Напряженный и интересный путь к последней серии
Сюжет 2 половины 4 сезона «Озарка» возвращает нас к Марти и Венди Бердам, которые стараются реализовать комплексный план и выбраться из тисков криминального мира и ФБР. Тем временем убитая горем Рут готовится отомстить Хави за гибель своего кузена Уайатта. Настойчивые попытки Бердов отговорить девушку от отчаянного шага не заканчиваются успехом. Резкий поворот событий вынуждает Марти и Венди любыми способами освободить Наварро и вернуть ему власть над картелем, но в их изменившиеся планы внезапно вмешивается новая героиня.
«Озарк» в своей жесткой и бескомпромиссной манере выводит из игры Хави, абсолютно не церемонясь с одним из главных персонажей предыдущей половины сезона. На раскалившейся от напряжения шахматной доске его заменяет другая непредсказуемая и опасная фигура – Камила Элизонндро. Коварная женщина с необузданными амбициями в талантливом исполнении Вероники Фалькон вступает в борьбу за власть, хладнокровно переходя дорогу своему брату Наварро.
В финальной части сериала Марти приходится вновь обратиться к самым темным сторонам своей личности, чтобы наладить дела Наварро. Столкнувшись с угрозой потерять детей, Венди при всех ее внутренних демонах оказывается на грани безумия, однако находит силы не переступить красную линию и не допустить окончательного разрушения ее жизни. Тем временем отчаявшаяся Рут цепляется за хрупкие ростки надежды и пробует начать новую жизнь.
Сюжетные линии ведущих героев складно и эффектно сочетаются, дерзко подводя нас к долгожданной развязке. Актерский состав прекрасно воплощает своих тщательно продуманных персонажей, а постановщики умело поддерживают тягучую и мрачную атмосферу «Озарка». Казалось бы, все это шикарным образом подвело нас к мощной и действительно достойной развязке для каждого героя. Однако финал сериала «Озарк» вызывает серьезные вопросы.
Спорная концовка, или Падение семейства Бердов
Проблема развязки «Озарка» отнюдь не в том, что герои сериала и ряд второстепенных персонажей не получили счастливый конец. Если смотреть исключительно с перспективы физического выживания Бердов, то их дела обстоят относительно нормально. Вся четверка выжила, их положение улучшилось на фоне той безнадеги, в которой они пребывали на протяжении большей части сериала. Шоу старательно подводило одних героев к шансу на искупление, а других – к новой жизни, однако в итоге ведущие персонажи «Озарка», каждый по-своему, просто шагнули в пропасть.
«Озарк», в отличие от шоу «Во все тяжкие», которым авторы проекта Netflix явно вдохновлялись, получился не рассказом о искуплении, а историей выживания. Выживания тяжкого, отчаянного и в конечном счете бесчеловечного и подлого. Берды, особенно Венди, совершили много плохих, даже ужасных вещей. Однако совесть все-таки периодически заставляла Марти и детей искать более сложный выход и оставаться людьми в самых затруднительных ситуациях. В последнем эпизоде молчанием и бездействием Берды обрекают Рут на смерть, ставя собственное выживание во главу угла. Следом в заключительной сцене сериала Джона стреляет в детектива, тем самым окончательно отрекаясь от нормальной жизни.
Берды, по сути, вышли сухими из воды, не заплатив за свои проступки, даже не попробовав искупить вину и помочь человеку, который заслуживал спасения. Из людей, старающихся выбраться из исключительно затруднительного положения, временами не самыми чистыми с моральной стороны способами, они превратились в бесчеловечных преступников, готовых уничтожить все на своем пути ради выживания их семейства. Посыл авторов понятен, но он полностью рушит остатки человеческого сочувствия к ведущим персонажам шоу. Из-за этого финал «Озарка» не дает пережить катарсис, вызывая лишь горькое послевкусие и неприятие.
Трагический финал Рут
Вопросы вызывает и сама смерть Рут от рук новой главы картеля Камилы. Героиня в блистательном исполнении Джулии Гарнер, страдая от потери самых близких людей в ее жизни, все-таки собирается с силами, чтобы выбраться из удушающих условий, в которых она оказалась из-за своих родственников. Однако это попытку пережить горе, «переродиться» и стать лучше авторы обрывают пулей в грудь от аморальной и беспринципной преступницы. Этим создатели словно говорят, что каким бы верным, сообразительным и предприимчивым ты ни был, в определенных обстоятельствах получить второй шанс тебе просто не удастся.
Разочаровывающее завершение отличного криминального сериала
Авторы «Озарка» завершили свой проект вызывающей концовкой: покарать персонажей, которые были достойны лучшего финала, и подарить жизнь тем, кто проявил худшие человеческие качества. На фоне блистательного окончания «Во все тяжкие» такая развязка выглядит незрелой, сомнительной в плане заложенных смыслов и в целом разочаровывающей. Это не тот финал, которого заслуживал отличный сериал Билла Дюбюка и Марка Уильямса.