​David Bowie «Ouvrez Le Chien»: Пока не начался эксперимент

Концертный альбом, который дает ответ на вопрос, почему Дэвид Боуи любим миллионами слушателей, а его песни остаются понятными и популярными.

Как бы ни был хорош концертник «LiveAndWell.com», он все же знаменует собой уже полное погружение Дэвида в стихию условно танцевального поп-индастриала, в полной мере представленного на альбоме «Earthlng» (1997). Да и записи тут именно с турне в поддержку данной работы, созданные группой в минимально возможном концертном составе квинтета – том самом, что доезжал и до России в июне 1996 года. «Ouvrez Le Chien – Live Dallas 95» – совсем другой альбом: пусть эти записи из октября и декабря 1995-го полностью отражают программу концертов турне в поддержку также не самого мейнстримного по своей музыкальной сути альбома «Outside» (он же «1. Outside», 1995), но группа здесь звучит совершенно по-иному. И не только потому, что в программе много классики Боуи – но даже материал «Outside» в этом концертном контексте лишается некоторого навязчивого модернизма. Как видится с первого же прослушивания, «Ouvrez Le Chien…» в целом может объяснить даже далеко не великому поклоннику Дэвида Боуи, почему именно этот музыкант при некоторой «высоколобости» своего творчества смог быть настоящей рок-звездой с широчайшим охватом аудитории на продолжении почти 46 лет.

И здесь самое время вспомнить о том, какое значение в биографии (и дискографии) любого серьезного рок-музыканта занимает такое очень часто недооцениваемое в России явление, как концертный альбом. Которыми, кстати, Боуи при жизни откровенно пренебрегал, за что был неизменно порицаем музыкальными экспертами даже у себя на родине. Да, большому артисту – большие странности, и резоны у Дэвида были – легко представить, что собственные концертные программы казались ему лишенными намека на концептуальность. С другой же стороны, кому неизвестно, что даже в XXI веке масса концертных работ рок-артистов самой разной стилистики звучат куда как энергичнее, чем их студийные записи – и что уже тут говорить про концертные альбомы былого? Да и можно ли себе представить лучший сборник материала действительно великого музыканта, нежели его толковый концертный альбом?

Все вышесказанное в сумме и определяет достоинства «Ouvrez Le Chien…», названного так по строчке из пьесы Дэвида Боуи «All The Madmen» с альбома «The Man Who Sold The World» (1970), повторенной потом в титульном треке саундтрекового альбома «Buddha Of Suburbia» (1993). Понятно, что в архиве Дэвида должно сохраниться великое множество подобных концертных записей, но чем хороши сформировавшие основную программу альбома 14 пьес, записанных с выступления на арене Starplex Amphitheater в Далласе, Техас 13 октября 1995 года – так это полнейшей будничностью и непарадностью программы. Всего пять номеров с «Outside» («The Hearts Filthy Lesson», «The Voyeur of Utter Destruction (As Beauty)», титульный трек, «We Prick You» и «I'm Deranged») плюс масса более ранней классики, начиная с «The Man Who Sold The World». А также пара бонус-треков – «Moonage Daydream» (1972) и некогда созданная совместно с группой Queen «Under Pressure» (1981) с концерта в Бирмингеме (арена National Exhibition Centre), состоявшегося ровно два месяца после выступления в Далласе. В свое время эти бонусы издавались как би-сайды CD-сингла «Hallo Spaceboy», но своим звучанием они совершенно не отличаются от основной программы альбома.

Именно концертное звучание оказывается самым интересным компонентом «Ouvrez Le Chien…». Совершенно неэкстремистский и очень, если так можно выразиться, приземленный, но на самом деле традиционный звук рок-инструментария делает эту работу максимально приближенной к любому слушателю, дружелюбно относящемуся к рок-музыке. Понятно, что сам Дэвид в 90-е мог позволить со своим обширным каталогом не менее обширный концертный трек-лист – но дело не в конкретных песнях, дело именно в звучании, облегчающем аудитории знакомство с новым материалом и ностальгические воспоминания под звуки старого. Так вот, даже новейшие на тот момент пьесы с «Outside» оказываются здесь очень консервативными и рок-н-ролльными в лучшем смысле этого определения. Местами невозможно поверить, что перед нами тот же, пусть и расширенный состав, что работал на сцене по время записи «LiveAndWell.com». Но музыканты Боуи – рок-хамелеоны не хуже своего лидера, и о моментально узнаваемой индивидуальности инструментального звучания можно говорить только в отношении невероятного гитариста Ривза Гэбрелса (экс-Modern Farmer), с которым Дэвид начал сотрудничать в составе Tin Machine в 1989 году. Огромный вклад в теплоту звучания программы вносит традиционная гитара Карлоса Аломара (экс- The Main Ingredient), работавшего с главным героем аж с 1974-го. В свою очередь звучание ритм-секции в лице бас-гитаристки Гэйл Энн Дорси и барабанщика Захари Элфорда на удивление мощно и в нужной степени прямолинейно – рок-н-ролл как он есть, а широкое использование клавишником Майком Гарсоном рояля уместно знаменует верность Боуи тем же корням своей музыки.

После знакомства с «Ouvrez Le Chien…» любой мыслящий слушатель – кому альбом и адресован – может с легкостью ответить на вопрос: почему же при всем своем рок-хамелеонстве Дэвид Боуи любим миллионами людей на нашей планете, а его песни остаются понятными и популярными? Ответ скорее очевиден для зарубежного поклонника артиста, бывавшего на его концертах – Боуи не забывал о традиционном рок-звучании своих концертных программ, а для реализации такого звука находил сверхпрофессиональных инструменталистов. Только и всего? Да, но какая за этим «только» стояла работа! Тем более приятно понимать данный факт, зная о том, что менее чем через год группа Дэвида на сцене уже будет звучать модно и в меру радикально… Воистину, пока не начался музыкальный поп-эксперимент – на сцене играет рок-н-ролл. Прекрасно, что великий артист напоминает нам об этой великой истине даже после собственной кончины.

Читайте также