Нино Рота: Идеальная музыка к идеальному фильму

12 самых ярких музыкальных тем от создателя саундтреков к «Крёстному отцу» и «Восемь с половиной».

Существует мнение, что секрет обаяния мелодий Нино Рота кроется в их архаичности, в том, что они смогли сохранить в себе дух давно прошедшего времени. Это правда, но лишь отчасти – ведь даже своим современникам Рота казался человеком не от мира сего, мечтателем, витающим в облаках. Вот как вспоминал их историческое знакомство режиссёр Федерико Феллини:

«Перед Чинечитта я заметил забавного человечка, который ждал трамвая не в том месте. Казалось, в счастливом неведении он не замечает ничего вокруг себя. Внезапно мне захотелось… подождать трамвая рядом с ним. Я был уверен, что трамвай остановится там, где обычно, и нам придётся бежать к нему, а он был так же уверен, что трамвай остановится там, где стоим мы. К моему удивлению, трамвай остановился прямо перед нами».

За свою долгую творческую жизнь Нино Рота успел написать музыку к более чем 150 фильмам, среди которых была знаменитая музыка к «Крёстному отцу» - возможно, самый знаменитый саундтрек в истории саундтреков. Однако именно с Феллини он составил идеальный дуэт, именно вместе они создали свои лучшие картины.

Федерико Феллини: «Самым ценным соавтором, с которым я когда-либо работал, - я говорю это с ходу и даже не сомневаюсь, - был Нино Рота – между нами, мгновенно, полная, абсолютная гармония… У него было геометрическое воображение, музыкальный подход, достойный небесных сфер. Поэтому ему не нужно было видеть образы из моих фильмов. Когда я спросил у него о том, какие мелодии он держит в уме, чтобы прокомментировать ту или иную сцену, я отчетливо понял, что он вообще не интересуется образами. Его мир был внутренним, внутри него, и реальности вход туда был заказан».

Как и Рота, Феллини был восторженным мечтателем и фантазёром. Рота же умел подчеркнуть музыкой ту почти цирковую атмосферу праздника и радости бьющей ключом жизни, которая царила в лучших картинах Феллини, и в то же время был способен тонко обозначить драму этого праздника, умел вызвать не только смех, но и грустную улыбку, и, конечно, ком, подкатывающий к горлу, – ни на секунду не теряя изящного ритма, не сползая в дешёвый пафос или надрывную драму.

«Когда я сочиняю за фортепиано, я, как правило, чувствую себя счастливым. Однако – вечная дилемма – как мы можем быть счастливыми посреди несчастья других? Я бы сделал всё, что в моих силах, чтобы подарить каждому момент счастья. Именно это лежит в сердце моей музыки».

И снова Феллини: «Он был одним из тех, у кого было редкое качество принадлежать к миру интуиции. Подобно детям, простакам, чувствительным, невинным людям, он мог внезапно говорить блестящие вещи. И как только он появлялся, стресс исчезал, всё приобретало атмосферу праздника; кино входило в радостный, безмятежный, фантастический период, получало новую жизнь».

Точно так же, как один из лучших фильмов Феллини, «Восемь с половиной», это фильм о Фильме, гимн искусству оживших кадров, точно так же лучшая музыка, написанная Нино Рота, – это не самоценные произведения и не вспомогательные иллюстрации к любимым сценам из любимых фильмов – это идеальная Музыка к идеальному Фильму, или, попросту говоря, гимн искусству кино.

Музыка Нино Рота напоминает нам о том времени, когда кино было волшебной, манящей дверью в мир удивительного и прекрасного. И каждый раз, когда мы слушаем его музыку или смотрим фильмы, над которыми он работал, эта дверь открывается снова.


12 моментов музыки Нино Рота

1

«Дорога» (1954)


Одинокая труба, на которой играет Джельсомина, преображает, наполняет жизнью мрачноватую обстановку, которая окружает её – в этом заключается талант очень трогательной героини в блестящем исполнении Джульетты Мазины. Но в этой мелодии есть что-то, очень похожее на грустное предчувствие, и Джельсомина как будто уже знает, что ожидает её в итоге фильма.

2

«Ночи Кабирии» (1957)

В этой совместной работе с Феллини (и с Джульеттой Мазиной) Нино Рота далеко не в последний раз обращается к итальянской народной музыке, чтобы сообщить истории проститутки, жизнь которой проходит через падения и разочарования, нехитрые, но абсолютно искренние ноты оптимизма и почти иррациональной веры в лучшее.

3

«На ярком солнце» (1960)


Для фильма Рене Клемана с Аленом Делоном в главной роли Рота сочинил тему, в которой сквозят отчаяние и фатализм. С другой стороны, почти фольклорное звучание неаполитанской мандолины демонстрирует определённую иронию композитора.

4

«Рокко и его братья» (1960)

Еще один фильм с Аленом Делоном и одна из самых известных картин Лукино Висконти (с которым Рота также работал над фильмами «Белые ночи» и «Леопард»). Здесь Рота уже не позволяет себе иронии или улыбки – его трагически звучащая тема подчёркивает эпический размах драмы отношений между братьями.

5

«Сладкая жизнь» (1960)


С этого фильма в сотрудничестве Рота и Феллини начинается золотой период. Неореализм закончился вместе с 50-ми, и мы входим в эпоху свингующих 60-х, которую как нельзя лучше открывает этот праздник жизни от Феллини и подчеркивающая его оптимистическая музыка Нино Рота.

6

«Восемь с половиной» (1963)

Рота добавляет в свою музыку еще больше оптимизма, и в одной из своих самых знаменитых тем добивается практически циркового настроения – которое весьма хорошо соответствует неразберихе, происходящей вокруг героя Марчелло Мастроянни, который ищет, но никак не может найти вдохновение для работы над своим новым фильмом.

7

«Джульетта и духи» (1965)

60-е начинают всё отчётливее проникают в кинообразы Феллини – атмосферу его картины-посвящения своей жене Джульетте Мазине (и его первого цветного фильма) вполне можно назвать психоделической, а в музыке Рота слышатся мотивы времени – ритм-секция, задающая танцевальный грув, электрогитары и орган.

8

«Ромео и Джульетта» (1968)

«Нет повести печальнее на свете», и сочиняя музыку к драматической (и вполне коммерческой) экранизации Шекспира от Франко Дзефирелли, Рота вполне это понимает. На этот раз он даже умудрился попасть в американские хит-парады: композиция “What Is Youth” составила вполне успешную конкуренцию новым рок-номерам от The Beatles и The Rolling Stones.

9

«Крёстный отец» (1972)

Не все знают, что эта легендарная мелодия является самозаимствованием – в поисках вдохновения Рота обратился к своей работе 1958 года, музыке к забытому фильму «Фортунелла». Но безусловно, только в истории клана Корлеоне эта музыка обрела практически вечную жизнь. Обращаясь к традиционной музыке итальянского Юга, Рота создал драматический фон, эпический масштаб которого соответствует масштабу разворачивающейся на наших глазах криминальной драмы. Мелодия Рота передаёт как красоту, так и ощущение морального упадка, сопровождающего эту драму, но при этом ни на секунду не дает забыть о далёкой исторической родине главных героев фильма.

10

«Амаркорд» (1973)

Возможно, лучший фильм Федерико Феллини и, возможно, лучшая работа Нино Рота, из всех, сделанных в сотрудничестве с ним. Музыка «Амаркорда» подчёркивает ностальгическое ощущение фильма Феллини, прекрасное обаяние мира, которого уже нет и никогда не будет.

11

«Казанова Феллини» (1976)

Музыка к «Казанове» Феллини, насыщенному гротескными, сюрреалистическими образами, ещё в большей степени, чем «Амаркорд» напоминает сон, создавая завораживающее, гипнотическое ощущение загадочного, нездешнего, даже потустороннего. Ничего похожего на эту музыку мы не найдем в обширном наследии Нино Рота.

12

«Смерть на Ниле» (1978)

Это музыкальное сопровождение к не очень известной экранизации Агаты Кристи, снятой британским режиссёром Джоном Гиллермином. В одной из своих последних работ Нино Рота отбрасывает прочь фарс, сатиру, бурлеск, народные мелодии и обращается к классическим формам – тем самым, которые отличали его ранние работы. Здесь он как будто завершил некий цикл, и в этой прекрасной музыке ощущается романтика свободы и дыхание полной грудью.

Читайте также