Пришла пора подводить итоги книжного 2020 года, и можно с уверенностью сказать, что он оказался столь же богат на хорошие книги, что и любой другой. Любите ли вы книги о рок-музыкантах, классическую литературу, захватывающий нон-фикшн или постмодернизм – каждый из вас найдет в нашем списке что-нибудь для себя.
«Кубик Рубика и пятый битл»
Ханс Улав Хамран
Еще одной значимой годовщиной в 2020 году стало 60-летие The Beatles, на которое издатели откликнулись добрым десятком книг. Одной из них стала книга о норвежском подростке Андерсе, который после трагической гибели Джона Леннона задается целью увидеть каждого из троих оставшихся битлов. Роман начинается утром 9 декабря 1980 года, и это во многом определяет его настрой – грустный и в то же время радостный. Быть битломаном в эпоху U2 и Kiss как минимум старомодно – но когда тебя поддерживают не только родные, но и школьный учитель по прозвищу Сосиска, он же новоиспеченный пятый битл, возможным становится если не все, то многое. Дежурства на Эбби-роуд и возле особняка Джорджа Харрисона в Хенли, случайная встреча на премьере фильма «Никогда не говори "никогда"», концерт Live Aid как кульминация радостных 80-х – и вместе с тем история взросления, любви и потери.
«Игги Поп: Вскройся в кровь»
Пол Трынка
Логика издателей переводных рок-биографий в России зачастую непонятна среднему читателю – и тем приятнее сюрпризы вроде того, что был преподнесен в самом начале уходящего 2020 года. Игги Поп был и остается одной из главных звезд рока вплоть до настоящего времени, поэтому нет ничего удивительного в том, что его история стала основой для весьма эффектной биографической книги. Первые группы, появление на свет легендарного ныне прозвища Игги, рок-н-ролльные годы в The Stooges, не очень ровная, но вполне удачная сольная карьера, работа с Дэвидом Боуи, воссоединение тех же The Stooges… И после такой книги вам почти наверняка захочется увидеть живой концерт Игги, хотя бы на экране.
Чем еще хороша книга «Игги Поп: Вскройся в кровь»
«Майк Науменко. Бегство из зоопарка»
Александр Кушнир
Столь же неожиданным сюрпризом стала и новая книга Александра Кушнира, посвященная одному из главнейших представителей русского рока в его золотую эпоху. Майк Науменко во многом оказался в тени и Бориса Гребенщикова, и воспитанного им же самим Виктора Цоя, однако выход нашумевшего фильма «Лето» вновь подстегнул интерес к его личности. «Бегство из зоопарка» – это в меру дотошная история взлета и падения Майка, заполняющая множество невидимых доселе белых пятен и снабженная богатым иллюстративным рядом. Рисунки, обложки самодельных альбомов, редкие фото, черновики, а еще интервью с представителями его ближайшего окружения, скрупулезные отчеты о поездках не только в Москву, но и по провинции – и финальная часть, читать которую столь же грустно, что и слушать многие песни самого Майка.
Отвечаем, почему книга Александра Кушнира «Майк Науменко. Бегство из зоопарка» достойна занять место на книжных полках любителей русского рока
«Пол Маккартни. Биография»
Филип Норман
Биограф Элтона Джона, Мика Джаггера и Бадди Холли написал эту книгу как бы «под пару» к сравнительно недавней биографии Джона Леннона. Казалось бы, история Пола Маккартни изучена так, что сказать нечто новое на этот счет непросто, однако Норман доказывает, что и это не совсем так. Его книга посвящена не только широко известным, но и малоизвестным фактам из жизни Маккартни, а временам The Beatles уделяется столько же внимания, сколько и его во многом недооцененной сольной карьере. В вину автору можно поставить разве что некоторую отстраненность повествования да недостаточное внимание к последним альбомам своего героя. Многие предпочли бы, чтобы его новой музыке было уделено куда больше внимания, чем скандальной истории брака с Хизер Миллс. И все же эта книга – весьма ценное дополнение ко всему, что мы знаем об авторе «Yesterday».
Рассказываем, чем удивляет книга «Пол Маккартни. Биография» Филипа Нормана
«Чернобыль. История катастрофы»
Адам Хиггинботтам
Сериал «Чернобыль» не только стал ярчайшим из «проектов» канала HBO в 2019 году, но и побудил зрителей заинтересоваться тем, что же на самом деле произошло в городе Припять в апреле 1986 года. Свой ответ на этот вопрос дает книга Адама Хиггинботтама – яркий отчет о возникновении города и выстроенной вблизи него станции, при столь печальных обстоятельствах вошедшей в историю. Хиггинботам детально реконструирует события, приведшие к катастрофе, рассказывает о том, с чем пришлось столкнуться ликвидаторам аварии, об их печальной судьбе и о том, как все это повлияло на историю СССР, да и всего человечества. И это производит не меньшее впечатление, чем художественные преувеличения сериала.
«Лучший год в истории кино. Как 1999-й изменил все»
Брайан Рафтери
«Матрица», «Магнолия», «Быть Джоном Малковичем», «Бойцовский клуб», «Беги, Лола, беги», «Ведьма из Блэр» – сложно поверить, что все эти фильмы, столь непохожие друг на друга, вышли в один год и теперь занимают места во всевозможных списках лучших картин 90-х, а то и лучших картин всех времен. Книга Брайана Рафтери рассказывает о том, как рождались, созревали и воплощались в жизнь замыслы этих и других работ, создатели которых в очередной раз плюнули на все голливудские правила, а большие студийные шишки в кои-то веки не препятствовали этому. Сейчас, когда студии предпочитают не рисковать, штампуя ремейки, однотипные байопики и кинокомиксы, то время выглядит навсегда ушедшим. Однако любители кино знают, что прорыв, подобный 1999 году, был не первым, и, будем надеяться, не последним в истории важнейшего из искусств.
«Институт»
Стивен Кинг
Последний на данный момент роман маэстро ужасов на первый взгляд кажется собранным из уже знакомых частей. Институт, в котором томятся дети со сверхспособностями, напоминает то ли «Воспламеняющую взглядом», то ли последний роман саги «Темная башня», рассказываемая параллельно история неприкаянного мужчины и мальчика, которого он должен защитить, напоминает «Жребий», а отвага детей, решивших бороться со своими мучителями, приводит на память «Оно». И все же этот роман – нечто большее, чем просто попытка рассказать старую историю на новый лад. Кинг все так же умеет закручивать интригу и выписывать как положительных, так и отрицательных персонажей, а финал всей истории заставляет взглянуть на нее под неожиданным углом и вспомнить не только «Повелителя мух», отсылки к которому встречаются в романе, но и знаменитую фразу Достоевского о слезинке ребенка.
Каким получился роман Стивена Кинга «Институт»
«Непобедимое солнце»
Виктор Пелевин
Приятным сюрпризом оказался в этом году и новый роман Виктора Пелевина о своеобразном духовном пути девушки по имени Саша. Здесь есть все, за что любят романы маэстро – ироничная игра слов, музыка одного из участников Pink Floyd как один из двигателей сюжета, насмешки над современностью – и весьма оригинальный рассказ о римских императорах Каракалле и Гелиогабале, чья история оказывается неожиданно сплетена с историей Саши. Роуд-муви, исторический роман и роман если не воспитания, то взросления в одном флаконе? Кажется, подобного смешения в творчестве маэстро еще не встречалось.
Чем еще интересен новый роман Виктора Пелевина «Непобедимое солнце»
«Птица в клетке»
Кристин Лененс
Вышедший в начале года роман «Птица в клетке» оказался в тени своей же экранизации – красочного и неоднозначного «Кролика Джоджо». И, как это часто бывает, это произошло незаслуженно: если история Тайки Вайтити «Кролик Джоджо» больше напоминает комедию, пусть и с трагическими элементами, то «Птица в клетке» – это полноценная драма, выходящая за рамки истории о том, как юный нацист прячет в своем доме юную еврейскую девушку. Роман рассказывает не только о том, что творилось в Австрии в годы Второй мировой войны, но и до и после нее, а также заставляет задуматься не только о лжи нацизма, но и о лжи вообще – о том, что заставляет нас лгать и какую цену рано или поздно приходится за это платить. И это тот случай, когда книгу стоит читать «вместе» с фильмом, чтобы в полной мере оценить мастерство и писателя, и сценариста.
Обзор романа «Птица в клетке», по которому снят фильм «Кролик Джоджо»
«Икабог»
Джоан Роулинг
Новая сказка «мамы Ро» рождалась параллельно с последними книгами о Гарри Поттере, но по-настоящему ее время пришло только сейчас, когда всем известные события заставили многих заняться тем, до чего долгое время не доходили руки. «В этой книге я касаюсь вещей, которые меня всегда интересовали. Сказочные чудовища, которых мы сами выдумали, – что они могут рассказать нам о нас самих? Почему злой дух вдруг вселяется в человека или даже овладевает целой страной и можно ли справиться со злом, и какой ценой? Почему люди вдруг попадают в плен лжи, иногда такой очевидной и наглой?» – задается вопросом Роулинг. «Икабог» – это история о том, как древняя легенда может стать оружием в руках негодяев-правителей, а правда, любовь и отвага способны творить чудеса не хуже волшебных палочек. Будучи ближе к английской литературной сказке, нежели к «Гарри Поттеру», «Икабог» несет тот же заряд добра и гуманизма, а милые детские иллюстрации, на создание которых был объявлен специальный конкурс, позволяют в прямом смысле слова взглянуть на историю глазами ребенка.
Разбираемся, чем новая книга Джоан Роулинг «Икабог» похожа и не похожа на истории о Гарри Поттере
«Дейзи Джонс & The Six»
Тейлор Дженкинс Рид
И еще одна неожиданная рок-н-ролльная книга – художественная история вымышленной рок-группы, рассказанная в форме воспоминаний о лихой эпохе 1970-х. Дейзи Джонс – наркоманка и алкоголичка с ангельской внешностью и талантом незаурядного автора песен, который далеко не сразу оценят как продюсеры, так и участники неудачливой блюзовой группы The Six. Этот роман – одновременно и история любви (даже нескольких), и история музыки, и готовый сценарий для псевдодокументального фильма, и интересное размышление о рок-жизни в 1970-х, чем-то напоминающее «Улицу Отчаяния» Иэна Бэнкса. И, как и в случае с книгой Бэнкса, к концу этого романа настигает сожаление, что музыка Дейзи и The Six – всего лишь выдумка автора, и музыку их услышать, увы, невозможно. Впрочем, может быть, это только пока?
«Грязь кладбищенская»
Мартин О’ Кайнь
Ирландцев в чем-то можно назвать духовными братьями русских. Судя по всему, они точно так же любят выпить, так же легко – если не сказать безалаберно – относятся к работе и так же по-философски – к самой жизни. Одним из свидетельств тому стал роман «Грязь кладбищенская», героями которого оказались в прямом смысле слова «мертвые души». Похороненные на кладбище люди и после смерти не перестают язвить по поводу друг друга, беспокоиться и о живых, и о том, достойные ли у них были похороны, а также делиться собственными размышлениями, даром что слушателей у них теперь мало. И из этих бесед вырастает весьма своеобразная философия, над вопросами которой не грех бы задуматься и живущим.
«"Жизнь прошла, а молодость длится..." Путеводитель по книге Ирины Одоевцевой "На берегах Невы"».
Олег Лекманов
Книга Ирины Одоевцевой о послереволюционном Серебряном веке со временем обрела репутацию одной из самых известных и неоднозначных, как и мемуары ее мужа Георгия Иванова «Петербургские зимы». В эмиграции и СССР их обоих регулярно критиковали за многочисленные додумывания, а то и прямое вранье – но, как оказывается, во многом напрасно. Автор комментария, филолог Олег Лекманов провел удивительную работу, отметив в книге Одоевцевой действительные заимствования и параллели с воспоминаниями современников, некоторые противоречия и элементы беллетристики, однако любая критика меркнет перед рассказом о людях, дышавших поэзией в голодном Петрограде. И лишнее тому свидетельство – многочисленные стихи как широко известных, так и малоизвестных поэтов, щедро рассыпанные по книге, целиком приведенные в комментариях и побуждающие заново открыть Мандельштама, Андрея Белого, Михаила Кузмина, да и Николая Гумилева, ставшего вторым ее полноправным героем.
«Афанасий Фет»
Михаил Макеев
В XIX веке Афанасия Фета упрекали за приверженность «искусству для искусства», в XX-м видели в нем не столько большого поэта, сколько дворянина-крепостника, однако «дивные звуки» его поэзии признавали даже сторонники вульгарной социологии. «Смело можем сказать, что человек, понимающий поэзию и охотно открывающий душу свою ее ощущениям, ни в одном русском авторе, после Пушкина, не почерпнет столько поэтического наслаждения, сколько доставит ему господин Фет», – писал поэтический антипод Фета Николай Некрасов. Рождение вне брака, военная служба, долгие хлопоты о дворянском титуле и неустанные заботы об имении, «вторая молодость» в поэзии на склоне лет… История жизни Фета несколько нетипична для поэта, но именно этим и интересна – что и доказывает первая его биография в серии «ЖЗЛ», вышедшая к 200-летнему юбилею.
«Лесков. Прозеванный гений»
Майя Кучерская
«Достоевскому равен, он – прозёванный гений!» – писал о Николае Семеновиче Лескове небезызвестный Игорь Северянин. Так это или нет, мы начинаем понимать только сейчас: как и история Афанасия Фета, жизнь Лескова складывалась неоднозначно, и не всегда по его вине. Выступив против нигилистов в нескольких своих ранних романах, он навлек на себя гнев в так называемых «прогрессивных кругах», его интерес к православию оказался далек от ортодоксальной официальной религии, а необычный язык явно не встретил понимания среди современников. В результате один из самых оригинальных русских писателей остался по большей части неоцененным – если не считать нескольких повестей и рассказов да горькой истории о тульском левше и английской блохе. Книга писательницы Майи Кучерской, которую ценители ждали добрый десяток лет, призвана исправить столь несправедливое отношение.