизирует кузине, и вскоре перед ней одна за другой открываются двери дворца. Для Эбигейл это отличная возможность получить титул и вернуться к своим аристократическим корням. Но девушка любит играть по-крупному, поэтому, все прочнее вливаясь в дворцовые интриги, она нацеливается на завоевание самой королевы, чтобы стать новой фавориткой. Леди Сара просто не может такого допустить. Однако у королевы Анны свой взгляд на происходящее.
Йоргос Лантимос снова обращается к жанровому кино, делая комедийный «корпус» для своего нового фильма. В «Убийстве священного оленя» режиссер тоже в качестве одной формы брал триллер для лучшего раскрытия истории. Однако даже в предыдущей его картине мир был полон смыслов, символов и аллюзий. После выхода «Клыка» о Лантимосе заговорили как о режиссере, который напоминает раннего Ларса фон Триера и Михаэля Ханеке. Его интерес к экзистенциализму и кафкианству был отправной точкой вплоть до «Убийства священного оленя», хотя там это перебивалось жанровым своеобразием. В других его работах невозможно было определить комедию, драму, мелодраму; тональность в фильмах менялась с высокой скоростью. Тогда эпатажность и экспериментальность являлись обусловленной мерой, потому что абсурдный мир Лантимоса иначе существовать просто не мог. В «Фаворитке» все это становится фарсом и фальшью, доказывая, что кроме красивой картинки и театра трех актрис ничего в фильме нет. Даже во время пресс-тура и промоушена «Фаворитки» самым частым определением ленты было слово «странный» (weird) – однако последующего объяснения, почему же так, дано не было.
Непонятность и необычность бывает разной, но даже у Паноса Косматоса в «Мэнди», в одном из самых спорных фильмов 2018 года, это все было обусловлено, и найти причинно-следственные связи труда не составляло. Гаспар Ноэ в «Экстазе» не использовал установку «эксперимент ради эксперимента» – в отличие от Йоргоса Лантимоса. Греческий постановщик обращается к абсурдности, словно Питер Гринуэй, оживляя «Потрет рисовальщика», но фантазируя через фантастические приемы «Эйзенштейна в Гуанахуато». Лантимос, будучи состоявшимся режиссером, почему-то сомневается между верой в кинематограф и ее отрицанием. Однако эксперимент оказался верным путем к трансформации и обновлению жанра костюмированной британской драмы. «Фаворитка» – это настоящий вызов и бунт против бесконечных «стандартных» фильмов и сериалов вроде «Аббатство Даунтон» и «Север и Юг». Постановщик словно продолжает традицию «режиссеров-иммигрантов» и по-новому открывает британское кино мировому зрителю. До него этим занимались чех Карел Рейш и поляк Павел Павликовский.
В предыдущих своих проектах Йоргос Лантимос всегда участвовал в написании сценария или же являлся единственным человеком, ответственным за драматургию. В «Фаворитке» режиссер в самом тексте отсутствует, и это заметно по тишине и паузам в картине. Дело в том, что его герои обычно знают, как коммуницировать без слов, общаясь с помощью мимики, взглядов и движений. Персонажи его нового фильма абсолютно молчаливы, поэтому позволяют тишине быть пустой. Возможно, из-за того, что общая атмосфера сложившихся между главными героинями отношений явно отсылает к мотивам Педро Альмодовара и его ленте «Женщины на грани нервного срыва», а «британскость» заимствуется из картины «Без истерики!» Тани Уэкслер. Так и получается, что истерика, как эмоция, требует тишины, и, вероятно, поэтому паузы здесь должны быть наполнены молчанием.
Частью эксперимента стали и сами главные героини, которые, несмотря на свои ювелирно расшитые «винтажные» наряды, при ближайшем рассмотрении оказываются осовремененными копиями оригиналов. Такую же дерзость по отношению к реальным историческим фигурам позволила себе София Коппола в «Марии-Антуанетте», но она была достаточно сдержанна. Лантимос осовременивает поведение королевы и ее фавориток, создавая сложных женских персонажей, которых так не хватает современному кинематографу. Однако было ли это желание продиктовано чисто интересом к этим личностям, или же это было сделано в угоду тренду?
Ритм взаимоотношений между героями, не только королевы и фавориток, взаимосвязан с историей Генриха VIII и его многочисленными браками. Если вспомнить сериал «Тюдоры» с Джонатаном Риз-Майерсом в главной роли, то там женские персонажи существовали по очень простой системе – они следовали за мужчинами. Лантимос полностью исключает такую схему, делая так, что гендер как таковой здесь играет вторичную роль. Королеву Анну он оставляет без супруга, как будто исторически его и не было. Возможно, любовь между Анной Стюарт и Георгом Датским была не такой сказочной, как у королевы Виктории и Альберта Саксен-Кобург-Готского, но смерть супруга тоже сильно повлияла на нее. В итоге у режиссера получаются три лидирующие роли, которые по-своему независимы и действуют без какого-либо бэкграунда. Лантимос оставляет их на суд зрителя, совершенно не пытаясь показать, насколько органично они смотрятся в представленной эпохе. Тем самым он доказывает, что такая история может существовать вне временных рамок и любых форматов.
Перед релизом «Молодости» Паоло Соррентино многие СМИ отмечали, что «второй "Великой красоты" не будет». В контексте премьеры «Фаворитки» Йоргоса Лантимоса можно сказать подобную фразу, поскольку в этом фильме перед зрителем предстает совершенно другой режиссер.