​«Круиз по джунглям»: Круиз по детству

«Дисней» пробует освежить приключенческий жанр с помощью Дуэйна Джонсона, Эмили Блант и новой этики.

Самый кассовый в мире актер, Дуэйн Джонсон ездит за приключениями в тропические леса примерно каждые два года, начиная с «Сокровища Амазонки» 2003-го. Судя по концовке последнего «Джуманджи», он больше не вернется во франшизу Sony. Горячая путевка в джунгли нашлась у конкурентов из Мышиного дома. Там уже давно готовили киноадаптацию аттракциона «Круиз по джунглям» из «Диснейленда». В начале фильма герой Джонсона даже проводит экскурсию по реке для туристов-ротозеев, с использованием нелепых кукол-бегемотов под водой и кривляк-индейцев в кустах. Если вы посмотрите любительское видео с настоящего аттракциона, обнаружите, насколько точно он перенесен в фильм. Джонсон даже повторяет глупые шуточки-каламбуры от гида.

Кадр из фильма «Круиз по джунглям» (2021)/ Disney

Если идея с переносом аттракциона на экран кажется вам странной, напомним, что суперхитовые «Пираты Карибского моря» появились на свет тем же путем. Видимо, Джонни Деппу надо было доломать долгоиграющую серию, чтобы стартовала новая. В свежем диснеевском кино есть даже сюжетные заимствования из затонувшей франшизы: герои найдут в лесах проклятых испанских конкистадоров, сросшихся с джунглями, как мертвецы-пираты – с морскими судами. Однако основной референс «Круиза по джунглям» – это, конечно, приключенческие фильмы про белых авантюристов в экзотических странах. Жанр довольно консервативный, и модному «Диснею» пришлось слегка подправить старую формулу под новое время.

Интеллигентка из первого мира прибывает в экзотическую страну в поисках древнего сокровища и берет в попутчики лихого проныру с золотым сердцем. Завязка, знакомая хоть зрителям «Мумии» (1999), где это Рэйчел Вайс и Брендан Фрейзер, хоть «Романа с камнем» (1984), где это Кэтлин Тёрнер и Майкл Дуглас. Вот только героиня Эмили Блант – это, скорее, Индиана Джонс в юбке. А нет, пардон, в штанах. К тому же она пьет неразбавленный, крепко держит штурвал и бьет кулаком по лицу так, что стокилограммовый увалень говорит: «Ух! Сильный удар!». Это будто книжка о попаданце, в которой героиня современного кино про сильных женщин оказалась в мире, где женщинам до сих пор разрешалось только оказываться в плену у злодеев.

Кадр из фильма «Круиз по джунглям» (2021)/ Disney

За чувствительность и даже женственность отвечает брат главной героини. Он носит белоснежный костюм, будто Фицкарральдо, мужественное имя Макгрегор, у него глуповатое лицо, как у того же Фрейзера, словно чтобы специально раздражать старорежимных зрителей. По счастливому стечению обстоятельств, российские депутаты не заметили ничего подозрительного в поведении этого персонажа, даже несколько стереотипного в своих ужимках и любви к нарядам. Справедливости ради, когда на экране дело дошло до рассказа о его запретной несчастной любви, дети в зале заметно скучали и вертели головами. Шутки из разряда «Дай-ка подопру тебя сзади», кажется, и вовсе остались непонятыми для зрителей младше 18.

При всех заметных инновациях, которые внесла новая этика в этот приключенческий фильм, о реформировании жанра говорить не приходится. В основе так и остались погони, драки, легкомысленный юмор, хитроумные ловушки. В «Круизе по джунглям», как и всегда побеждает не самый сильный – пусть трапеции Джонсона вас не обманывают, – а тот, кто вовремя отпрыгнет и притворится мертвым.

Кадр из фильма «Круиз по джунглям» (2021)/ Disney

Можно предъявить претензии сценаристам «Круиза по джунглям» за совершенно бесполезного главного злодея. Карикатурный немец с мечтами о мировом господстве не влияет на основную историю, его задача – подгонять героев к развязке, потрясая торпедами. Можно возмутиться, как это режиссер-испанец Жауме Кольет-Серра посмел так фамильярно обойтись с легендарным Агирре. Инфернальный средневековый полководец здесь редуцирован до уровня средненького босса из видеоигры 2000-х. Но если предъявлять эти претензии, то будете выглядеть как человек, который катается на американских горках, скрестив руки на груди – слишком крут, чтобы веселиться, пока дети вокруг восторженно орут во все горло.

Чисто физически «Круиз по джунглям» действует на зрителя как самый настоящий аттракцион. От мурчания дикой кошки будет щекотать под ребрами, а от летящих в камеру стрел будешь машинально уворачиваться даже в 2D.

Вопрос только в том, почему, делая новое приключенческое кино, богатая студия в сотый раз отправляет героев на сотню лет назад? Возможно, это задел на будущий, пока не объявленный кроссовер с молодым Индианой Джонсом – действие новых фильмов про археолога должно происходить примерно в то же время. А может, кинематографисты пока так и не придумали мира, более подходящего для приключений. Там, где небо еще не покрыли сети спутников, где каждый закоулок еще не засняли на цифровую камеру – в таком мире и правда можно поверить в фантастических чудищ и заколдованные святыни.




Читайте также