С 9 декабря на больших экранах – красочная феерия мюзикла «Вестсайдская история» от легенды Голливуда Стивена Спилберга. Рассказываем, чем очаровывает новая экранизация классической бродвейской постановки и в чем она превосходит оскароносную адаптацию 1961 года.
После переноса на год до кинотеатров наконец добрался новый фильм голливудского классика Стивена Спилберга – драматический мюзикл «Вестсайдская история». Картина мэтра снята по мотивам одноименной бродвейской постановки Артура Лорентса, Леонарда Бернстайна и недавно ушедшего из жизни Стивена Сондхайма, которая в свою очередь стала адаптацией трагедии Шекспира «Ромео и Джульетта». За сценарий современной экранизации мюзикла отвечает Тони Кушнер, уже работавший ранее над фильмами Спилберга «Мюнхен» и «Линкольн».
События «Вестсайдской истории» разворачиваются в Нью-Йорке 1950-х годов и рассказывают о двух враждующих уличных бандах – американцах Джетах и пуэрториканцах Акулах. Лидер Джетов Рифф решает договориться с неприятелями о разборке, которая бы расставила в их конфликте все точки над i. Сделать это он планирует на предстоящей танцевальной вечеринке, которую собираются посетить обе стороны. В качестве поддержки Рифф приглашает на мероприятие своего друга Тони, отсидевшего год в тюрьме за избиение парня. На вечеринке Тони встречает младшую сестру лидера Акул Бернардо – Марию, и между молодыми тут же вспыхивают чувства. Но совместное будущее пары оказывается под угрозой из-за обостряющегося конфликта между двумя лагерями.
«Вестсайдская история» Стивена Спилберга и Тони Кушнера не является концептуальным переосмыслением мюзикла. В общих чертах фильм рассказывает ту же самую историю, адаптирующую сюжет вечной трагедии Шекспира под реалии Нью-Йорка 1950-х. Однако на фоне культовой экранизации Роберта Уайза и Джерома Роббинса, получившей рекордные для мюзиклов 10 «Оскаров», версия Спилберга и Кушнера не только не уступает, но даже обладает несколькими важными преимуществами.
Знакомый сюжет о запретной любви в сценарии Кушнера дополняется любопытными деталями, которых не было в адаптации 1961 года. Теперь герои не просто делят между собой район, а буквально находятся на грани выселения из своих домов из-за грядущего сноса зданий – это добавляет завязке напряжения. Образы и истории многих персонажей становятся заметно объемнее. Тони, в версии Кушнера чуть не лишивший человека жизни и отсидевший за это в тюрьме, мечтает исправиться и никогда не повторять страшных ошибок прошлого. Работодательница Тони Валентина, заменившая в новой версии аптекаря Дока, теперь обладает полноценным бэкграундом и получает пару новых значимых сцен с Тони, что превращает ее не просто в «голос совести», а в самодостаточную и действительно важную героиню истории. Валентину сыграла Рита Морено, исполнившая роль Аниты в версии мюзикла 1961 года и получившая за свою работу «Оскар». Взаимоотношения Тони и Валентины намного более человечные и трогательные, чем связь Тони и Дока в первой экранизации бродвейского мюзикла. Эти и многие другие нюансы делают раздираемый противостоянием двух группировок мир более убедительным, а персонажей – более правдоподобными, человечными и живыми.
В «Вестсайдской истории» 1961 года были чудесные музыкальные сцены, но версии номеров в адаптации Стивена Спилберга часто выразительнее и изобретательнее. Дело не столько в качестве пения или танцев, которые тут великолепны, сколько в более продуманном выборе локаций, использовании реальности персонажей для раскрытия их внешнего и внутреннего мира. Например, сцена, в которой Джеты поют о своей непростой доле, теперь разворачивается не просто на улице, а в отделении полиции, где персонажи устраивают музыкальный беспорядок. Номер под культовую композицию «America» буквально расцветает в картине Спилберга. Он разворачивается не на крыше дома, а сразу в нескольких местах – это прекрасно демонстрирует жизнь пуэрто-риканских иммигрантов и добавляет фильму колорита их культуры. Подобные детали насыщают эффектные музыкальные номера под блистательные композиции Леонарда Бернстайна с не менее прекрасными словами Стивена Сондхайма осмысленностью и содержательностью.
Актерский состав новой «Вестсайдской истории», преимущественно состоящий из молодых артистов, блестяще показывает себя как в музыкальных номерах, так и в обычных сценах. Кастинг актеров придает фильму большей аутентичности, нежели в классической ленте 1961 года, где, например, смуглый цвет кожи некоторых персонажей выглядел искусственно, поскольку достигался за счет грима. Взгляните хотя бы на выбор актрис на роль Марии. Если в прошлый раз пуэрто-риканскую героиню сыграла Натали Вуд – дочь русских иммигрантов, которая не исполняла свои музыкальные партии, то в версии Спилберга ее сыграла Рэйчел Зеглер – девушка с латиноамериканскими корнями, которая волшебно поет сама (песни идут на английском языке с субтитрами). Ее Мария составляет прекрасную партию Тони, чей образ примерил Энсел Элгорт. Актеры гармонично сосуществуют в кадре, чувственно оживляя своих персонажей и вызывая искреннее сопереживание их нелегкой судьбе.
В версии Спилберга в игре актеров ощущается не так много театральности – это становится очередным преимуществом перед фильмом Уайза и Роббинса. «Вестсайдская история» Спилберга в целом заметно увереннее проявляет себя как кино и не оставляет ощущения театральной постановки в объемных локациях. Талантливая работа с камерой давнего оператора Спилберга Януша Каминского под руководством самого мэтра постоянно создает дополнительную кинематографическую глубину, движение и насыщенность – этого, по нынешним меркам, не достает прошлой адаптации. Новая версия мюзикла выглядит восхитительно, начиная от постановки и игры цвета со светом и заканчивая волшебными музыкальными номерами и костюмами.
Стивену Спилбергу покорился еще один жанр. Его «Вестсайдская история» – сильнейшая адаптация классического бродвейского мюзикла. Современная экранизация полностью заменяет для нового поколения старую версию, превосходя ее в кинематографичности, проработке персонажей, аутентичности и даже изобретательности музыкальных номеров. Стивен Спилберг и Тони Кушнер создали настоящий шедевр в жанре киномюзиклов – и один из главных фильмов 2021 года.