​Как коронавирус повлиял на музыкальную индустрию

Переносы альбомов, концертов и фестивалей, закрытия клубов, «карантинное» творчество и онлайн-выступления, стриминг. О текущей картине и о том, чего ждать в будущем.

Альбомы и синглы

Отложенные релизы и «карантинное творчество»

The Killers, Bon Jovi, OneRepublic, Deep Purple, HAIM, Леди Гага – далеко не полный список музыкантов, отложивших из-за коронавируса релизы своих альбомов. У некоторых (Леди Гага, Deep Purple) уже известны новые даты релиза (29 мая и 7 августа соответственно), у других (The Killers, OneRepublic) – пока нет. В их число едва не попал альбом The Weeknd «After Hours» (вышедший 20 марта), но сам певец настоял на том, чтобы релиз не переносился.

Почему же все-таки релизы переносят? Стоит помнить, что за альбомами следуют туры в их поддержку, а концертная индустрия оказалась фактически «заморожена» – к этому вопросу мы еще вернемся. Возможности для продвижения сейчас тоже ограничены Интернетом: эффектный клип в условиях самоизоляции снять сложно, а промо-выступления (например, в вечерних телешоу), конечно, можно устроить и из дома (многие так и сделали), но они не будут такими впечатляющими, как «живые». Некоторые музыканты, возможно, рассчитали, что альбом не наберет необходимое количество прослушиваний, пик которых приходится обычно на первую неделю после релиза. Не стоит исключать и того, что кто-то мог просто использовать коронавирус в качестве «благовидного предлога». Переносы релизов и без того регулярно случаются – например, если нет уверенности в том, что альбом «выстрелит».

Некоторые артисты решили обратить коронавирус себе на пользу и написать новую музыку на карантине. Например, Charli XCX записала целый альбом, используя подручный арсенал средств и обратившись к фанатам за помощью (пластинка «How I’m Feeling Now» вышла 15 мая – это уже вторая работа певицы за год). Новые песни, написанные и записанные на самоизоляции, представили Twenty One Pilots, Bon Iver, вокалист Muse Мэттью Беллами, Борис Гребенщиков и даже Ариана Гранде с Джастином Бибером, выпустившие совместный трек. Многие музыканты отправили всю прибыль с продаж синглов в благотворительные организации по борьбе с коронавирусом.

Фронтмен Twenty One Pilots Тайлер Джозеф рассказал, что работает над новым альбомом на самоизоляции. Дрейк, который тоже готовит новый материал, проговорился, что вынужденное «затворничество» пошло работе на пользу. Билли Айлиш призналась, что написала песню во время карантина.

Начали набирать популярность «карантинные» клипы, снятые в домашних условиях. Так, Элли Голдинг, Evanescence и Yungblud обошлись своими силами, а вышеупомянутые Гранде, Бибер и OneRepublic попросили фанатов снять собственные домашние ролики и включили нарезку с фанатскими съемками в свои клипы. Это выгодно обеим сторонам: поклонники получают возможность засветиться в клипе любимого исполнителя, а артист получает оригинальный материал, и итоговое видео выглядит уникально.

Стриминг

Судя по опубликованной в Сети зарубежной аналитике, в конце марта число прослушиваний музыки на Spotify снизилось, в особенности в США и Италии. Однако, согласно опросу Billboard и Nielsen, устроенному в конце апреля, потребление музыки во время карантинного периода возросло. 84% респондентов сказали, что слушают ту же музыку, что и обычно, но 43% признались, что начали слушать новых исполнителей – это на 4% больше по сравнению с прошлым годом. Наибольший прирост прослушиваний показали такие жанры, как кантри-музыка, классическая музыка и детская музыка. Просмотры клипов увеличились на 10%. 23% опрошенных сказали, что отменили подписку на стриминг, но в то же время 27% заявили, что обзавелись подпиской на новый сервис.

В целом можно сказать, что индустрия звукозаписи потерпела ущерб, но кое-что и приобрела. Правда, потенциал новых возможностей пока остается неясным.

Концерты и фестивали

Отмены, переносы и потери

Фото: mikky koopac/ Pexels

Концертная индустрия пострадала сильнее всего. В первую очередь, конечно, это коснулось гастролей иностранных исполнителей (которых в этом году было запланировано немало, причем самых разных). Так, московские и питерские концерты Эрика Клэптона, Ника Мейсона, Энрике Иглесиаса, Гарри Стайлса, Judas Priest, Pixies и Бьорк переехали на 2021 год и уже обзавелись новыми датами. Концерты Green Day и Ленни Кравица перенесены, новые даты будут названы позже.

Ранее запланированные на весну московские и питерские шоу IAMX, LP и Palaye Royale теперь состоятся осенью и зимой. А вот фанатам Iron Maiden и Джо Бонамассы повезло меньше: выступления их любимых артистов отменились вовсе. С «местными» музыкантами у нас оказалось проще в плане переносов: концерты Tesla Boy перенесли с апреля на июнь (обновление от 3 июня: концерты Tesla Boy перенесены на ноябрь 2020), Элджея – с марта и апреля тоже на июнь (обновление от 3 июня: концерты Элджея перенесены на 2021 год).

Лето без фестивалей?

Фото: Wendy Wei/ Pexels

Если с отдельными концертами ситуация выглядит печальной, но не совсем безнадежной, то с фестивалями все получилось куда грустнее. Похоже, что лето 2020 года обойдется без них – как российских, так и иностранных. Например, «Пикник "Афиши"» даже не успели анонсировать. Причина понятна: фестиваль – более длительное и масштабное мероприятие, чем сольный концерт, подготовка к нему требует больше времени, сил и финансовых вложений (особенно если он идет больше одного дня и на нем больше одной сцены).

В начале мая организаторы Park Live официально объявили о переносе мероприятия на 2021 год, но пообещали по возможности сохранить лайн-ап - участие My Chemical Romance, The Killers, Sum 41 и Don Broco уже подтверждено. Все билеты на Park Live 2020 не просто остаются действительными: обладатели однодневных проходок могут выбрать любой день, обладатели абонементов на один уикенд автоматически получают доступ к обоим уикендам. Кроме того, организаторы объявили, что Park Live 2021 будет длиться восемь дней и что в нем примут участие не только музыканты из лайн-апа 2020 года, но и другие артисты, которых давно ждали. Спрос, кажется, и не думал падать: все новые билеты на день с участием My Chemical Romance были быстро распроданы

Генеральный продюсер «Дикой мяты» Андрей Клюкин сообщил, что фестиваль переносится на более позднюю дату. При благоприятном развитии событий «Мята» состоится в середине августа, при наименее благоприятном – в 2021 году. Как и организаторы Park Live, Клюкин пообещал всем обладателям билетов на 2020 год бонусный пакет.

«Доброфеста» в 2020-м тоже не будет: он пройдет в начале июля 2021 года, причем – и это отличая новость, респект организаторам – с сохранением лайн-апа. Людмила Леонтьева, менеджер группы Louna, которая должна была участвовать в фестивале, рассказала, что у музыкантов отменились все фестивальные выступления, запланированные на лето 2020-го. Весенние сольные концерты перенесли на ноябрь и декабрь. Она надеется, что к ноябрю ситуация нормализуется, но замечает, что прогнозировать что-либо пока очень сложно.

26 мая фестиваль «Дикая мята» опубликовал YouTube-интервью с организаторами российских и зарубежных фестивалей (ниже). Так, Илья Бортнюк, организатор международного фестиваля Stereoleto, сказал, что мероприятие может пройти в сентябре. Сесилия Сучжон И, исполнительный менеджер южнокорейского фестиваля Zandari Festa – Южная Корея, отметим, уже «пережила» коронавирус, – заявила, что они решили перенести мероприятие с июня на июль, так как это слишком рано и вряд ли будет много гостей. Она уверена, что фестиваль состоится, однако иностранных артистов пригласить не удастся из-за строгих мер правительства.

«Нашествие» пока сохраняет боевой настрой: подготовка к фестивалю продолжается. Вариант его отмены не рассматривается (на момент публикации материала информации об этом не было), однако организаторы обещают тщательно следить за мерами безопасности. В обращении оргкомитет фестиваля заявил: «Все, кто пережил "Нашествие", переживут и вирус!» (и нет никаких поводов в этом сомневаться).

Один из главных европейских фестивалей, испанский Primavera Sound, держался до последнего. Вначале организаторы хотели перенести его на август, но 11 мая стало известно, что он состоится в июне 2021 года, и уже известен лайн-ап. Отменились и другие крупные испанские фестивали – Sonar и Mad Cool. Британские Glastonbury и Reading, венгерский Sziget, польский Open’er, бельгийский Rock Werchter – все они тоже не состоятся в этом году. Американский Coachella перенесли на октябрь, но не исключено, что и осенью он не состоится: некоторые эксперты считают, что живые концерты не вернутся раньше осени 2021 года (это относится прежде всего именно к США, так как эта страна лидирует по количеству заболевших).

Впрочем, некоторые мероприятия все же могут состояться – например, Tallinn Music Week. Изначально «неделя музыки» планировалась на март, потом ее перенесли на конец августа. 13 мая стало известно, что правительство Эстонии частично снимает ограничения на культурные мероприятия, начиная с июля. Однако некоторые ограничения все же остаются: в помещении должно находиться не более 500 человек, а под открытым небом – не более 1000. Организаторы пообещали скорректировать программу в соответствии с этими правилами. Сербский фестиваль EXIT тоже могут провести: премьер-министр страны Ана Брнабич заявила, что мероприятие не будет отменяться, а лишь сдвинется на август.

Отдельная тема: клубы

Фото: Edoardo Tommasini/ Pexels

Еще одна пострадавшая сторона – клубы и концертные площадки. Как и концертные агентства, они сейчас находятся в «подвешенном состоянии».

Вот что рассказала Soyuz.Ru Елизавета Шевченко, занимающаяся организацией мероприятий в московском клубе «Китайский летчик Джао Да»:

«Карантин повлиял на клубы, конечно же, сильно и негативно, как и на все. Полагаю, у многих клубов и кафе речь идет о выживании. "Китайский летчик" точно планирует открыться, когда это будет возможно. У нас дружественный арендодатель, который идет на уступки, потому что "Летчик" – уже легендарное место».

Она продолжает:

«По сути, все клубы пропустили весенний сезон. И в марте, со всеми ограничениями, работали в минус. Но, думаю, после карантина все вернется на круги своя. Что-то закроется, что-то откроется. Многие музыканты настроены оптимистично, концерты на лето-осень планируем. Люди уже точно соскучились по концертам и вечеринкам: должен быть всплеск активности, когда разрешат проводить мероприятия. Онлайн-концерты, конечно, не могут заменить живые выступления».

Сергей Муслаев, букер артистов в клубе «ГлавClub Green Concert», считает, что и концертным агентствам, и клубам пришлось нелегко:

«Можно говорить о том, что пандемия нанесла сильный удар по всем участникам концертного бизнеса, а реальный масштаб трагедии вычислить сейчас нет возможности. Сейчас мы даже не понимаем, когда вернутся концерты и насколько активно на них будет ходить публика, когда все-таки они будут разрешены».

Он отмечает, что большинство клубов, с которыми он общается, планируют мероприятия на будущее, в частности, на осень этого года. По его словам, существует вероятность, что мы узнаем неприятные новости о закрытии каких-то клубов уже после снятия ограничений.

Также Сергей Муслаев полагает, что концерты в той или иной форме вернутся раньше, чем начнет восстанавливаться индустрия:

«В США и странах Европы уже были первые случаи публичных концертов. Да, с серьезными ограничениями по количеству зрителей и повышенными требованиями к подготовке, но тем не менее. Конечно, пока это не полноценные коммерческие мероприятия, они делаются на голом энтузиазме».

При этом какие-то точные сроки стабилизации ситуации в индустрии и конкретно с концертами назвать сейчас сложно. Вероятность переноса выступлений иностранных артистов значительно выше, чем российских. Дополнительно ситуацию с зарубежными «привозами» может осложнять нестабильность рубля.

Тем временем громкие закрытия клубов уже начинаются: «Мумий Тролль Music Bar», начавший работу в 2015 году, объявил о закрытии. Впрочем, совсем расстраиваться не стоит: клуб должен открыться заново (ориентировочно зимой-весной 2021 года), его концепция будет сохранена.

На портале недвижимости Cian появилось объявление о сдаче в аренду помещения клуба Powerhouse. Команда клуба прокомментировала слухи о закрытии, сообщив, что ведет переговоры с арендодателем.

Онлайн-концерты

И иностранные, и российские исполнители начали устраивать выступления в режиме онлайн. Кто-то – через телеканалы, блоги и специальные платформы, кто-то – через собственные соцсети.

Петербургское агентство Doing Great Agency запустило собственную платформу для онлайн-концертов – Stay. На Stay уже выступили «Хадн дадн», Маша Хима, Oligarkh и Дима Мидборн. Кроме концертов, через платформу транслировались спектакли. 15 мая на Stay состоялся благотворительный фестиваль в поддержку фонда «Антон тут рядом», который помогает людям с аутизмом.

Самым ярким онлайн-фестивалем, пожалуй, стал One World: Together At Home, в основном благодаря звездному составу участников: Леди Гага, Тейлор Свифт, Пол Маккартни, Элтон Джон, Билли Айлиш, The Killers и не только. Во время трансляции шел сбор денег для фонда по борьбе с коронавирусом: сумма получилась внушительной – более 127 млн долларов.

Николай Редькин (The Flow, «Вписка») – вел онлайн-выступления Face, GONE.Fludd и группы «Мальбэк и Сюзанна» на портале Live Systema – считает, что у таких концертов есть свой особый энергетический заряд и что они дают возможность увидеть любимого артиста всем фанатам (в том числе из далеких маленьких городов). Поэтому, по его словам, было бы хорошо, если бы и после окончания пандемии такие концерты продолжались.

Появился еще один тренд: многие музыканты начали выкладывать в открытый доступ записи старых концертов в хорошем качестве. В их число вошли такие суперзвезды, как Metallica, Radiohead, The Rolling Stones и Pink Floyd. Их примеру последовали BTS, Genesis, One OK Rock и Five Finger Death Punch. О музыкальных онлайн-архивах, у каких групп они есть и что в них входит, можно подобнее прочитать здесь.

Финансовый вопрос. Каков размер убытков?

Еще в начале апреля Российский музыкальный союз оценил возможные убытки российской музыкальной индустрии в сумму от 3 до 20 млрд рублей. Эксперты отметили, что, несмотря на расцвет стриминга, большая часть доходов приходится на «живую» музыку (так, в 2018 году ее доля составляла 86%). Но некоторые музыканты могут иметь доход и со стриминга – это относится к тем, чьи песни сейчас находятся на пике популярности (в первую очередь, к рэп-исполнителям).

В других странах ситуация не лучше. В США потери концертного бизнеса оценили в 9 млрд долларов, в Испании – в 100 млн евро (110 млн долларов), а работники немецкого музыкального бизнеса попросили у правительства 582 млн евро (639 млн долларов), чтобы избежать «коронавирусного коллапса».

Но позитивные новости тоже есть. Портал Bandcamp (которым активно пользуются независимые исполнители) дважды отменил 10%-ю комиссию за альбомы, так что все уплаченные фанатами деньги ушли напрямую музыкантам. Правда, оба раза акция продлилась лишь в течение одного дня, что, конечно, само по себе хорошо, но кардинально «погоду» для музыкантов не изменит. Bandcamp также выпустили полезное и подробное руководство по продвижению для артистов, что тоже было – и будет – полезным подспорьем.

Возможно, все могло быть и хуже. Существует мнение, что, по сравнению с киноиндустрией, музыка пострадала еще не так сильно. Как считает аналитик Майкл Нэйтансон, музыкальная индустрия смогла выжить благодаря грамотному распределению прав на контент среди стриминговых дистрибьюторов (тогда как кинокомпании сделали ставку на собственные сервисы). Музыкальная индустрия смогла консолидироваться. «Шесть некогда могущественных компаний превратились в три более здоровые», – пишет аналитик. По мнению Нэйтансона, кинокомпаниям тоже придется консолидироваться, чтобы выжить. В качестве примера он приводит Sony, Paramount и Universal, а также две киностудии поменьше – MGM и Lionsgate. Он считает, что кризис «навсегда изменит создание и распространение контента» и делает акцент на том, что зрители привыкли к формату стриминга.

Очевидно, что потери будут колоссальными, и это коснется всех стран, в которых функционирует музыкальная индустрия. Главный вопрос – сколько времени понадобится, чтобы хотя бы частично их компенсировать.

Что будет дальше?

18 мая в Арканзасе прошел концерт Трэвиса Маккриди. Все правила социальной дистанции были соблюдены: зрителям измеряли температуру, количество мест сократили с 1100 до 229, в туалет пускали не более десяти человек, а сами посетители должны были находиться в расстоянии шести футов (183 см) друг от друга – исключение сделали лишь для тех, кто пришел компанией. Мероприятие было встречено неоднозначно: одни радовались, что в условиях пандемии можно проводить хоть какие-то концерты, другие посчитали, что все это выглядит слишком грустно и на настоящий концерт не слишком похоже.

Делать какие-либо прогнозы сейчас сложно. Вероятно, к осени уже появится более ясная картина, однако при этом сохраняется вероятность, что вспыхнет вторая волна пандемии. Все зависит от того, как «поведет себя» вирус. В любом случае в ближайшие месяцы о живых концертах, скорее всего, придется забыть.

С другой стороны, все указывает на то, что спрос никуда не делся и после отмены самоизоляции нас может ждать всплеск живой музыки: изголодавшиеся меломаны захотят компенсировать длительный «концертный перерыв». Популярность онлайн-выступлений доказывает, что людям по-прежнему интересно слушать живьем любимых артистов. Ситуация с альбомами начинает потихоньку выправляться: новый материал от Леди Гаги выйдет уже в мае, HAIM – в июне.

Как уже было отмечено выше, фестивали EXIT и Tallinn Music Week могут состояться. В Израиле разрешили проводить концерты с 14 июня: посещаемость зала не должна составлять более 75%, билеты станут продавать только онлайн, а посетителям будут измерять температуру (и, само собой, они должны быть в масках). В США уже придумали специальный защитный костюм Micrashell для посещения концертов и вечеринок, который, правда, внешне напоминает скафандр.

Нас ждет непростой «переходный» период, который, так или иначе и хотим мы того или нет, запомнится надолго. Но то, что концерты вернутся, – это точно. Они уже начали возвращаться. Все основания для осторожного оптимизма есть.

Читайте также