Кевин Майкл Костнер родился 18 января в Линвуде, штат Калифорния, и стал третьим ребенком в семье электрика Уильяма и социальной работницы Шэрон Костнеров. Работа отца вынуждала семью постоянно переезжать с места на место, так что Кевину часто приходилось менять школы и постоянно заводить новых друзей, из-за чего он рос неуверенным в себе. В эти годы он пел в хоре баптистской церкви, брал уроки игры на фортепиано, писал стихи и состоял в разных школьных спортивных командах. Учеба давалась ему с большим трудом. Лишь когда Костнер понял, что хочет стать актером, он научился направлять все внимание и усилия на образование.
После школы Кевин Костнер, по совету родителей, поступил в Калифорнийский государственный университет в Фуллертоне на финансовое и маркетологическое отделение. Хотя Костнер продолжал интересоваться актерством и даже играл в театральной студии при университете, он довел обучение до конца и получил степень по бизнесу в 1978 году, тогда же женился на своей возлюбленной (первая жена – Синди Сильва). Он думал, что теперь жизнь пойдет по выбранной (даже не столько им) «бизнес-колее», но уже очень скоро все изменилось. На авиарейсе из Мексики, где они с женой провели свадебное путешествие, Костнер встретил легендарного британского актера Ричарда Бертона («Клеопатра», «Кто боится Вирджинии Вульф?»). Тот посоветовал молодому человеку посвятить все силы карьере в кино, если он действительно этого хочет.
Костнер начал брать уроки актерского мастерства пять раз в неделю, совмещая это с работой в сфере маркетинга. Он приехал в Голливуд, не имея четкого плана, как будет пробиваться в индустрии. Первое время он работал гидом, демонстрировавшим туристам дома знаменитостей, помощником на съемочной площадке, занимаясь переносом оборудования, затем перебивался съемками в рекламе. Как-то ему даже довелось сняться в «легком порно», но потом он решил, что лучше больше вообще не будет сниматься, чем возьмется за что-то такое снова. Поворотным моментом для Кевина Костнера стали съемки в фильме «Большое разочарование» (1983) Лоуренса Кэздана. Пускай с экранным временем в этом фильме у него совсем туго, зато он получил колоссальный опыт, наблюдая за съемочным процессом и, в частности, за игрой актеров. А дальше – дальше в карьере Костнера началось самое интересное.
«Неприкасаемые» (1987)
Первой во всех смыслах большой и громкой ролью Кевина Костнера стал устроивший охоту на легендарного гангстера Аль Капоне федеральный агент Элиот Несс в криминальном триллере Брайана Де Пальмы «Неприкасаемые». Костнер не был первым выбором на роль Несса, так как на тот момент он попросту не был достаточно известным – это и смущало режиссера и продюсеров картины. Поэтому роль предлагали другим актерам, среди которых был Дон Джонсон, в свою очередь отказавшийся от участия в проекте. Роль в итоге досталась другу Джонсона – Кевину Костнеру. Тот поздравил его с этим, но, чтобы не расстраивать Костнера, так и не признался ему, что сам некоторое время назад ее отклонил.
Подготовиться к роли Элиота Несса Костнеру помогал Альберт Волф – последний из живых участников настоящих «Неприкасаемых». Кроме того, актер проходил специальную подготовку, в ходе которой обучался обращению с различными видами оружия и полицейской тактике. В этой ленте Костнеру довелось поработать с легендарным Шоном Коннери. Спустя много десятилетий Костнер назвал Коннери «главной кинозвездой, с которой ему довелось делить съемочную площадку». В итоге Кевин Костнер нисколько не подвел продюсеров и режиссера «Неприкасаемых», прекрасно справившись с ролью бескомпромиссного борца с преступностью.
«Поле чудес» (1989)
За несколько десятилетий в кино Костнеру нередко приходилось играть в фильмах спортивной тематики. Наиболее каноничной из них стала роль фермера Рэя Кинселлы в драме с элементами фантастики «Поле чудес» режиссера и сценариста Фила Олдена Робинсона. Сам Робинсон сомневался, согласится ли Костнер играть в фильме о бейсболе сразу же после съемок в ленте «Дархэмские быки», рассказывающей об этом же виде спорта. Но Костнер ознакомился со сценарием и дал свое согласие, почувствовав, что эта картина для нового поколения может стать своего рода аналогом ленты «Эта замечательная жизнь».
В какой-то степени Кевин Костнер оказался прав. Фантастическая лента о проносящейся через поколения любви к бейсболу, возможно, и не обрела культовый статус во всем мире, но в США, где этот вид спорта любят особенно горячо, фильм «Поле мечты» стал классикой.
Любопытный факт: для съемок сцены, которая стала одной из известнейших в фильме, кукурузное поле посреди сезона засухи обильно поливалось водой. Кукуруза в итоге стала такой высокой, что Костнера в ней не было видно, так что во время съемок ему пришлось ходить по приподнятым над землей доскам.
Читайте также: 15 самых высокооплачиваемых актеров и актрис всех времен
«Танцующий с волками» (1990)
Как-то Кевин Костнер получил сценарий фильма от своего друга Майкла Блейка. На тот момент они были в ссоре из-за грубых высказываний Блейка в адрес Голливуда и работающих в нем людей, в частности – друзей Костнера. Первое время актер не хотел читать материал из-за обиды. Но через некоторое время все-таки оценил сценарий Блейка по достоинству. На тот момент Майкл Блейк работал в Аризоне в одном китайском ресторане. Костнер получил права на экранизацию сценария и снял по нему свой главный фильм – вестерн «Танцующий с волками». К слову, именно Костнер подтолкнул Блейка написать полноценный сценарий для большого и серьезного фильма (впоследствии Костнер получил «Оскар» за фильм и режиссуру, а Майкл Блейк – за сценарий).
Кевин Костнер не мог найти подходящего режиссера, так как заслуженные постановщики, к которым он обратился, хотели внести в проект значительные изменения. Поэтому он решил взяться за работу сам. Картина стала его грандиозным режиссерским дебютом в кино. Конечно, неопытность Костнера где-то сказалась в процессе работы над столь масштабной и сложной картиной, что привело к многочисленным переносам съемок и увеличению съемочного процесса. А сложностей в процессе создания было предостаточно. Чего стоят хотя бы сцены с непослушными волками, необходимость актеров произносить диалоги на языке племен сиу (на чем настаивал лично Костнер), неблагоприятные погодные условия, а также сложные сцены сражений и охоты на бизонов.
Забавно, что родители Кевина Костнера наблюдали за тем, как складывается режиссерский дебют сына, разместившись на одном из ближайших холмов в трейлере и каждое утро махая ему перед началом съемочного дня. Отец Кевина, к слову, не был уверен в режиссерских способностях сына и опасался, что эта авантюра может негативно сказаться на его отлично складывающейся актерской карьере.
В этой ленте Костнер-актер вновь продемонстрировал свое мастерство верховой езды, параллельно с тем используя оружие. Ему даже пришлось самостоятельно сниматься в сценах с волками. Однажды у него просто не было другого выбора, так как один из волков укусил дублера-дрессировщика в ногу.
Несмотря на все трудности, фильм был отснят. Студия, правда, хотела сократить продолжительность фильма до 140 минут, но Костнер настоял на трех часах хронометража. Более того, режиссерская версия длится почти четыре часа. Вложения Костнера в проект, в том числе финансовые, потраченное время и отказ от множества других ролей, с лихвой окупились, хотя некоторые считали, что этот проект может похоронить большую карьеру Костнера. Фильм здорово показал себя в прокате и стал первым вестерном почти за 60 лет, получившим премию «Оскар». Кроме того, Костнер получил свою единственную номинацию на «Оскар» за актерскую работу. Всего картина взяла 7 статуэток в 12 номинациях.
«Робин Гуд: Принц воров» (1991)
Сперва роль Робина Гуда была предложена Кэри Элвесу, который отказался от нее (но спустя некоторое время все-таки сыграл этого легендарного персонажа в пародийном фильме «Робин Гуд: Мужчины в трико»). Кевин Костнер получил очередную роль хорошего парня, в которой он продемонстрировал себя во всей красе. В одной из сцен лошадь как-то повредила скачущему на ней Костнеру нос, но тот, как ни в чем ни бывало, продолжил исполнять свою роль.
Но не обошлось и без неприятных моментов. Так, Костнер вместе с другими продюсерами основательно перемонтировали фильм. По правилам Гильдии режиссеров, они должны были показать результат постановщику фильма и близкому другу Костнера Кевину Рейнольдсу, который был крайне недоволен увиденным. Ходили слухи, что Костнер даже сократил экранное время Алана Рикмана, так как понял, что тот его переигрывает. Годы спустя дело дошло еще и до иска к продюсерам со стороны самого Костнера из-за невыплаченной ему части от доходов. Лента «Робин Гуд: Принц воров», к слову, стала второй по кассовым сборам за 1991 год, уступив лишь продолжению «Терминатора».
«Джон Ф. Кеннеди: Выстрелы в Далласе» (1991)
Оливер Стоун высоко оценил работу Кевина Костнера в ленте «Неприкасаемые», после чего решил пригласить актера в свой политический триллер «Джон Ф. Кеннеди: Выстрелы в Далласе». Стоун хотел, чтобы Костнер показал в фильме ту же страсть в ходе расследования убийства Кеннеди, какую он продемонстрировал в ленте «Неприкасаемые», «охотясь» на Аль Капоне.
Первоначально актер отказался от роли, так как хотел взять перерыв после съемок в ленте «Робин Гуд: Принц воров». Стоун все равно послал сценарий жене Костнера, чтобы та убедила его сыграть в фильме. Любопытно, но по чистой случайности роли в лентах «Неприкасаемые» и «Джон Ф. Кеннеди: Выстрелы в Далласе» достались Костнеру после того, как от них отказались Мэл Гибсон и Харрисон Форд.
Кевин Костнер основательно подошел к роли. Он тщательно исследовал все, что связано с его персонажем Джимом Гаррисоном, и даже встречался с ним, его близкими и врагами лично. Перформанс, как и фильм в целом, получился монументальным. Одним из наиболее запоминающихся моментов картины стал продолжительный финальный монолог персонажа Костнера, в конце которого он рушит четвертую стену, обращаясь непосредственно к гражданам США (и не только к ним). Костнер настоял на том, что эта сцена обязательно должна быть снята одним дублем. Кевин даже расчувствовался, когда произносил слова монолога, и пускай повышенная эмоциональность его героя не была прописана в сценарии, этот дубль был использован в фильме.
«Телохранитель» (1992)
Костнер впервые увидел сценарий фильма «Телохранитель», написанный Лоуренсом Кэзданом, когда снимался у него в ленте «Сильверадо». Он не только согласился принять участие в проекте, но и также стал его продюсером.
Сердцем ленты «Телохранитель» выступают ставшие каноничными музыка и дуэт Костнера и Хьюстон. Однако до начала съемок актеру не раз давали понять, что ему стоит найти другую партнершу для исполнения роли Рэйчел. Как признавался Костнер, на то было много причин, не только неопытность Хьюстон, дебютировавшей в кино этой ролью, но и страх продюсеров из-за цвета кожи поп-звезды. Но Костнер, который нашел много общего с Хьюстон (например, они оба воспитывались в традициях баптистской церкви), настоял на своем. Он даже согласился перенести съемки фильма на продолжительный срок, когда узнал, что певица отправляется в турне.
Кевин Костнер максимально поддерживал Уитни Хьюстон на протяжении всей их совместной работы над картиной, начиная с кастинга на роль и заканчивая советами на съемочной площадке. Хотя, стоит отметить, Костнер и режиссер фильма Мик Джексон были против того, чтобы Хьюстон брала полноценные актерские уроки, так как оба хотели, чтобы она выглядела максимально естественно.
Любопытный факт: образ своего персонажа, вплоть до прически, Костнер перенял с облика легендарного актера Стива МакКуина.
Сейчас сложно даже представить себе фильм «Телохранитель», не вспомнив о культовой песне «I Will Always Love You». А ведь она могла и не попасть в фильм, ведь на место главного сингла изначально рассматривалась композиция «What Becomes of the Brokenhearted». Она попала в другой фильм, а Костнер, в свою очередь, предложил «I Will Always Love You». Впоследствии саундтрек фильма «Телохранитель» стал самым продаваемым в истории с более чем 42 миллионами проданных копий.
Можно сколько угодно копаться в минусах картины «Телохранитель», но фильм при бюджете в 40 миллионов, собрал 410 и стал по-своему культовым, как и дуэт Костнера и Хьюстон. В очередной раз, как и в случае с лентой «Робин Гуд: Принц воров» ряд номинаций на антинаграду «Золотая малина» не помешал ленте с участием Костнера обрести особый статус.
Читайте также: Человек вне закона. 5 отличных фильмов Клинта Иствуда-режиссера
«Совершенный мир» (1993)
Кевин Костнер за свою долгую карьеру закрепил за собой образ актера, играющего хороших парней, которые за добро. И даже его самые громкие роли преступников все равно располагают зрителя сопереживать его персонажам. Одна из таких ролей – сбежавший из тюрьмы заключенный Батч Хейнс, взявший в заложники маленького мальчика.
Изначально продюсер и режиссер картины «Совершенный мир» Клинт Иствуд роль беглеца Батча планировал отдать Дензелу Вашингтону, но в итоге все дороги привели к Костнеру. Тот, к слову, уговорил самого Иствуда сыграть роль техасского рейнджера Реда Гарнетта. Но главным партнером по фильму для Костнера стал все-таки не Иствуд, а юный актер Т. Дж. Лоузер. Удивительно живая история взаимоотношений преступника и мальчика, увидевшего в своем похитителе отца, передана актерами блистательно. Как отмечал сам Иствуд, эта картина стала одной из его любимых режиссерских работ.
Любопытно, что Костнер и Иствуд, два режиссера и актера, чья карьера так тесно связана с вестернами (незадолго до выхода «Совершенного мира» каждый из них получил по «Оскару» за постановку вестернов) сыграли вместе в картине другого жанра.
«Водный мир» (1995)
В отличие от ролей в лентах «Робин Гуд: Принц воров» и «Телохранитель», участие в постапокалиптическом приключенческом боевике «Водный мир» во много стало для Костнера настоящей катастрофой. Каждый этап производства фильма выдался неимоверно сложным.
Когда Костнер проявил внимание к этому проекту, он настоял на том, чтобы режиссером выступил его друг – Кевин Рейнольдс. Тот сперва отказался, припомнив серьезные творческие разногласия между ним и Костнером на съемках «Робина Гуда». Приглашенный Костнером продюсер Чарльз Гордон выступил посредником между двумя Кевинами, и те все-таки пришли к соглашению. Но ненадолго, так как при работе над «Водным миром» между ними возникли новые серьезные разногласия, вплоть до того, что трехчасовая версия Рейнольдса была сокращена Костнером и студией Universal до 135-минутной (позже на ТВ вышла расширенная версия, в которой намного больше времени было уделено миру фильма и его обитателям). Сценарий переписывался десятки раз, даже по ходу съемок. В процесс его переработки были задействованы 6 сценаристов, в том числе приглашенный прямо перед съемками Джосс Уидон, назвавший работу над этим фильмом «7 неделями ада».
Сам Костнер провел на съемочной площадке внушительных 157 дней, работая по 6 дней в неделю. Он инвестировал в проект более 22 миллионов долларов и чуть не погиб во время съемок, когда он был привязан к мачте тримарана и начался шквал. На съемочной площадке царила далекая от идеала рабочая атмосфера, так как многим в период съемок приходилось жить в неблагоприятных условиях. В итоге, несмотря на амбициозность проекта, фильм провалился в прокате, но все же роль в нем стала одной из наиболее знаковых в фильмографии Костнера.