«Решение уйти» – не то, чего ждешь от режиссера выдающегося «Олдбоя». Показав зрителям разные виды мести, кореец Пак Чхан-ук обращается к классической для нуара истории о тоскующем детективе, который одержим роковой женщиной, подозреваемой в убийстве. И если в его прошлых фильмах царствовала жажда крови, то новое произведение о призрачных надеждах дышит любовным настроением.
Криминальная мелодрама «Решение уйти», награжденная каннским призом за режиссуру, начинается с гибели опытного скалолаза. Подозрения сразу падают на жену, которая могла столкнуть жертву с горы. Смерть мужа явно не потрясла молодую вдову, поэтому трагедия становится предлогом для слежки и допросов, которые постепенно превращают следствие в тайный роман уставшего полицейского с подозреваемой.
Неторопливо разыгранная мелодрама, замаскированная под детективный триллер, похожа на хичкоковское «Головокружение» и карвайское «Любовное настроение», и такой заход резко отличает «Решение уйти» от главных триумфов корейца. В этом фильме нет страсти и похоти, вульгарности и вампиризма. Нуар не кричит и не скандалит, а шепчет. Романтическая история начинается бурно, затем затихает, а потом снова бушует, как море, которое играет важнейшую роль в сюжете и судьбе героев: море – это женщина, а гора – это мужчина. На одних скорбь обрушивается, как волна, а кого-то она заполняет неспешно.
После элегантной «Служанки», где зрителя обманывали на каждом шагу, Пак Чхан-ук успокоился, ушел от эротики и насилия, поддавшись тоске и нежности. Ночами наблюдая за подозреваемой, страдающий бессонницей полицейский влюбляется в роковую женщину с первого взгляда. Вдова втирается в доверие и затуманивает разум благородного следователя, который отчаянно пытается докопаться до истины, разрываясь между женой и службой. Его взгляд замыливается, как мутные глаза мертвеца, по которым ползают муравьи. Он чувствует себя беспомощным, когда рядом с ним курящая femme fatale, скучающая за просмотром костюмных драм.
«Решение уйти» – не самая сильная и впечатляющая картина каннского призера. Однако, невзирая на банальность и затянутость сюжета, не вызывающего желанного головокружения, кино оказывается спокойным и целомудренным. Режиссер не доводит тонкую, лирическую историю обреченной любви до душераздирающей трагедии. А казалось бы, одинокую женщину и сломленного мужчину свело убийство, а не трудности перевода: он – кореец, она – китаянка, он боится крови, она – высоты.
«В тот миг, когда твоя любовь закончилась, началась моя любовь», – плачет убийца, потеряв всякую надежду: ведь, совершив преступление, любовь не вернуть. В «Решении уйти», этом меланхоличном фильме-мозаике с красивой смертью под песню о тумане, очевидно одно: каждому мужчине нужна женщина-загадка, чью любовь, рыдая, он будет провожать в морском прибое.