Для быстрого поиска начните вводить запрос

​«Сочувствующий»: Сочувствие господину шпиону

Каким получился сериал Пака Чхан-ука по роману о двойном агенте Вьетконга, оказавшемся в США.
13 июня 0
Кадр из сериала «Сочувствующий» (2024)
Кадр из сериала «Сочувствующий» (2024)

В конце мая завершился мини-сериал «Сочувствующий» южнокорейского кинематографиста Пака Чхан-ука и канадского сценариста Дона МакКеллара. Экранизация удостоенного Пулитцеровской премии одноименного романа (2015) Вьет Тхань Нгуена, «Сочувствующий» повествует о двойном агенте Северного Вьетнама и Вьетконга*, который в 1970-х переехал в США и продолжил слежку за вьетнамскими беженцами. Рассказываем об особенностях военно-исторического сериала, объединившего в себе элементы комедии, драмы и триллера, о его плюсах и промахах, а также о многогранной актерской работе Роберта Дауни-младшего.

Слово «сочувствие» и его производные будто не дают покоя выдающемуся южнокорейскому кинематографисту Паку Чхан-уку. В первой половине нулевых он представил миру «Сочувствие господину Месть» (2002) и «Сочувствие госпоже Месть» (2005) – картины, вместе с «Олдбоем» (2003) составившие великолепную «трилогию о мести». И вот, спустя почти 20 лет, в середине минувшего апреля, состоялся релиз мини-сериала «Сочувствующий», – отметим, он не связан с прошлыми работами мастера. Основой для него послужил одноименный дебютный роман американского писателя вьетнамского происхождения Вьет Тхань Нгуена, за который автор получил престижную Пулитцеровскую премию (2016).

Сериал «Сочувствующий» повествует о неназванном капитане полиции в Сайгоне – его так и называют: Капитан (Хоа Сюаньдэ), – который является тайным агентом коммунистического Севера и Вьетконга. Ближе к концу Вьетнамской войны (1955-1975, США вмешались в конфликт в 1964 году) события вынуждают его покинуть родную страну и отправиться в Америку. Там шпион продолжает свою секретную деятельность и следит за перебравшимися беженцами, отправляя отчеты «парижской тетке». Герой разрывается между шпионскими обязанностями и новой жизнью, в которой появились романтические отношения и даже работа консультанта на съемках голливудского фильма о Вьетнамской войне.

Кадр из сериала «Сочувствующий» (2024)

Кадр из сериала «Сочувствующий» (2024)


«Сочувствующий» – многогранное в плане затрагиваемых тем произведение. Сериал рассматривает Вьетнамскую войну, не игнорируя роль США в трагедии. Страшный, унесший без преувеличения миллионы жизней конфликт здесь показан не через «призму американцев», как это часто бывает в фильмах и сериалах американского производства, а глазами самих вьетнамцев. Главный герой, Капитан в прекрасном исполнении Хоа Сюаньдэ, – как раз один из тех людей, кто очутился в эпицентре драматичных событий. Секретный агент коммунистического Севера в рядах полиции Юга оказывается на распутье, когда перебирается в Америку и начинает там другую жизнь, продолжая при этом выполнять тайное поручение. В его истории переплетается шпионская деятельность и жизнь обычного беженца, пытающегося найти свое место на чужбине. Причем Капитан – не чистокровный вьетнамец: его отец – французский священник, воспользовавшийся матерью героя. Так что участь «своего среди чужих и чужого среди своих» преследует Капитана на протяжении всей жизни.

В «Сочувствующем» раскрывается сложный, серьезный и драматичный личностный конфликт. Он подпитывается кризисом идентичности, моральной дилеммой между долгом и личными возможностями, верностью соратникам и сопереживанием тем, кто находится по иную сторону идеологических баррикад, вкупе с упомянутой исходной участью «своего-чужого». За счет всего этого главный герой, вечно терзающийся сомнениями, предстает живым и реалистичным. «Сочувствующий» – больше именно история о судьбе человека, а не закрученный шпионский триллер.

Важной темой в «Сочувствующем» является влияние США на конфликт во Вьетнаме, и наоборот – воздействие конфликта во Вьетнаме на саму Америку. Многогранным, пропитанным сатирой олицетворением колониализма и всего американского становится Роберт Дауни-младший, сыгравший в сериале сразу несколько ключевых ролей. Среди них – циничный оперативник ЦРУ Клод, хладнокровно пытающийся манипулировать главным героем, и самовлюбленный кинематографист, снимающий амбициозный фильм о конфликте во Вьетнаме и использующий Капитана в качестве консультанта. Также Дауни-младший предстает в роли конгрессмена Неда Гудвина, который усердно делает вид, что заботится об иммигрантах, а на самом деле преследует лишь свои политические цели. Еще один образ актера – профессор Хаммер, востоковед, который, однако, мало понимает в изучаемых им предметах и явлениях. Благодаря актерскому мастерству и качественному пластическому гриму Дауни-младший виртуозно перевоплощается в своих персонажей, важных для всестороннего понимания сложных американо-вьетнамских отношений. Эти роли Роберта Дауни-младшего не пополнят топ его лучших работ, куда входят те же Льюис Штраусс из «Оппенгеймера» (2023), Тони Старк или Кирк Лазарус из «Солдат неудачи» (2008). Однако в совокупности «множественный» талантливый перформанс заслуживает внимания поклонников актера.

Кадр из сериала «Сочувствующий» (2024)

Кадр из сериала «Сочувствующий» (2024)


Масштаб и разносторонность проблематики при скромном отведенном объеме воплощения как раз и помешали «Сочувствующему» развернуться во всю силу. Мини-сериал из семи эпизодов попытался уместить в себе почти все из романа-первоисточника (416 страниц на английском языке, столько же в русском переводе). Учитывая, каких важных и серьезных тем касается книга, исчерпывающе рассмотреть каждую из них у экранизации не выходит. Даже события во Вьетнаме, предшествовавшие переезду главного героя в США, или сами съемки голливудского фильма о Вьетнамской войне могли бы занять целый сезон на пять-шесть эпизодов – там много деталей, много «слоев» происходящего. Здесь все, вообще все, с трудом умещается в семь серий, и по ряду тем авторы сценария проходят максимально стремительно. А без тщательного и глубокого раскрытия отдельных тем не всегда получается «сочувствовать» Капитану не только логически – осознавая, что и почему происходит, – но и эмоционально, по-человечески.

На смысловую загруженность накладывается и структурная комплексность. События «Сочувствующего» развиваются нелинейно. Попавший в плен к своим Капитан в настоящем пересказывает события, случившиеся в прошлом. Иногда сериал даже забрасывает нас в детские годы героя, второпях предлагая понаблюдать за его отношениями с матерью или друзьями, а также за абьюзом, с которым он сталкивался из-за своей нетипичной внешности. Однако большую часть хронометража занимают события после окончания войны и переезда Капитана в Америку. Не запутаться в этом круговороте времен и сеттингов можно лишь при внимательном просмотре. Нелинейная структура наряду с огромным перечнем затрагиваемых тем и мультижанровостью обуславливают сумбурность, которая мешает восприятию сериала. Тем не менее, благодаря мастерской режиссуре Пака Чхан-ука и команды постановщиков ему под стать, качественной работе костюмеров, художников и дизайнеров декораций «Сочувствующий» предстает атмосферным и колоритным сериалом о 70-х.

«Сочувствующий» – мини-сериал, который точно не посоветуешь любому взрослому зрителю. Это комплексное, но не всегда добивающееся идеальной гармоничности и глубины раскрытия заявленных тем произведение. Тем, кого интересует американо-вьетнамский конфликт, эпоха 70-х и, в частности, творчество Роберта Дауни-младшего, стоит обратить внимание на сериал Пака Чхан-ука и Дона МакКеллара. Заинтересовать и удержать внимание других зрителей этому специфическому проекту будет сложнее.

*Следует различать государство Северный Вьетнам, или Демократическая Республика Вьетнам (ДРВ, 1945-1976), и военно-политическую организацию Вьетконг, она же Национальный фронт освобождения Южного Вьетнама (НФОЮВ, 1960-1977). Это были разные организации с разными целями и тактиками, хотя они и сотрудничали между собой, и, разумеется, делились информацией. После сокрушительного разгрома Вьетконга в Тетском наступлении (1968) Северный Вьетнам даже пополнил своими солдатами его наиболее пострадавшие подразделения, и грань между ними стала условнее. При этом американские СМИ и солдаты называли «вьетконговцами» всех вьетнамских коммунистов.

Поделитесь с друзьями