Роман Каримов
Фильмы «Неадекватные люди», «Все и сразу», «Гуляй, Вася!»
Начав с короткометражек, Роман Каримов дебютировал в большом кино фильмом «Неадекватные люди» – историей о том, какие тараканы могут объединить провинциала из Серпухова, его странноватую начальницу и переживающую сложный период юную москвичку. После неоднозначно принятого фильма «Вдребезги» он снял еще одну комедийную работу «Все и сразу», которая передает привет то ли Ричи и Тарантино, то ли балабановским «Жмуркам», а в фильме «Гуляй, Вася!» попытался привить к отечественному дичку формулу американской романтической комедии – и заезженная схема если не заиграла новыми красками, то по крайней мере довольно свежо смотрелась в российских реалиях.
Петр Буслов
Фильмы «Бумер», «Высоцкий. Спасибо, что живой»; сериал «Домашний арест»
Столь же ярким оказался и дебютный фильм Петра Буслова – криминальная драма «Бумер» о четырех друзьях, оказавшихся вне закона. Не меньше шума вызвал байопик «Высоцкий. Спасибо, что живой» – во многом за счет споров «Безруков или не Безруков»: впрочем, несмотря на спорные решения сценария и кастинга, фильм довольно неплохо смотрится, особенно в формате мини-сериала. Мини-сериалом оказалась и недавняя работа Буслова – «Домашний арест» с яркими ролями Павла Деревянко, Марины Александровой, Романа Мадянова, Александра Робака и других стал одним из немногих сериалов, хотя бы частично способных потягаться с зарубежным «мылом» за внимание российского зрителя, и заставляет как минимум с любопытством ждать новых работ режиссера.
Михаил Сегал
Фильмы «Франц+Полина», «Рассказы», «Кино про Алексеева», «Слоны могут играть в футбол»
Кинодебют Михаила Сегала состоялся еще в 2006 году с фильмом «Франц+Полина», но настоящий интерес публики вызвал снятый им спустя еще шесть лет киноальманах с немудрящим названием «Рассказы», в котором слились воедино абсурдный рассказ о распорядителе свадебных торжеств, мистическая история о пропавшем ребенке, сатирическая иллюстрация круговорота денег в природе и трагикомедия о молодом поколении, с которым «не о чем трахаться» . Следующей крупной работой Сегала стало «Кино про Алексеева» – своего рода российский ответ картине «Внутри Льюина Дэвиса» о барде-шестидесятнике, обретающем славу только на краткий миг и уже в преклонном возрасте. Обратить внимание в нем стоит не только на молодого актера Алексея Капитонова, но и на редко снимающегося нынче Александра Збруева, который сыграл Алексеева в старости.
Следующий фильм «Слоны могут играть в футбол» обошелся вообще без известных актеров, что никак не повредило его качеству, а фильм «Новый год, я люблю тебя» ознаменовал возвращение Сегала к формату киноальманаха, хоть ему и принадлежит здесь только одна новелла.
Читайте также: 10 главных фильмов десятилетия
Виктор Шамиров
Фильмы «Упражнения в прекрасном», «Со мною вот что происходит», «Игра в правду»; сериал «Вне игры»
На ниве своего рода «тихого кино» работает и режиссер-сценарист Виктор Шамиров, предпочитающий громким блокбастерам камерные, почти театральные постановки о сложностях жизни в духе фильма «О чем говорят мужчины». Но если «Квартет И» в большей степени «заточен» на юмор, то работы Шамирова куда более рефлексивны, да и снимаются там актеры, которых никак не назвать хохмачами, вроде Гоши Куценко и Ирины Апексимовой. Неожиданным успехом в этом смысле стал, в частности, фильм «Со мною вот что происходит» – своего рода «трибьют» атмосфере уже легендарной картины Рязанова, в котором Куценко отходит от амплуа «мордоворота» в сторону более лирического и даже поющего персонажа. «Упражнения в прекрасном» и «Игра в правду» сняты задолго до того, как тому же «Квартету И» пришла в голову мысль адаптировать итальянский фильм «Идеальные незнакомцы» (режиссером, кстати, выступил Алексей Нужный, постановщик заметной комедии 2018 года «Я худею») – и, право же, размышления о жизни от Виктора Шамирова заслуживают внимания ничуть не меньше.
Андрей Зайцев
Фильмы «Бездельники», «14+»
В фильмографии Зайцева не так уж много киноработ, но интерес публики вызвали как минимум две из них – ранее упоминавшийся нами по разным поводам кинодебют «Бездельники», вдохновленный ранними песнями Виктора Цоя, как бы предвосхищает «альтернативную историю» из фильма «Yesterday», а фильм 2015 года «14+» в очередной раз пересказывает историю Ромео и Джульетты в современном мегаполисе – но, к счастью, со вполне счастливым концом. Судя по этим фильмам, режиссер предпочитает нарочито любительский подход и непрофессиональных актеров – которые, впрочем, зачастую играют убедительнее избалованных высокими гонорарами звезд. «14+» был обласкан на Берлинском кинофестивале, «Кинотавре» и ММКФ, и будем надеяться, что это не последняя заметная работа Зайцева.
Анна Меликян
Фильмы «Марс», «Русалка», «Фея»
Первым фильмом Анны Меликян «Марс» не побрезговали на Каннском фестивале, второй фильм «Русалка» собрал кучу наград на фестивалях – от «Берлинале» до «Сандэнс», выдвигался на «Оскар», а журнал Variety тогда же включил Меликян в десятку самых перспективных режиссеров мира. За мелодрамой «Звезда», ставшей призером «Кинотавра», последовал альманах «Про любовь», вобравший в себя несколько ярких, смешных и грустных историй. Недавний фильм Анны Меликян «Фея», который из-за коронавируса вышел сразу в онлайн-кинотеатрах, впечатляет своей увлекательностью в сочетании с многогранностью и актуальностью. В отличие от коллег по цеху, Меликян мастерски смешивает вполне реалистичные жизненные истории с долей романтики – и как бы скептически не относились к этому критики, именно таких историй российскому кино не хватает больше всего.
Павел Лунгин
Фильмы «Такси-блюз», «Свадьба», «Остров», «Царь»
В отличие от других героев этого обзора, Павел Лунгин сделал себе имя еще в перестройку. Снятый им «Такси-блюз» сделал Петра Мамонова звездой не только рок-сцены, но и экрана, и не только в нашей стране, но и за рубежом. За ним последовали «Свадьба», скандальный «Олигарх» с блестящим Владимиром Машковым, буквально взорвавший российский кинематограф «Остров», вновь заставивший заговорить об актерском таланте Петра Мамонова, и снятый с ним же «Царь», ставший к тому же одной из последних блестящих ролей Олега Янковского. Фильмы Лунгина можно хвалить или ругать (к примеру, недавний его фильм «Братство» об Афганистане вызвал нарекания не только со стороны кинокритиков, но и со стороны ветеранов), но сбрасывать его с парохода современного кино – значит сужать и без того неширокий круг крепких профессионалов.