До «Оскара»-2021 осталось чуть больше недели, и российские прокатчики стараются как можно скорее выпустить на большие экраны главных номинантов этого года. Все началось с «Земли кочевников» Хлои Чжао, продолжилось «Минари» Ли Айзека Чуна, теперь эстафету перенимает сложная драма «Отец» Флориана Зеллера с Энтони Хопкинсом в главной роли. Картине прочат победу в категории «Лучший адаптированный сценарий» (обновление от 26.04.21: фильм «Отец» выиграл «Оскар» в двух номинациях: за адаптированный сценарий и «Лучший актер» (Энтони Хопкинс)), потому что именно драматургия делает этот фильм по-настоящему исключительным и самобытным среди других претендентов. Всего «Отец» выдвинут в шести номинациях, включая «Лучший фильм» и «Лучший актер» (Хопкинс). Рассказываем, что же такого особенного во вроде бы типичной истории о тяжелобольном человеке на закате лет, теряющем память и любое понимание реальности.
Энтони живет в своей роскошной и просторной квартире в Лондоне совсем один, но почти каждый день его навещает старшая дочь Энн. Иногда она приходит с супругом, и они устраивают семейные ужины. Энн пытается нанять пожилому отцу сиделку, потому что у него прогрессирует деменция, и ему все тяжелее жить как обычный человек. Энтони не может поверить в это, любые попытки помочь он отвергает. Дочери тяжело принимать капризы и придирки родного человека, однако она не собирается сдаваться и в конце концов находит идеального кандидата на роль сиделки. Главное, чтобы отец теперь что-нибудь этакое не придумал.
Французский писатель и драматург Флориан Зеллер до своей дебютной картины «Отец», которую он снял по одноименной пьесе собственного сочинения, не заявлял о себе в киноиндустрии – зато в театральных кругах его слава гремит. Даже на московских сценах ставят спектакли по его произведениям, в частности, по пьесе «Сын» – кстати, ее Зеллер тоже планирует перенести на экран. В качестве первого опыта в кино Флориан Зеллер выбрал «Отца» не просто так. Драматург внимательно следил за реакцией зрителей, приходивших на эту постановку. После спектаклей они старались не только поблагодарить автора пьесы и актеров, но также делились своими похожими историями, потому что буквально ощущали себя действующими лицами самой постановки. Именно этот опыт Зеллер мечтал перенести в киноформат – не водить аудиторию за ручку, а сделать зрителей причастными к основным событиям.
Необходимой для этого атмосферы режиссер добивается с помощью призрачного чувства клаустрофобии и постоянного движения в кадре. Локация практически не меняется на протяжении всего фильма, кадры чередуются один за другим через скрытый монтаж, и зрители вместе с Энтони остаются в стенах лондонской квартиры. Двигаются только сами герои, иногда повторяя одни и те же шаги и жесты. Вещи тоже не остаются на одном месте: время от времени они могут исчезать из поля зрения, а потом снова возвращаться. Хаотичность, настоящая сумбурность, цикличность происходящего – квартира Энтони словно настоящее поле боя, где конфликт никогда не прекращается. Противостояние исключительно личного характера, между самим мужчиной и его сознанием – и, кажется, последнее все-таки выигрывает. Но именно в этом и должны разобраться зрители, разграничивая реальность и вымысел на экране. Сам Энтони с удовольствием помог бы найти ответ, однако любое произнесенное им слово все равно окажется неверным. Выйти из лабиринта памяти ему не смогут помочь даже дочь, ее супруг или сиделка. Здесь ему придется бороться и даже выживать в одиночестве.
Люди проводят очень много времени внутри своего сознания, мечтая о чем-то интересном и недосягаемом перед сном или даже среди белого дня. Мозг постоянно работает, он может придумывать самые разные когнитивные ловушки, чтобы человек вдруг не заскучал. Все еще сильнее усугубляется при деменции, потере памяти, поэтому картина Флориана Зеллера – это такой эксперимент, возможность в деталях увидеть тот хаос, который творится в голове у больного. Безусловно, история в «Отце» биографична. Режиссер делится своим опытом и предлагает зрителям, оказавшимся в похожей ситуации, принять действительность и, возможно, обрести некую гармонию и христианское прощение. Только Флориан Зеллер не делает это линейно, а заставляет аудиторию думать, проживать и испытывать все соответствующие ситуациям чувства.
Энтони не раз сомневается в своем местонахождении, перебирая в голове множество вариантов – от своей квартиры до дома престарелых. Все ему кажутся сомнительным. Зрителям приходится точно так же разгадывать эту головоломку, и каждый раз обманываться. Настоящий лабиринт, из которого нет выхода, разворачивается на экране – и именно так себя ощущает больной деменцией пожилой человек. Энтони настолько уязвим, что в один момент даже готов звать свою маму, чтобы та наконец разъяснила ему, как устроен весь этот мир. Абсолютная беспомощность, осознание собственной смертности и обыкновенной человеческой никчемности превращаются для него в огромное, давящее, бесконечное чувство страха. Из этой «квартиры» ему никогда уже не выйти.