16 декабря в российских кинотеатрах начали показывать концертный фильм Тейлор Свифт «The Eras Tour», составленный из фрагментов с тура The Eras. И сами гастроли, и картина бьют рекорды сборов, которые сохранялись непоколебимыми долгое время. Многие удивляются феноменальному успеху Тейлор Свифт – ведь она больше похожа на обычного человека, чем на мегазвезду. Однако, может, в этом и есть причина популярности? Мы посмотрели фильм «The Eras Tour», чтобы разобраться, в чем секрет успеха Свифт.
Успех Тейлор Свифт и критика за «отсутствие индивидуальности»
В мировой прокат концертный фильм «Taylor Swift: The Eras Tour» вышел 13 октября, в декабре он появился на стримингах – и сразу попал на экраны российских кинотеатров. По данным на 22 декабря, картина чуть больше чем за пару месяцев собрала 250 млн долларов в мировом прокате, что делает ее самым успешным концертным фильмом всех времен.
Тур The Eras, который стартовал 17 марта 2023-го и закончится только через год, 8 декабря 2024-го, уже успел собрать более миллиарда долларов, став самым кассовым в истории. На втором месте остался Элтон Джон с его «скромными» $939 млн сборов за прощальный тур. Возможно, поэтому журнал Time и назвал Тейлор Свифт человеком года, заявив, что она «принесла радость», когда это было нужно.
После того, как Тейлор Свифт назвали человеком года, Интернет переполнился комментариями в духе «Она же совсем ни о чем, никакой индивидуальности, изюминки». Голос, музыка, имидж – все вроде бы приятное, но не более: такую головокружительную карьеру, как у Свифт, на одном этом не построишь. Однако можно ли называть «никаким» артиста, который находится на пике спустя 17 лет карьеры и шесть дней подряд собирает 70-тысячный лос-анджелесский стадион?
Свифт – не фронтмен, но талантливый автор и организатор
Фильм «The Eras Tour» раскрывает секрет популярности Тейлор Свифт. Она отлично понимает свои сильные и слабые стороны, и ловко делает ставку на плюсы, сводя демонстрацию минусов к минимуму. Ее вокал часто критикуют, танцы – еще чаще, и не на пустом месте. Cтадионы требуют зрелищ, и Свифт находит выход: ставит гигантскую необычную сцену, поет три часа, постоянно меняя наряды и декорации. Тур называется The Eras – «Эры» – после предыдущего Reputation Stadium Tour певица выпустила три альбома, и это если не считать четырех перезаписей.
Концертный фильм максимально приближен к шоу: он длится 2 часа 40 минут и показывает каждую тщательно продуманную часть выступления Свифт. Сетлист разделен на те самые «эры», новые и классические. У каждой – своя эстетика и костюмы. «Champagne Problems» с альбома «Evermore» (2020) Тейлор Свифт исполняет за фортепиано, покрытым мхом. «Дерзкая» эра «Reputation» (2017) оформлена в мрачных тонах, а «Red (2012) – позитивная и юморная. В большинстве номеров исполнительница не одна: она разыгрывает сценки в «Look What You Made Me Do» и «Willow», веселится в «We Are Never Ever Getting Back Together». По сути, это целый спектакль на тему творчества и жизни Тейлор Свифт, и она здесь не фронтмен, а организатор, сама себе креативный директор, дарящий публике впечатления.
Расчет на женскую аудиторию
Раньше туры певиц считались «второстепенными»: они собирали заметно меньше зрителей и денег, чем музыканты-мужчины, и не претендовали на первые места. Самым кассовым долгое время был Sticky & Sweet Tour Мадонны (2008-2009) со сборами в 411 млн долларов. Лишь в 2023 году ее обошли, причем сразу две артистки – Свифт и Бейонсе с кассой в 579 млн долларов в туре Renaissance. И надо отметить, что на концертах Свифт – много женщин. Годами кино и музыка уделяли мало внимания этой аудитории. В 2023-м женская поп-культура рванула: сначала фильм «Барби», а потом The Eras.
Тейлор Свифт пишет в песнях о своем опыте, перекликающемся с опытом многих девушек. Внешне она богата и привлекательна, но внутри ближе к стеснительной отличнице, чем к модели с обложек журналов, и слушательницы узнают в ней себя. Еще в эру «Fearless» (2008) была заметна ставка Свифт на подобный имидж, особенно в клипах «Love Story» и «You Belong With Me». Таких девочек много – и они часто интересуются культурой и музыкой. Однако этот тип больше характерен для альтернативных исполнительниц вроде Ланы Дель Рей. Тейлор Свифт же вывела его на стадионы. При этом ее песни просты и понятны, что увеличивает число каверов и, соответственно, узнаваемость.
Свифт и сама поддерживает молодых талантливых исполнительниц, следуя своему принципу: «В аду есть особое место для женщин, которые не помогают другим женщинам». Она пригласила на разогрев певиц и женские проекты, давая им возможность выступить перед гигантской аудиторией. В фильм «The Eras Tour» не вошли выступления с разогревов – а там играли HAIM, Beabadoobee, Фиби Бриджерс и даже Paramore.
Миф и правда об «индивидуальности» артиста
Стереотип о «выделяющемся» артисте давно пора разрушить. Необычность привлекает внимание – и в то же время отталкивает. Нейтральность универсальнее, а это уже конвертируется в популярность. Музыкантом будут интересоваться даже дети – детская любовь остается на всю жизнь. Тем не менее, безликость работает на исполнителя только до определенного предела. Он должен как-то цеплять аудиторию и уметь с ней работать. У «никакой» Тейлор Свифт – множество драм вроде конфликта с Канье Уэстом или отношений с Джейком Джилленхолом. А чего стоит история с перезаписями: певица не смогла получить от лейбла Big Machine права на старые альбомы и сделала новые версии, чтобы вернуть себе контроль над материалом. В итоге интерес к ее ранним записям кратно возрос, как и число прослушиваний на стримингах, а лейблы задумались над запретом на перевыпуски. Будучи «простой» на первый взгляд, певица играет с публикой – и за этим любопытно наблюдать.
Канье Уэст, главный «враг» Свифт, – музыкант с противоположным, эксцентричным образом. Раньше это вызывало интерес, но однажды Уэст все же перешел черту, и его начали отменять за оскорбительные высказывания. Артисты с выраженной индивидуальностью редко держатся долго. Оригинальность требует больших душевных и творческих сил, нежели нейтральность. Однако «уникальных» звезд никогда не было много – мало кто ответит на вопрос об изюминке безусловно талантливых и популярных The Beatles, Викенда или Арианы Гранде. А еще есть «неуникальные» Эд Ширан, Coldplay и Imagine Dragons. Они на сцене давно, постоянно выпускают хиты и не влипают в скандалы.
Важность работы с поклонниками
Тейлор Свифт отличается активной фан-базой. Певица уделяет пристальное внимание общению с поклонниками, понимает их важность и даже приглашает их к себе домой. Из всех «скучных» исполнителей Свифт – самая яркая, о ней интересно говорить. Она оставляет в текстах и клипах намеки на определенных личностей и события из своей жизни. Это пробуждает интерес и увеличивает уровень слушательской вовлеченности. Сам выпуск концертного фильма, да еще и в кинотеатрах, говорит не просто о большой, а о преданной аудитории. В «The Eras Tour» этого не показали, но шоу Тейлор Свифт постоянно светились в новостях благодаря ее поклонникам.
В 2022 году, когда только открылась продажа билетов на тур The Eras, он сразу же попал в историю. Из-за «астрономического» спроса на билеты рухнул сайт Ticketmaster. Компанию тогда обвинили в «манипулятивных» попытках заработать – однако не стоит совсем исключать роль фанатов Свифт в «обрушении»: зная их целеустремленность, им вполне под силу нечаянно отправить серверы в нокаут. Они вообще готовы на многое. Один поклонник, не успевший купить билет на шоу The Eras, устроился охранником на стадион, где проходил концерт, и таким образом все-таки побывал на выступлении. Другая фанатка пришла на концерт Свифт с пледом на голове – она соврала начальнику о болезни, чтобы прогулять работу ради концерта, и «конспирировалась», дабы ее не узнали. А еще были сообщения о землетрясении в Сиэтле из-за фанатов Тейлор Свифт, и о том, что певица приехала на свой концерт в ящике со швабрами.
Звание «Человека года» Тейлор Свифт дали за «моменты радости». В сложные времена люди жаждут спокойствия и стабильности. И надо сказать, что «никакие» звезды – нескандальные, позитивные, трудолюбивые и любящие своих фанатов – с этой задачей как раз отлично справляются.