​«Достать ножи»: Кто убил каплей морфина

Режиссер «Петли времени» и «Звездных войн» сделал бодрый детектив в духе Агаты Кристи и «Коломбо».

Авторская картина Райана Джонсона, режиссера «Петли времени» и восьмого эпизода «Звездных войн», – классический детектив, который сначала идет по стопам Пуаро, а потом Коломбо. Только Дэниэл Крэйг – не Питер Фальк, хотя хочет казаться. Тихий, хитрый, мудрый, дымящий сигарой наблюдатель правды, который изучает лживый театр масок в большом особняке, где убит известный писатель, автор популярных детективов. Говорят, самоубийство, но есть сомнения – жертву нашли с перерезанным горлом. Старик богат, а значит, кому-то выгодна его смерть. Попахивает семейным заговором. И единственным человеком, который, кажется, не при делах, оказывается сиделка убитого, но это не точно. Убийцей может быть любой и лгать может каждый.

Разгадать запутанную историю поручено сыщику Бенуа Бланку, которого пригласил тот, кто уверен, что старика убили. Кто нанял детектива – загадка, которая постоянно тревожит Бланка, внимательно следящего за семьей избалованных нахалов, грызущихся за солидное наследство. Дети, внуки, родственники – каждый мечтает отхватить кусок пожирнее.

Детективные истории никогда не выходят из моды, но «Достать ножи» – чисто актерское кино. Сходу можно сказать, что Ана де Армас сыграла лучшую роль в карьере. Именно миленькая медсестра, которую рвет, когда врет, становится главной героиней, отодвигая других ярких персонажей, что ощутимо сбавляет накал семейных страстей. Как всегда прекрасен и Майкл Шеннон (простите за мой шеннонизм), даже бородатый и хромой. Однако по-настоящему крут Дэниэл Крэйг, который рассуждает о пончиках и дырках и, скрывая свой английский акцент, пытается избавиться от образа плейбоя, как и пижонистый Крис Эванс, который, как вся родня, не прочь завалить деда, надувшего всех завещанием.

Кадр из фильма «Достать ножи»

Сам же фильм слегка напоминает творчество Коэнов. Картина, где немало флэшбэков, традиционных для детективного триллера, бесконечно иронична, а в одном эпизоде даже появляется Эммет Уолш, сыгравший в коэновском дебюте «Просто кровь» (1983). И, разумеется, современный фильм не может обойтись без остросоциальной политики, поэтому хочешь стать американцем – играй по правилам, но побеждает тот, кто по правилам не играет, а зритель ждет момента истины, которую сыщик очень быстро раскрывает в самом конце закрученной истории о тошнотворных (в буквальном смысле) «self-made» идеалах. Фильм рассказывает о трудолюбивой дочери мигрантов, которая, сама того не подозревая, уделывает зажравшихся снобов. Впрочем, важен не столько мотив хищных деток (мотив как раз банальный – деньги), а в том, кто же нанял интеллигентного криминалиста? Убийца сам себя выдаст. Главное – уметь выжидать. Сыщик уже давно обо всем догадался, поэтому наберитесь терпения и смотрите, как справедливость выглядит в современной Америке.

«Достать ножи» – то, что называется «a crowd-pleaser». Живенько, пышно и хитроумно, но комедии и политики здесь больше, чем убийств. А так, знакомое жанровое, местами нарочито пародийное кино, сделанное человеком, который старательно изучал детективные истории, где каждый всегда себе на уме. Ожидаешь чего-то необычного, и режиссер иногда умудряется удивить, но получилось просто интересно. «Достать ножи» – не «Убийство в "Восточном экспрессе"», что тоже хорошо. Дело закрыто.

Читайте также