Для быстрого поиска начните вводить запрос

​Канны 2019: «Вас не было на месте» Кена Лоуча

Двукратный лауреат «Золотой пальмовой ветви» возвращается на Лазурный берег с новой историей о простых людях.
18 мая 2019 0
Кадр из фильма «Вас не было на месте»
Кадр из фильма «Вас не было на месте»

Главные герои фильма «Вас не было на месте» Рикки и Эбби работают сверхурочно, потому что им надо платить за дом и воспитывать сына-подростка и девятилетнюю дочь. Отец семейства получает новую работу в службе доставки, в то время как его жена ухаживает за престарелыми и немощными людьми, стараясь к ним не привязываться. У них совсем не хватает времени друг для друга, на себя и даже детей. В таком состоянии они пытаются преодолеть все преграды, несправедливости и недопонимания, но иногда для этого просто не хватает сил.

В 2016 году Кен Лоуч, после получения главной награды 69-го Каннского кинофестиваля за драму «Я, Дэниел Блэйк», сказал, что намерен прекратить заниматься художественными фильмами. Спустя три года новая картина мэтра британского кино снова оказывается в программе основного конкурса Каннского смотра, и действие ленты происходит в том же Ньюкасле. Город, который, по мнению британцев, можно назвать «столицей северной Англии», хранит большее количество впечатляющих историй о рабочем классе. Главные герои «Вас не было на месте» и «Я, Дэниел Блэйк» – как находящаяся в том же Ньюкасле скульптурная композиция Шона Генри «Человек и его потенциальные я», состоящая из трех расположенных в разных районах города «ипостасей» одного и того же человека. Все они представляют обычного рабочего, обыкновенного жителя Ньюкасла.

Кадр из фильма «Вас не было на месте»

Кадр из фильма «Вас не было на месте»

Кен Лоуч со своим бессменным сценаристом Полом Лаверти создают дополнительную историю, но не продолжение (как же иначе, ведь режиссер никогда не любил идею сиквела). Их холодный, серый, живущий прошлым Ньюкасл становится кинематографичным, обретая себя в некой лоучевской вселенной, вырисовывающейся на экране. Дэниел и семья Рикки – как проводники в ней, они приглашают заглянуть в их личную жизнь, увидеть их радости, горести и каждодневную несправедливость.

Несмотря на прямолинейность эстетики социального реализма, режиссер позволяет себе немного сентиментальности и ностальгирует о прошлом, когда Эбби разглядывает фотографии у одной из своих подопечных. Женщина показывает снимки 40-летней давности, улыбаясь воспоминаниям о времени, проведенном в профсоюзе, люди в котором стали для нее практически родными. Теперь ее собственная семья не может найти времени даже посетить старушку, каждый раз отправляя к ней сиделку.

Кадр из фильма «Вас не было на месте»

Кадр из фильма «Вас не было на месте»

«Вас не было на месте» – это, в первую очередь, фильм о семье и отношениях, и о том, как система и время могут деструктивно влиять на них. У людей больше нет времени друг для друга из-за нехватки человечности и материализма. Семья Рикки и Эбби живет в замкнутом кругу долгов, нищеты и бесконечной борьбы, и выхода из этой ситуации нет, победы над бесконечными проблемами не предвидится. Само название картины «Вас не было на месте» (а в оригинале «Sorry We Missed You») говорит даже больше не о службе доставки, а о том, что из-за бесконечной занятости родителей дети предоставлены сами себе, взаимоотношения супругов тоже близки к краху, а все потому, что их постоянно «нет на месте».

«У меня нет другого выбора» – говорит отец семейства, словно отвечая всем «сердитым людям» до него, возмущавшимся, что все ими «нажитое» оказалось ненужным. Колин Смит остановился перед финишной чертой в «Одиночестве бегуна на длинные дистанции» (Тони Ричардсон), потому что это был его выбор и внутренняя личная свобода, скрывающаяся за ним. Однако у Рикки больше нет сил идти против системы. Ему, как и тем городским статуям-«ипостасям», надо стоять, идти и парить в воздухе, пока другие будут им пользоваться.



В центре внимания

Поделитесь с друзьями