Для быстрого поиска начните вводить запрос

​«Страна Лавкрафта»: Это хоррор-джаз, детка!

Новый сериал Джордана Пила и Джей Джей Абрамса покоряет оригинальностью и накалом страстей. Но кое-что мешает «Стране Лавкрафта» стать лучше всех в хорроре.
7 сентября 2020 0
Кадр из сериала ​«Страна Лавкрафта»
Кадр из сериала ​«Страна Лавкрафта»

Щупальца Говарда Лавкрафта давно добрались до мировой популярной культуры – поклонники видели множество адаптаций хорроров и научной фантастики легендарного писателя. Однако в середине августа HBO запустил нечто совершенно новое – сериал «Страна Лавкрафта», который позволяет зрителю взглянуть на мир автора с непривычного ракурса. Новый продюсерский проект Джордана Пила (также выступил сценаристом) и Джей Джей Абрамса основан на одноименном романе Мэтта Раффа, который был вдохновлен Лавкрафтом. Уже интересно! Но на этом сюрпризы не заканчиваются.

«Страна Лавкрафта» перекидывает зрителей в США образца 1950-х годов и знакомит с добродушным и своенравным поклонником научной фантастики Аттикусом «Тиком» Фрименом (Джонатан Мэйджерс). Переживший ужасы Корейской войны ветеран, Аттикус получает от отца Монтроуза (Майкл Кеннет Уильямс) письмо с довольно странным содержанием, указывающим на таинственную историю происхождения Тика. Герой уже несколько лет не виделся с папой, поскольку у них были довольно напряженные отношения. Однако ему все же приходится вернуться в родной город, и дело тут не только в письме. Выясняется, что Монтроуз загадочным образом исчез, и полиция не особо стремится его найти.

Возмужавшего Аттикуса родные и друзья принимают радушно и тепло, хотя и узнают его не сразу. Вскоре становится понятно, что никто не знает, куда мог пропасть вспыльчивый и скрытный Монтроуз. Тик решает взять расследование в свои руки. Вместе с ним на поиски отправляется его дядя Джордж (Кортни Бернард Вэнс) – он вместе с женой составляет так называемые «Зеленые книги», путеводители для чернокожих людей с безопасными маршрутами передвижения по стране (такие книги в середине XX века были необходимы афроамериканцам, чтобы не попасть в опасные для «цветных» районы США). Компанию им решает составить подруга Тика по имени Летиша «Лети» Льюис (Джерни Смоллетт). У героини весьма сложные отношения с родственниками, да и в целом активная и бойкая девушка столкнулась с проблемами в личной жизни и карьере. Теперь Лети решила изменить свою жизнь, в частности – помириться с братом, к которому и отправляется вместе с Тиком и Джорджем.

Весьма нестандартная группа героев (никаких учеников старшей школы!) начинает большое путешествие в поисках ответов. Но они даже не догадываются, что на своем пути встретят не только злостных расистов, которые захотят им навредить, но и монстров – вполне реальных, будто сошедших со страниц романов Говарда Лавкрафта. Эти чудовища, самых разных форм и размеров, обитают в загадочном лесу неподалеку от полумифического города Ардхем в штате Массачусетс и якобы охраняют затерянное там подозрительное поместье. Люди, которые живут в этом доме, должны либо помочь в расследовании Тика, либо сделать ситуацию еще запутаннее. Как знать – к настоящему моменту, когда вышло четыре эпизода, зрителям уже раскрыли множество тайн, но они только добавили вопросов.

Кадр из сериала «Страна Лавкрафта»

Кадр из сериала «Страна Лавкрафта»

Уже по одному сюжету «Страны Лавкрафта» ясно, что создатели проекта решили показать зрителям настоящий сплав оригинальных идей и даже жанров. Поиски Монтроуза, который вышел на след тайного сообщества, заставляют нас все глубже погружаться в этот бурлящий «водоворот историй». В основе сюжета лежит все такой же актуальный вопрос расизма, который сегодня особенно остро воспринимается в Америке. В «Стране Лавкрафта» эту линию нельзя назвать сквозной – авторы выделили ее весьма четко, придав ей ярких красок и насыщенных эмоций.

Почти все белокожие персонажи здесь предстают злодеями – и это не раздражает, так как замысел вполне оправдан: в каждом белом герои видят потенциальную угрозу. Не особо разговорчивые «людские чудовища» и зрителей заставляют чувствовать глубокую неприязнь и ощущение преследования. Прослеживается явная параллель с такими же тихими, но пугающими монстрами в лесу. Сам Лавкрафт считается расистом. Эту тему даже подробно разобрал Мишель Уэльбек в книге «Г. Ф. Лавкрафт: Против человечества, против прогресса». Так что его чудища становятся логичным символом страха «черного населения». Зритель наблюдает за бесстыдными проявлениями несправедливости и тем, как наглядно раскрывается проблема ксенофобии, а затем проникается чувствами буквально загнанных в угол героев и тоже начинает испытывать неподдельный страх. Особенно глубокими и ужасающими оказались сцена в кафе и нервирующая (и это хорошо для сериала) арка с озлобленным шерифом-преследователем. Тут все – от диалогов и до того, как себя ведут как «белые», так и «черные» – отлично иллюстрирует тему расизма, с напряженными сценами, да еще и с экшеном.

Остросоциальная тема раскрыта на все сто – с метафорами и иносказаниями, как надо, а ведь это только начало сериала. Замес жанров – драма, хоррор, научная фантастика, приключенческий (в духе «Путешествия к центру Земли» и «Индианы Джонса» с «Ларой Крофт») – оставляет в целом позитивные эмоции: где мы еще увидим такой карнавал историй? Однако именно здесь и кроется главная проблема «Страны Лавкрафта», которая ломает стойкую и крепкую на первый взгляд конструкцию шоу. У авторов есть целый мешок крутых идей и сюжетов, который они решили раскрыть в одном проекте. Это стремление рассказать «обо всем и побольше» выявляет слабую сторону шоу, которая заключается в хаотичности сюжета. Условный рассказчик будто не знает, на чем сконцентрировать внимание и постоянно меняет фокус повествования. Зритель вынужден переключаться с одной темы на другую, отчего теряется должный уровень ощущения целостности произведения.

Кадр из сериала «Страна Лавкрафта»

Кадр из сериала «Страна Лавкрафта»

Отсутствие плавности в раскрытии истории вынуждает нас отдалиться от персонажей: иногда мы просто не успеваем вникнуть в суть произошедшего и полностью «распробовать» увиденное. Нас просто «выдергивают» из сцены и тащат дальше. Тут же всплывает недостаток проработки некоторых второстепенных персонажей. По таинственному братству и их ритуалу для прохода через райские врата прошлись как-то спешно, а загадочная шаманка, которая должна была изгнать из дома призраков, запрыгнула в сюжет из ниоткуда и осталась нераскрытой, несмотря на колоритный образ. Слишком быстро меняется настроение рассказа, из-за чего возникают сложности с восприятием этого сумбура. Так и хочется сказать: «Астанавитес! Дайте отдышаться и рассмотреть созданное вами безумие как следует». Возможно, вся красота сюжетных «пазлов» сложится во что-то понятное в финале, ведь в интригующей концовке 3 серии намекнули на какую-никакую целостность. А весь 4 эпизод – на данный момент самый мощный, страстный и просто интересный – вновь отвел сериал «в сторону» в плане настроения и стиля, но зато чуть убавил скорость и позволил исследованию персонажей серьезно продвинуться вперед. Пока что сюжет «Страны Лавкрафта» можно сравнить с кусочками мозаики, с трудом соединенными друг с другом. Хотя по отдельности многие элементы шоу крайне эффектны.

Тем не менее, есть причины дать «Стране Лавкрафта» шанс на «раскачку». Хотя авторы фактически лишили зрителей драгоценных минут, необходимых для плавного погружения в этот самобытный мир, актеры раскрывают своих героев толково. Особенно чувственными получились перформансы прекрасных Джонатана Мэйджорса и Джерни Смоллетт. Актеры естественно держатся в кадре и не просто показывают, а буквально выворачивают наизнанку безумный страх, злость и страсть своих персонажей. Результат – зритель разделяет гнев и замешательство персонажей и рвется схватить биту, чтобы разнести машины «наглых грязных белых» вдребезги.

Пугающая атмосфера «Страны Лавкрафта» держится на теме расизма. Традиционно этот вопрос в картинах раздражает, печалит и заставляет задуматься, а тут еще вдруг и наводит жути. Как «Прочь» того же Джордана Пила, только жестче. Но и «дополнения» к ужасу хороши. Чудовища Лавкрафта, которые являются олицетворением желчных расистов, подчас выпрыгивают чуть ли не из кустов и по-настоящему пугают. Да и в целом их вид вызывает самые неприятные эмоции. Чего стоит одно только «многоглазое» существо. Мерзко – то слово, которое хотели услышать от нас создатели. Откусанные головы, фонтаны крови (не в стиле Квентина Тарантино, не бойтесь), разбросанные конечности и другие «жутики» – тут все на своих местах, все готово к тому, чтобы нагнать страху на каждого, кто осмелится войти в «Страну Лавкрафта». Пик странного и пугающего пришелся как раз на 3 эпизод, где нам показали и ужасающие смерти, и дико страшные человеческие гибриды – результаты экспериментов безумного ученого. К слову, сцена с изгнанием призрака – пока что лучший момент сериала в плане визуала. Крутой грим, вихрь необычных спецэффектов и, конечно, сам свирепый призрак сумасшедшего ученого. Все как мы любим.

Кадр из сериала «Страна Лавкрафта»

Кадр из сериала «Страна Лавкрафта»

Однако настроение в «Стране Лавкрафта» держится не только на элементах хоррора, которые крадут далеко не все внимание зрителя. В отдельных моментах те самые «скачки» настроения работают на контрасте, и все же доставляют зрителю удовольствие, давая ему как следует насладиться просмотром и проникнуться атмосферой. И речь даже не о «рудиментарном» юморе, который создатели ужастиков любят «впихивать» в сюжет, забывая о балансе. Здесь такого нет. Большое значение имеют душевные музыкальные номера. «Джазовые» сцены делают и так достаточно стильную и сочную картинку «Страны Лавкрафта» еще более приятной, а также раскрывают быт чернокожего населения США в 50-е. Люди радуются жизни и проявляют свои чувства, исполняя чувственный джаз или просто танцуя под него, несмотря на все невзгоды, что творятся вокруг.

Пусть «Страна Лавкрафта» на протяжении всей поездки и болтается из стороны в сторону, предлагая все больше и больше идей и теряя градус крепости повествования, сериалу удается удерживать внимание – да так, что дух захватывает. Финал 3 серии – самое время притормозить, дать зрителям возможность отдышаться и осмотреться, какой красивый и загадочный мир придумали создатели. В 4 эпизоде повествование действительно чуть замедлилось, отчего напряжения стало ощутимо больше. Появилась надежда, что после пятого темп будет более сбалансированным, чтобы концовка смогла «взорвать». Судя по тому, сколько сюрпризов было в первых четырех эпизодах (из 10), нам стоит готовиться удивляться и чему-то большему. Ожидания высоки. С нетерпением ждем продолжения путешествия.

Комментарии (0)
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.


В центре внимания

Поделитесь с друзьями