​«Ford против Ferrari». Безумный Бейл: Дорога ярости

Спортивную драму с гениальным Кристианом Бейлом ощущаешь душой и телом.

Основанная на правдивой истории картина – сплошное удовольствие, и не имеет значения, фанат ли вы автоспорта или дилетант, как я. Сюжет завораживает настолько, что время пролетает, как мчащиеся спорткары. Режиссер Джеймс Мэнголд, постановщик драмы «Переступить черту» (2005), награжденной «Золотым глобусом», и «Логана» (2017), одного из самых интересных супергеройских блокбастеров этого века, изображает увлекательную историю не только мужской дружбы, но также показывает борьбу за скорость и победу между гигантами Ford и Ferrari. И даже не столько Ford'а против Ferrari, сколько Ford'а против Ford'а.

Талантливый водитель и конструктор гоночных автомобилей Кэрролл Шелби (Мэтт Дэймон) призывает нахального и высокомерного главу Ford'а Генри Форда II (Трейси Леттс) взять в команду Кена Майлза (Кристиан Бейл), мастера и в гараже, и за рулем. Только Майлз может взять первое место в старейшей гонке-марафоне Ле-Мана и прославить фордовских «зверей». Главное – вырвать победу у Ferrari, которую Ford хотел бы поглотить, но итальянцы гордо указали американцам на дверь.

Американцы, недолго думая, решили не покупать европейских «коней», а сделать свою гоночную машину, только легче, быстрее и злее, и выиграть ежегодные соревнования. Руководство нанимает Шелби и Майлза для разработки совершенного автомобиля. Дальше история прет по голливудскому сценарию, где бесконечные споры, сомнения, провалы, но приключение все равно заканчивается триумфом Ford'а. Однако даже в такой традиционной истории о «Make America Great Again!» есть чему восхищаться.

Кадр из фильма «Ford против Ferrari»

Кристиан Бейл вновь доказывает, что он если не самый (хотя это скорее всего так), то один из гениальных актеров нашего времени. И если Дэймон играет опытного, спокойного и уверенного гонщика, то Бейл – дерзкий, бесстрашный, чистокровный водила, одержимый железом и скоростью настолько, что говорит на языке автомобиля. Говорят, меч – продолжение руки, а продолжение этого худющего битника – несущийся «мустанг». Гонщик со сложным характером, который запросто может швырнуть в человека гаечным ключом, но которого боготворят жена и сын, вечно измазан мазутом, пахнет бензином, а в глазах – огонь. Бейл воплощает настоящий образ пролетарского героя, который заправляется чаем с бутером и за рулем напрягает каждую мышцу лица, всей душой отдаваясь гонке.

Конечно, после этого фильма вы не научитесь водить автомобиль так, как это делают воины дороги, и не станете знатоком суровых и изматывающих гонок, но вы почувствуете, что значит быть за штурвалом винтажных спорткаров. И это еще одна причина для радости. Звук и монтаж – потрясающие. Эстетика этой бешеной драмы напоминает зрителям, что кино – это движение. Мотор рычит, колеса свистят, тормоза искрят, машины взрываются, а камера, которую заносит вместе с автомобилями, сидит то в кабине водителя, то висит под капотом рядом с колесами или спереди, чуть не касаясь трассы. Педаль газа в пол и мгновенно чувствуешь дичайшую скорость. Острые ощущения, которые постоянно на пределе, усиливаются, когда водителя охватывает пламя или когда на полном ходу гонщик пытается обуздать дверь, которая отказывается захлопываться.

Кадр из фильма «Ford против Ferrari»

«Ford против Ferrari» не может пощеголять оригинальным конфликтом – это просто крепкая история о фанатичных мужиках, философии спорта, жадной корпорации, жаждущей войти в историю, а также о вечном человеческом вопросе: кто ты – индивидуалист или командный игрок? Гонщики рискуют не только своими репутациями и жизнями, но и чужими деньгами. Шустрые и самоуверенные лихачи Дэймона и Бейла зависят от воли и капитала крупной компании, руководство которой заявляет, мол, не Рузвельт победил Гитлера, а Ford, хотя известно, что компания приложила руку к созданию нацистской военной машины.

Впрочем, это кино не о политике. «Ford против Ferrari» – о рисковых мужиках и мощных автомобилях, мечтах, чести и товариществе, победах и поражениях, противостоянии работяг и бюрократов, художников и бизнесменов, и, конечно, об олдскульном зрелище. Вообще, сам фильм похож на гоночную машину – внешне сексуальный и выносливый, но запачканный моторным маслом и пахнущий жженой резиной. Мэнголд сделал живую картину и о важных дядях в дорогих костюмах, и о пассионариях в грязных комбинезонах, то есть тех, кто не просто видит дорогу, а чувствует ее душой и телом. Главное – понять, что за деньги, конечно, можно купить скорость, но не победу, которая иногда не так важна, как участие.


Читайте также