В издательстве «Эксмо» вышел новый роман Виктора Пелевина «Непобедимое солнце» – история своеобразных духовных поисков с историческо-философским подтекстом и вполне феминистским посылом. Рассказываем о том, чем новая книга может заинтересовать поклонников писателя, и не только.
«Я решила встретить свой тридцатник, несясь по дороге на мотоцикле. Я обожаю всяческий символизм. То есть когда жизнь рифмует. Мне даже кажется, что эти рифмы можно подделывать – это и есть магия, симпатическая и очень мне симпатичная. Мы как бы разъясняем толстозадой неповоротливой судьбе, какой хотим ее видеть, и иногда она понимает намек». Так начинается история Саши, девушки без определенных занятий, которая отправляется в долгое путешествие, руководствуясь на своем пути подобными символами – от снов до песен Pink Floyd и King Crimson. И путь этот окажется весьма необычным – от Святой Софии в Стамбуле до кубинского Варадеро, от молодого человека, изучающего жизнь императора Каракаллы, до знакомства с необычным культом, именуемым Sol Invictus, или Непобедимое Солнце.
Даже самый верный почитатель Пелевина вынужден сравнивать каждую новую его книгу с его же произведениями 90-х, и это сравнение чаще всего оказывается не в пользу нового. Но чем сравнивать, проще признать, что лучшие из его поздних книг получаются как бы по методу Ричарда Баха – когда автор не просто предлагает полюбоваться новыми теориями заговора, как это было в его предыдущей книге «Искусство легких касаний», а погружает читателя во вроде бы обычную историю, которая внезапно оборачивается чем-то иным.
Так происходит и здесь: «Непобедимое солнце» втягивает в себя постепенно, сочетая традиционный для Пелевина рассказ о герое в центре странных событий со вставным повествованием о двух римских императорах и культе солнца, связанном с одним из них. Порой этот «роман в романе» о Каракалле и Гелиогабале, поданный как сон героини, увлекает едва ли не больше основного текста – тем более что за «римские» сюжеты Пелевин, кажется, еще не брался. И будь экранная судьба его книг более счастливой, эта история сама по себе могла бы стать неплохим сюжетом для сериала.
Основной же сюжет истории мог бы потянуть на роуд-муви: если в большинстве прежних романов Пелевина действие происходит в более или менее компактном пространстве, то здесь путешествие героини – это постоянная смена декораций. Холм Аруначала, Москва, Стамбул, Урфа, Тенерифе, затем Куба, Гран Канариа: каждый из пунктов в этом «путевом листе» становится еще и этапом духовного путешествия.
Еще одной чертой нового романа стали почти философские разговоры героев на тему религий и культов, и следить за подобными диалогами оказывается неожиданно интересно. Отсылки к разным религиям и верованиям встречаются и в самом сюжете: танец, способный разрушать и созидать миры и символистская Жена, Облеченная в Солнце, оказываются не только красивыми образами. Впрочем, устами одного из своих героев автор опускает любителей Глубинного Смысла на землю. «Город разграбили, как вражескую крепость, взятую с боя. И еще там перебили всех философов. Посмотрим, думал я, станет ли после этого в мире меньше блага – или никто ничего не заметит».
Кое-кто может сказать, что во всем этом нет ничего нового: герой, попадающий в центр своеобразного языческого культа, встречался как минимум в «Generation П», рассказ в рассказе стал фирменным знаком «Чапаева и Пустоты» (кстати, опиум, растворенный в вине, приводит на память знаменитый «балтийский чай»), а рассказ о социалистическом быте на Кубе неуловимо напоминает «Омон Ра». Да и фирменные пелевинские шуточки, на этот раз на тему Black Lives Matter, политкорректности и всевластия идеологии, никуда не делись. Однако все это скорее детали, нежели суть – тем более что автор на этих темах не концентрируется.
Между тем новая книга Пелевина неожиданно оказалась еще и своего рода апологией феминизма. Несмотря на фразы вроде «Моника Левински делала ему metoo», модная ныне тема проходит через весь роман, а на последних страницах приобретает неожиданное звучание. «Мы все спасаем ваш мир. Спасаем его каждый день, просто вы не знаете. Даже тогда, когда не рожаем детей – а только уравновешиваем тупую мужскую волю, мечтающую наделать во всем дыр, а потом разорвать все в клочья». Не очень-то похоже на Пелевина, равно как и неожиданный поворот ближе к финалу, когда в дело вмешиваются внешние силы. Вообще, финал больше напоминает что-то из фантастики, с которой маэстро в принципе и начинал. Конечно, возвращением к корням это назвать нельзя, но приятно осознавать, что Виктор Пелевин не окончательно превратился в Чудесный автоматический грамматизатор, исправно выдающий легкоусвояемое чтиво в стиле самого себя.
С другой стороны, как уберечься от собственных же шаблонов, которые и критика, и читатели уже давно воспринимают как своего рода торговую марку? Как показывает в том числе и пример этого романа, Пелевин от них и не отказывается, но как бы приглушает – всепроникающие темы коронавируса, бывших братских республик и тому подобные нарочито злободневные штучки в «Непобедимом солнце» звучат весьма умеренно. Похоже, что в данном случае автору интереснее предложить читателю нечто новое, пусть и в рамках хорошо забытого старого, а заодно и сломать собственные шаблоны хотя бы частично. И, как нам кажется, в этом смысле новая книга вполне достойна встать в ряд если не с классикой мастера, то с такими его романами, как «t» или «SNUFF».
2 Сентября 2020, 2:39