Адам Клэй (Стэйтем) прежде был оперативником секретной программы «Пчеловоды». Эти агенты применяют жесткие и незаконные методы в борьбе с теми, из-за кого может рухнуть система «улья» – то есть целой страны. Адам отошел от дел и стал пчеловодом, дабы заниматься всамделишной пасекой, а не метафорической. Однако в один несладкий день ему приходится взяться за старое. Хорошую подругу Адама Элоиз Паркер (Филисия Рашад) – добрую пожилую женщину – развели на круглую сумму телефонные мошенники. Киберпреступники из крупной сети колл-центров забрали все деньги старушки, причем большая их часть принадлежала благотворительной организации, которой она руководила. Элоиз не смогла оправиться от потрясения и лишила себя жизни. Одержимый жаждой мести, Адам решил навестить головной офис кибермошенников, чтобы избавить «улей пчел» – общество – от смертоносных ос, то есть влиятельных лидеров банды.
Джейсон Стэйтем в «Пчеловоде» – настоящая машина для убийств, которая тараном пробивает стены на пути к цели. Все правильно: ничего нового, роль для актера привычная. Однако если в «Гневе человеческом» (2021) Гая Ричи от обилия суровости и серьезности амплуа казалось запыленным и скучным, то в «Пчеловоде» Дэвиду Эйру удалось его немного оживить. Адам – из тех парней, что, скорее, зубами поймают пулю, чем станут ее мишенью. Он ничего не боится – ведь на нем бронежилет Главного Героя. Поэтому даже полученное им в финале ножевое ранение зрителю покажется пустяком. Постановка вышла настолько дерзкой и зажигательной, что без этой самой смехотворной неуязвимости Пчеловода боевичный фарс не сработал бы как яркая и брутальная потеха. Во время просмотра хочешь, чтобы Адам превратился в Бабу-Ягу из «Джона Уика», а лучше – в какое-нибудь мистическое голливудское существо, которое ест орды противников на завтрак.
Боевичный фарс в «Пчеловоде» повсюду. Адам без союзников и профессионального вооружения легко разбирается с мощными, но тупыми противниками-пустышками. Это очень смешно: под конец, когда на поле боя врагов становится совсем мало, складывается впечатление, будто все бугаи сбежали из страны. Лишь бы не остаться на одной земле с ТЕМ САМЫМ Пчеловодом. Адам оказывается вихрем, кошмаром, титаном, перед которым самые жестокие противники превращаются в детей с погремушками вместо пушек. И снова: это очень смешно, а еще эффектно. Все-таки Джейсон Стэйтем профессионально делает то, что умеет: твердым лбом крушит злодеев, виртуозно скачет по экрану и почти как танцор вытворяет элегантный стелс на тщательно охраняемой территории главного босса в стрелялке. Чудесное безобразие снято динамичной камерой, которой каким-то образом удается поспевать за шустрым мужиком и пафосно запечатлевать его приемчики. Не заметите, как пятилитровое ведро попкорна опустеет.
В «Пчеловоде» нашлось место и драме, что понятно из печальной истории добродушной старушки. Завязка поднимает актуальную проблему телефонных мошенников, жертвами которых часто становятся пожилые люди. Реализация утрированно комичная, и это сбавляет уровень реализма. В 21 веке прогресс мчится с невероятной скоростью – молодые-то не за всем поспевают, что уж говорить об уязвимых и часто одиноких стариках. Однако нагромождение экшена плотно перекрывает завязку, не давая развиться ни мысли, ни драме. К тому же из-за неспособности авторов толково раскрыть большое количество сюжетных линий фильм быстро превращается в беготню с обрывочным монтажом, и о концепции вообще забываешь. Попытка в драму не удалась, но плюсик боевику со Стэйтемом за старание.
Амбициозным вышел и конфликт между Адамом и агентом ФБР Вероной Паркер – дочерью Элоиз. Верона тоже мечтала размазать обидчиков матери, однако была вынуждена идти по кровавому следу линчевателя-Пчеловода, поскольку тот действует вне закона. Эмми Рэвер-Лэмпман из «Академии Амбрелла» (2019-2024) старательно передала смятение и гнев героини и не превратилась в «картонку» на фоне суперзвезды Стэйтема. Но опять же – Дэвиду Эйру важнее мордобой, поэтому раскрыться Вероне он не дал. Вроде и хорошо: можно ни о чем не волноваться и просто наслаждаться тем, как не изменяющий себе Стэйтем порхает бабочкой и жалит пчелой. С другой стороны – налицо упущенная возможность снять не просто зрелищный драйвовый боевичок, а рассказать последовательную и душераздирающую историю о человечности и моральном кодексе.
У «Пчеловода» много «но», из-за которых он не станет великим боевиком. Сюжет спотыкается из-за резких скачков между локациями и героями, зрелищность беззастенчиво задвигает логику в самый дальний угол. Дэвид Эйр вдавил педаль газа в пол, чтобы как следует развлечься – и с этой миссией его фильм справляется. Охотно наблюдаешь, как Пчеловод наводит порядок на «пасеке». Джейсон Стэйтем все еще крут.