Сегодня, 18 марта, свой 60-летний юбилей отмечает знаменитый французский постановщик Люк Бессон – создатель «Леона», «Пятого элемента» и множества других известных картин. Soyuz.Ru рассказывает о творческом пути прославленного режиссера и созданных им фильмах, некоторые из которых уже прочно заняли достойное место в истории мирового кино.
Из дайверов в режиссеры
Родившийся в семье инструкторов по дайвингу Люк Бессон планировал продолжить семейное дело, когда вырастет. Однако судьба распорядилась иначе. Будучи подростком, юный Люк всерьез увлекся кино: он смотрел много фильмов и даже подрабатывал на съемочных площадках в качестве помощника режиссера, что помогло ему определиться с выбором будущей профессии. В 19-летнем возрасте Люк Бессон отправился в Голливуд для того, чтобы повысить свои профессиональные навыки, но вскоре вернулся обратно во Францию, чтобы пройти службу в армии. Отслужив 3 года, он возобновил изучение режиссерской деятельности и сделал свои первые шаги на этом поприще, сняв несколько музыкальных клипов и рекламных роликов.
Через стройматериалы к звездам
Дебютной режиссерской работой Люка Бессона стала короткометражка о сражающихся во время постапокалипсиса людях, облаченных в доспехи из стройматериалов. Примечательно, что в одной из главных ролей в ней снялся тогда еще начинающий актер Жан Рено – будущая звезда бессоновских «Голубой бездны» (1988) и «Леона» (1994). Несмотря на явную дешевизну постановки и достаточно абсурдный сюжет, 11-минутная фантастическая картина «Предпоследний» (1981) смогла заинтересовать французских инвесторов, разглядевших в ней скрытый потенциал. Кроме того, этот короткий метр послужил отправной точкой для формирования узнаваемого авторского стиля режиссера, основанного на сочетании, на первый взгляд, несочетаемых вещей. У Бессона действительность переплетается с вымыслом таким тесным образом, что зритель начинает верить в нерушимую связь между реальными и фантастическими событиями, отраженными постановщиком на экране. Вскоре после этого Бессону доверили возглавить съемки полнометражной версии «Предпоследнего» (1981), получившей название «Последняя битва» (1983). Однако главный успех был у французского постановщика впереди.
Неожиданный прорыв
В 1985 году Бессон выпустил фильм «Подземка» – драматический триллер о тайных жителях парижского метро, вдохновленный картинами французской «новой волны». Лента получила номинацию на премию британской киноакадемии BAFTA в категории «Лучший фильм на иностранном языке» и 3 награды национальной кинопремии Франции «Сезар» за лучшие декорации, лучший звук и лучшего актера (Кристофер Ламберт), после чего 26-летнего Бессона записали в ряды «подающих надежды режиссеров».
С выходом на экраны приключенческой драмы «Голубая бездна» (1988), ставшей одной из самых коммерчески успешных французских картин 80-х годов (сеансы фильма посетили 9,2 млн человек!), Бессон завоевал широкую известность у зрителей. Закрепить за собой статус ведущего кинематографиста Франции (и обзавестись женой в лице актрисы Анн Парийо) Бессону помог криминальный боевик «Никита» (1990), удостоенный высоких оценок кинокритиков и отмеченный номинацией на премию «Золотой глобус» как «Лучший фильм на иностранном языке». Перед тем, как окончательно перебраться в высшую лигу режиссеров, известных не только у себя на родине, но и за ее пределами, французский постановщик снял (кстати говоря, в прямом смысле: оператором фильма выступил сам Бессон) документальную научно-популярную картину о подводном мире под названием «Атлантис» (1991) – словно в память о детской мечте.
Всеобщее признание
Благодаря фильмам «Леон» (1994) и «Пятый элемент» (1997) имя Люка Бессона стало известно всему миру. Лента о дружбе киллера Леона, роль которого исполнил Жан Рено, и девочки Матильды, сыгранной тогда еще совсем юной Натали Портман, покорила сердца миллионов зрителей, заставив с особым нетерпением ждать будущих проектов режиссера. Поэтому нет ничего удивительного в том, что вышедшая спустя 3 года после «Леона» (1994) фантастико-приключенческая комедия «Пятый элемент» (1997) с участием Брюса Уиллиса и Миллы Йовович (между прочим, третьей жены Бессона) имела оглушительный успех в прокате, собрав более $260 млн. Ко всему прочему, фильм был номинирован на премию «Оскар» в категории «Лучший монтаж звука».
Также создание «Пятого элемента» (1997) было знаменательно тем, что Бессон наконец-то смог осуществить свою юношескую мечту – снять кино, близкое по духу его любимому французскому комиксу «Валериан и Лорелин» (в будущем, как известно, Бессон и вовсе его экранизирует).
Трагедия Жанны Д'Арк и рождение EuropaCorp
Но долго радоваться Бессону не пришлось: в жизни бывают как взлеты, так и падения. После суперуспешного «Пятого элемента» (1997) французский режиссер выпустил на экраны один из своих самых неудачных фильмов – историко-биографическую драму «Жанна Д'Арк» (1999). Лента о легендарной Орлеанской деве, стоившая огромные по сравнению с прошлыми картинами Бессона $85 млн, с треском провалилась в прокате, не говоря уже о том, что критики разнесли ее в пух и прах, а исполнительница главной роли Милла Йовович получила номинацию на антипремию «Золотая малина» как «Худшая актриса». Параллельно с этим режиссер занимался созданием собственной студии французского кино, которая начала полноценно функционировать с сентября 2000 года и получила название EuropaCorp. В будущем компания по производству фильмов, основанная Бессоном, станет крупнейшей во Франции: под ее эгидой будут выпущены сразу несколько частей таких известных франшиз, как «Такси», «Перевозчик», «13-й район» и «Заложница», а также картины «Васаби» (2001), «Дэнни Цепной пес» (2005), «Револьвер» (2005), «Хитмэн» (2007), «Коломбиана» (2011) и другие. Собственно говоря, следующий режиссерский проект (увы, не снискавший особого успеха) Бессона – мелодраматическое фэнтези «Ангел-А» (2005) – вышел уже из-под крыла EuropaCorp.
Бессон и минипуты
Отдельное место в творчестве Люка Бессона занимает созданная им серия из четырех книг «Артур и минипуты», которую он впоследствии экранизировал. Примечательно, что идея создания романа о приключениях 10-летнего мальчика в волшебной стране минипутов выросла из черновой версии сценария к фильму, который он разрабатывал, опираясь на свою собственную биографию. Однако позже Бессон решил переработать его и превратить в полноценное литературное произведение. К удивлению режиссера, роман пользовался огромной популярностью. В 2006 году Бессон перенес его на большие экраны. Вопреки оптимистичным ожиданиям постановщика экранизация потерпела кассовое фиаско и получила неоднозначные отзывы критиков. Однако Бессон решил завершить начатое, выпустив два оказавшихся еще более провальными продолжения – «Артур и месть Урдалака» (2009) и «Артур и война двух миров» (2010). Видимо, о минипутах легче писать, чем снимать про них кино.
Невероятный успех и грандиозный провал
С разницей в три года Бессон снял свои самый успешный и провальный фильмы в карьере. Ну, а перед этим выпустил скромный семейный междусобойчик под названием «Малавита» (2013), в котором не за что зацепиться, кроме актерского состава (в главных ролях задействованы Роберт Де Ниро, Мишель Пфайффер и Томми Ли Джонс). Правда, была еще у Бессона неудачная попытка снять байопик о нобелевской лауреатке Аун Сан Су Чжи с Мишель Йео в главной роли. Тот фильм назывался «Леди» (2011) и, пожалуй, это все, что нужно о нем знать. В свою очередь фантастический экшн «Люси» (2014), в основу сюжета которого лег миф о том, что люди используют лишь 10% возможностей своего мозга, снова вернул Люка Бессона в высшую лигу. При бюджете в $40 млн картина заработала по миру сумму в 10 раз больше! Разумеется, свою лепту в успех фильма внесла звезда франшизы «Мстители» Скарлетт Йоханссон, исполнившая титульную роль.
Тем печальнее осознавать, что выпущенный через 3 года после «Люси» (2014), невероятного кассового хита, фэнтезийно-приключенческий боевик «Валериан и город тысячи планет» (2017), на производство которого было потрачено $180 млн (самый дорогой европейский фильм в истории кино!), напротив, оказался коммерчески провальным. Зато Бессон воплотил в жизнь свою давнюю мечту: экранизировал горячо обожаемый им с детства комикс.
Как он есть
Имя Люка Бессона давно стало нарицательным. Именно с ним принято связывать современное французское кино. Казалось бы, а ведь ничто не предвещало, что «подающий надежды режиссер», дебютировавший в 22 года постановкой короткометражки о последних оставшихся в живых на Земле людях, дерущихся друг с другом в костюмах из целлофана и пластика, через 36 лет снимет самый дорогой европейский фильм в истории кино! Несмотря на то, что дела у Бессона не всегда складывались лучшим образом, нельзя отрицать, что у него богатое, полное интереснейших работ творчество, которое заслуживает самого пристального внимания зрителей. А время уж разберется, какие еще его фильмы займут причитающиеся им места.