​«Оно 2»: Эпично! А где хоррор?

С «попкорном и зрелищами» у второй части полный порядок, а вот с драмой и страхом – нет. (Сюрприз от Стивена Кинга к фильму прилагается!)

Полетаем? 5 сентября состоялась одна из самых ожидаемых премьер 2019 года – на большие экраны вышел фильм Андреса Мускетти «Оно 2» по культовому роману Стивена Кинга. Два года ожиданий после жуткой и цепляющей первой части, казалось бы, оправданы – продолжение получилось колоритным и масштабным. «Оно 2», без сомнений, соберет приличную кассу и наверняка встанет в ряд главных поп-хитов года. Но, увы, весь эпик второй части не «спрячет» явные огрехи, из-за которых фильм не может встать в один ряд с лучшими хоррорами (и не только года, но и вообще).

Действие «Оно 2» разворачивается спустя 27 лет после той самой битвы «Клуба неудачников» с Пеннивайзом (Билл Скарсгард). В первом акте мы сразу же узнаем, как там поживают ребята теперь. Причем судьба каждого так или иначе характеризует их личности, отношения с родителями и так далее. Майк Хэнлон (Айзая Мустафа/ Чоузен Джейкобс) – единственный, кто остался в Дерри – просит друзей вернуться в город, ведь Оно вновь подало признаки жизни и жаждет крови.

Пока Пеннивайз терроризирует детей и взрослых Дерри, вернувшиеся герои пытаются претворить в жизнь разработанную Майком тактику по уничтожению монстра. Согласно его плану, «неудачникам» для начала необходимо посетить важные для восстановления памяти места. Покинув Дерри, они забыли о страшных событиях в городе, а для ритуала изгнания Пеннивайза необходимо воссоздать полную картину воспоминаний, до мельчайших деталей. Однако в плане, хоть он и кажется действенным, есть определенные пробелы, и Оно непременно воспользуется каждым неверным шагом героев…

Кадр из фильма «Оно 2»

Что же – перед нами отличное попкорновое кино, от которого невозможно оторваться. Это классический блокбастер с вполне конкретными целями. Мускетти как будто расправил плечи и выдал нечто гораздо более грандиозное, нежели первая часть. Режиссер продолжает кружить зрителям головы карнавалом, полным запоминающихся образов. Это все, конечно, хорошо, но во время просмотра невольно ловишь себя на мысли, что тебя конкретно обманывают, даже обламывают в плане желания увидеть настоящий пробирающий до костей хоррор.

С эпиком разобрались, проработка хороша, а CGI радует глаз. Но где бояться? Да, лента сочится мерзкими (в хорошем смысле) сценами, которые вызывают действительно «некомфортные» чувства. Тут Мускетти угадал. Однако это все детские «пугалки» с привычными клише для скримеров, только теперь все кровавее и грязнее. Даже демонстрацию жестокости Пеннивайза обычно обрывают в самом начале «мяса» – рамки приличий разгуляться чудищу не дают. В то же время атмосфера, акценты и ситуации не позволяют зрителям погрузиться в ужас и хаос – так, просто развлекают, и все. Создателям «Оно 2» не помешало бы подглядеть, как эти элементы разыграны в более любопытном и камерном «Кладбище домашних животных» Кевина Колша и Денниса Уидмайера. Ну, это если не отходить от темы новых кинговских экранизаций.

Кадр из фильма «Оно 2»

В «Оно 2» уместно вписаны остросоциальные темы, что продолжает и тенденцию оригинала. Нам вновь показывают «настоящих монстров» среди людей – где-то жестче и глубже, где-то чуть более поверхностно. Стокгольмский синдром, болезненная привязанность к родителям, гомофобия, проблемы маленьких городков, травля – эти и другие вопросы подаются не намеками, а прямо «в лоб». Это даже хорошо – в таком зрелищном проекте все и должно быть гротескно и наглядно. (Не забываем: это поп-продукт, а не артхаус.) Однако и здесь есть обратная сторона. В рамках раскрытия этих тем ждешь яркие и полновесные личные драмы героев – но как раз на них фильм очень скуп, как будто создатели боялись вызвать у зрителей «лишние» чувства. В итоге ни к одному персонажу не чувствуешь близости, не проникаешься ничьей личной историей.

Эта проблема ведет еще к двум, смежным. Первая понятна с точки зрения адаптации романа и желания рассказать подробнее о каждом герое – эпизодичность повествования. Нас то и дело бросают от одного «неудачника» к другому. При таком темпе и подходе не помешал бы сериальный формат – эпизоды позволили бы зрителям понять драму каждого персонажа. Колоссальных почти трех часов, видимо, мало для этой истории. Далеко за примерами идти не надо – «двойник» дилогии Мускетти «Очень странные дела» или «сосед» сериала по Netflix – крутейшее шоу «Призраки дома на холме».

Кадр из фильма «Оно 2»

Вторая проблема связана с одной из сильных сторон картины, из-за чего укрепляется неоднозначное восприятие проекта в целом. Речь о юморе. Он здесь действительно хорош. Однако в отдельных сценах даже самые «в тему» шутки добивают и без того слабый уровень напряжения и драмы. Надо грустить и рыдать, а ты смотришь на экран и… все. Или надо трепетать от ужаса и восторга, а ты… а? что? Во втором случае сказывается и недостаточная проработанность саспенса.

Тем не менее «Оно 2» станет хитом. Причины лежат на поверхности. Поклонников Кинга проект порадует завершенностью и отсылками. Немаловажную роль играет отличный визуал (хотя бы ради него и стоит посмотреть картину). Образы и локации с грамотным оформлением – гамма, кадрирование и операторская работа. Фильм правильно придерживается стиля первой части, делая зрелище только масштабнее. Сам Стивен Кинг (кстати, не пропустите сюрприз от него в «Оно 2»!) лаконично написал в Twitter перед релизом, что фильм выдался «эпичным» – этим все и сказано.

Кадр из фильма «Оно 2»

Связь первой и второй частей упрочили выбранные на роли повзрослевших «неудачников» актеры – да, кастинг тут на высоте. Особенно впечатляет выбор актеров на роль Эдди Каспбрака – Джеймс Рэнсон и Джек Дилан Грейзер. Хоть актерский состав и радует своей «звездностью» (Джеймс МакЭвой, Джессика Честейн, Энди Бин, например), все зрительское внимание самым наглым образом оттягивают на себя двое – Билл Скарсгард и Билл Хейдер. Пугающе-гипнотический Пеннивайз Скарсгарда покорил зрительские сердца еще в первой части, но в «Оно 2» он подготовил кое-что более дерзкое и изящное. В то же время красивое сочетание комедии и драмы сделало Хейдера главной звездой «Клуба неудачников». Его игра ловко оттеснила коллег, так что даже МакЭвой в «Оно 2» выглядит не так уж убедительно. Впрочем, в этом «виновата» и постановка. Честейн, МакЭвою, Джеймсу Рэнсону и другим просто не дали раскрыть свой потенциал, показать серьезную драму, а заставили суетиться и бегать, демонстрируя стандартный набор страданий и страхов. Они дополняли картину, а не были ее центром.

Бесконечные промо-материалы перед премьерой «Оно 2» обещали множество крутых и эпичных сцен и заявляли, что зрители «испугаются до ужаса». Что же – мы получили карусель сочных перформансов, отделенных друг от друга скромными диалогами. Но вот что касается ужаса – это вы зря. Жутко – может быть, но не так уж и страшно. Финал первой части «Оно» намекал на масштабную битву – так и есть, с концентрацией зрелища в духе других популярных экшен-проектов. Фанаты хотели завершения сюжетных линий любимых героев как можно ближе к канонам – сделано. План по удовлетворению зрительского спроса с учетом современных тенденций выполнен. Единственное – жертвой этого чудо-перформанса легла сама суть происходящего.

Вероятно, такой подход – это именно то, что нужно для одного из самых популярных романов Стивена Кинга. Зрители довольны, касса полна. Теперь главное, чтобы влияние «Мстителей», «Аватара» и других поп-гигантов, а также желание показать побольше «мышц» и амбиций не распространились на другие подобные проекты. К хоррорам надо подходить по-другому. Еще «Мамой» Андрес Мускетти отлично продемонстрировал свое умение сочетать драму и ужас, реализовывая их в абсолютно камерной и «уютной» атмосфере. А в случае с брендом «Оно» нужно было делать мейнстрим, который засядет в голову и будет понятен всем. Получите и распишитесь.

Читайте также