29 сентября вышел роман Виктора Пелевина «KGBT+» – своеобразное продолжение предыдущего «Transhumanism Inc.» (2021). Новая книга сочетает в себе антиутопию, рассказ о музыкальном успехе, историю любви и традиционные для писателя сложные рассуждения. Рассказываем, как «KGBT+» дополняет и углубляет то, что мы знаем о «трансгуманистичном» мире и о самом Пелевине.
Как можно понять уже из аннотации к роману, KGBT+ – это имя главного героя, так называемого вбойщика, искусство которых в будущем заменило нынешних рэперов и отчасти диджеев. Их работа чем-то похожа на дело героев фильма Кристофера Нолана «Начало»: задача вбойщика – придумать удачную мысль в формате «телеги» и транслировать ее слушателям, «вбивая» свои мысли в их головы. Чем убедительнее это получается и чем эффектнее будет обставлено, тем дольше будет успех – который и приходит однажды к герою.
Но Пелевин не был бы Пелевиным, если бы просто решил поведать очередную историю успеха, пусть и в своем традиционном стиле. «KGBT+» – лишь вторая часть произведения и предваряется своего рода прологом длиной в 100 страниц. «Дом Бахии» – это история японского офицера, ведущего разговоры с буддийским монахом в джунглях Бирмы и открывающего для себя технику перехода в другое тело, причем не только в будущем, но и в прошлом. «Из уважения к вам оно случится еще раз. И окажется, что вы всегда были его частью».
Благодатная почва для фантастического романа или сериала а-ля «Квантовый скачок», однако Пелевин не заостряет на этом внимания. Его герой перерождается в будущем, попутно перекидывая мостик сразу к нескольким историям из «Transhumanism Inc.». Так что для лучшего понимания событий «KGBT+» читателю рекомендуется освежить в памяти предыдущую книгу.
Первая часть романа «KGBT+» может показаться немного занудной – буддийско-кастанедовские размышления и впрямь нелегкое чтение даже для тех, кто привык к Пелевину. Зато вторая содержит немало интересных открытий. Будущий KGBT+ оказывается сыном героев рассказа «Свидетель Прекрасного» из «Transhumanism Inc.», и от своего лица он раскрывает, как сложилась дальнейшая жизнь Ивана, Няши и их сына Салавата (шуточки на тему российско-украинских отношений прилагаются). Заодно он говорит и о том, какими неисповедимыми путями складывается судьба вбойщика: от преторианца до звезды стримов через работу в любимом клубе местной богемы.
Черты антиутопии, логично перешедшие «по наследству» от предыдущей книги, в «KGBT+» сочетаются и с уже помянутой историей пути к успеху (если отсечь пелевинский стиль, получится неоднозначный рассказ о шоу-бизнесе, который остается собой и в будущем), и со столь же пелевинской историей любви – которая, кстати, сама по себе отсылает то ли к «Empire V», то ли к «S.N.U.F.F», где погоня за рейтингами тоже оказывается роковой. Ближе к концу повествование приобретает черты триллера, чтобы закончиться по-буддийски отрешенно, связывая воедино обе части книги. Не забыты здесь и отсылки к дню сегодняшнему: переход на новые валюты, Грета Тунберг и выражение «живем от конфискации до мобилизации».
Отдельный пункт здесь – советы начинающему вбойщику. Они представляют собой не столько секреты мастерства, сколько общечеловеческие размышления, по-пелевински ироничные, но и по-своему мудрые. Более того, ближе к финалу Пелевин неожиданно ставит вопросы, характерные скорее для классической русской литературы, нежели для литературы начала XXI века – и не случайно его соседями по виртуальному заключению оказываются Толстой и Чехов, а один из его мегауспешных стримов прямо цитирует чеховскую «Чайку».
«Почему русский человек всю жизнь или пашет как негр в американской мифологии, или сражается как гладиатор в римском цирке – и все равно оказывается в положении мирового терпилы?»
Необычный вопрос для человека, которого ранее упрекали в равнодушии к литературной традиции – хотя интерпретации известных повестей и романов присутствуют в произведениях Виктора Пелевина со времен «Жизни насекомых». В британском летчике, погибающем в первой части произведения, можно увидеть отсылку то ли к игрушечному ракетчику из «Омон Ра», то ли к скелету пулеметчика из «Трудно быть богом» братьев Стругацких, а фанаты самого Пелевина уже углядели в стриме «Катастрофа» переделку пассажа из «Священной книги оборотня». Но, как говорил в таких случаях Высоцкий: «Сам у себя ворую – имею право».
Отметим также, что сама форма двух последних книг Пелевина словно продолжает своеобразный диалог с коллегой Владимиром Сорокиным. Если тот начал историю «Дня опричника» с одноименной повести и продолжил ее сборником рассказов «Сахарный Кремль», то Пелевин сделал ровно наоборот: «KGBT+» оказывается полноценным романом, тогда как «Transhumanism Inc.» может рассматриваться как своего рода «введение в предмет». Множественность точек зрения этому только способствует.
Кроме того, «KGBT+» представляет собой еще и пример грамотно выстроенного продолжения. О том, что перед знакомством с новой книгой стоит прочитать предыдущую, мы уже говорили – и это выделяет ее на фоне множества книжных сериалов, следить за которыми можно, держа в памяти лишь имена главных героев и общую цепь событий. Выгодно отличается «KGBT+» и от предыдущей попытки Виктора Пелевина в «сиквелизации». Если «Бэтман Аполло» интересен исключительно как еще одна – причем необязательная – встреча с героями романа «Empire V», то «KGBT+» продолжает другую традицию писателя, для которого отсылки к иным книгам или событиям интереснее, нежели прямые продолжения. Словом, если вам понравился «Transhumanism Inc.», то и «KGBT+» заслуживает внимания не меньше.