Сейчас выход фильма не в 3D-формате является скорее исключением, чем правилом, и зрителей заманивают в кресла IMAX-кинотеатров обещаниями незабываемых «объемных» впечатлений от просмотра. Однако действительно ли 3D-кинематограф существует, или за этим обозначением и симпатичными 3D-очками прячется ловкий маркетологический ход? Что такое стереокинематограф (и при чем он тут вообще)? IMAX круче, чем 3D, или то же самое, но в другой обертке? Предвкушая IMAX-приключение в фильме «Изгой-один: Звездные войны. Истории», мы изучили историю 3D-кинематографа и обнаружили, что все новое – хорошо забытое старое.
Стереокино? Не, не слышал
Начнем с того, что 3D в кинематографе не существует. В классическом понимании технология 3D вообще никак не может относиться к фильму с эффектом объемного изображения. То, что применяется сейчас при съемках фильмов, есть не что иное, как моделирование трехмерных объектов с помощью компьютерной графики, которые, впрочем, в конечном итоге всё равно будут плоскими.
То, что мы привыкли называть «3D-кино» (вернее, нас приучили к этому маркетологи), на самом деле является стереокинематографом, и появилось это еще на заре индустрии кино. Легче всего понять суть стереокинематографа, вспомнив стереонаушники. У нас есть два уха, мы вкладыванием в них два наушника – левый и правый, которые настроены таким образом, что наш мозг, соединяя полученную слева и справа информацию, будет «думать», что перед нами - звуковая сцена, обладающая объемом и глубиной. Причем если мы уберем один наушник, то сразу весь эффект стерео пропадет. То же самое со стерео – или 3D – кинематографом: на экран проецируются сразу две картинки, одна предназначена для правого глаза, другая — для левого. Специальные очки, которые нам любезно выдаются при входе в кинозал, разделяют изображение, и каждый глаз видит то, что должен увидеть, и передает картинку в мозг. Мозг же, не понимая, что его обманывают самым прогрессивным способом, соединяет полученную информацию и сам достраивает в нашем сознании объемное изображение. Тут справедлив тот же фокус, что и с одним наушником: если мы закроем один глаз, даже будучи в очках, весь эффект 3D пропадет, потому что эта технология рассчитана на бинокулярное зрение.
Еще одно важное отличие стереоизображения от реального 3D – принудительная фокусировка. То есть, например, если ваш домашний 3D-принтер «напечатал» вам замок Винтерфелл, то вы можете сами решить, будете ли вы фокусировать свой взгляд на башенках, которые дальше от вас, или же на крепостной стене, которая ближе. В стереокинематографе зрители всецело зависят от оператора (как и в обычном кино): следуя задумке режиссера, оператор сам решает, что будет сейчас в фокусе, первый ли план, или второй, и мы не можем сами выбрать предмет для фокусировки. Отчасти поэтому у некоторых людей после просмотра 3D-фильмов (особенно с некачественной картинкой) возникает головная боль: глаза, пытаясь уследить за навязанным фокусом, устают от излишнего напряжения, а мозг, понимая, что его обманывают, совершает в два раза больше работы, выстраивая в сознании более-менее приемлемое объемное изображение.
Откуда есть пошло кино объемное
Считается, что первым в истории игровым стереофильмом была «Сила любви» - именно так называется немая короткометражка, которую в 1922 году снял американец Гарри Фейролл. Для того времени это было новшество: фильм был снят на двойную пленку, изображение на которой было окрашено в красный и зеленый цвета. Чтобы увидеть объем, зрители надевали специальные анаглифические очки. В результате пред ними было однотонное черно-белое, но объемное изображение. Однако из-за общего экономического спада в мире (в США, в частности, из-за Великой депрессии) к началу 30-х годов производство анаглифических фильмов для широкого проката прекратилось, режиссеры переключились на обычное кино, так оно было дешевле и не требовало для демонстрации специальных технологий.
Любопытно, что «отцы» кинематографа братья Люмьер тоже не остались в стороне от «объемного» кино и в 1934 году создали анаглифический ремейк своей короткометражки «Прибытие поезда».
Однако анаглифический метод получения стереоизображения был не единственным. В начале 20-х годов прошлого века инженеры-изобретатели Лоуренс Хаммонд и Уильям Кэссиди добились объемного изображения с помощью более сложного «затворного» метода, еще сильнее опирающегося на инерционность человеческого зрения. Его суть была в том, что кинозал был оборудован двумя проекторами, которые поочерёдно показывали кадры, предназначенные для левого и правого глаза. В это же время специальные затворы, встроенные в подлокотники зрительских кресел, поочерёдно открывались и закрывались. Однако из-за сложности этого метода широкого распространения он не получил – в подобном формате был снят только один фильм, и он был показан в единственном кинотеатре, оборудованном этой системой.
В 1932 году были изобретены и выпущены в широкую продажу первые поляризационные фильтры фирмы Polaroid. Первоначальное их предназначение было в защите автомобилистов от блеска автомобильных фар (и сейчас на их основе выпускают солнцезащитные очки для водителей), однако киноинженеры обнаружили, что эти фильтры пригодятся и для стереокинематографа. Однако использование поляризационных фильтров обозначило необходимость модернизировать проекторы и вообще все оборудование кинозалов. Теперь изображения сразу с двух кинопленок, содержащих визуальную информацию для левого и правого глаза, должны были быть строго синхронизированы – иначе из-за фильтров зритель бы вместо объема видел неясную «шевеленку». Также потребовалось заменить киноэкраны – прежние матовые не отражали поляризованный свет, и потому их стали изготавливать из отражающих материалов, например, с посеребренной поверхностью.
Вторая мировая война и послевоенные годы обозначили застой в развитии стереокинематографа, тогда же были утеряны многие уже снятые стереоленты – их попросту выкидывали за ненадобностью. В передвижных кинотеатрах, колесивших по военным лагерям, не было необходимого для показа стереофильмов оборудования. В городах содержание стереокинотеатров обходилось дорого, это выливалось в относительно высокие цены на билеты, которые зрители не могли себе позволить. Потому владельцы залов переключались на «двухмерные» фильмы.
«Золотой век» стереокино
Краткосрочный «Золотой век» стереокинематографа начался в 1952 году. Именно тогда вышел первый цветной стереоскопический фильм Bwana Devil, который демонстрировался с помощью двойного проектора. Из-за того, что такой проектор мог вместить пленку только на час показа, кинотеатры устраивали антракты. То ли специально, то ли случайно, но паузы делались в самых интересных местах фильма, и зритель волей-неволей возвращался в зал, чтобы узнать, чем все закончилось. Следующий стереофильм вышел в 1953 году – им стал «Дом восковых фигур» (House of Wax). Помимо того, что он был стереофильмом, то есть с «объемной» картинкой, он стал еще и первым фильмом, озвученным по технологии стерео, то есть с «объемным» звуком.
Стереофильмы выпускались один за другим – режиссеры в погоне за прибылью и популярностью своих картин старались снимать все более «экстремальные» 3D-ленты, после просмотра которых у зрителей отмечались головокружения и приступы мигрени. Вслед за падением репутации стереокино стала падать и его популярность. Один из самых последних популярных 3D-фильмов - «Месть твари» - вышел в 1955 году. Впрочем, главным виновником того, что о стереокино стали забывать, была не головная боль, а фильмы с широкоэкранным форматом, которые зрителям, несмотря на очевидную двухмерность, понравились больше. Причин на то было несколько: во-первых, исход поляризационного метода стереопоказа был непредсказуем – если одна пленка во время показа порвалась, то вторую киномеханику надо было оперативно подогнать кадр-в-кадр с первой, что было не всегда возможно; во-вторых, угол обзора стереофильма, при котором действительно чувствовался объем, был слишком мал – те, кто сидел сбоку, никакой трехмерности изображения не замечали.
Третье пришествие
Тем не менее, когда широкоформатное кино зрителю тоже приелось, киноиндустрия снова вспомнила про стереокино. В конце 60-х возобновились эксперименты с технологией показа «объемных» фильмов. Некоторые утверждали, что надо вернуться к простому анаглифу – это и проще, и дешевле, пусть даже на выходе получается не очень-то качественная картинка. Кто-то пытался совместить на одной пленке сразу два изображения, чтобы затем поляризовать их с помощью изощренных систем линз и фильтров, избавившись от необходимости строгой синхронизации проекторов. В это же время были изобретены системы Space-Vision 3D и Stereovision, которые затем легли в основу современных 3D-киносистем.
Любопытный факт: в 1970 году в формате Stereovision была выпущена эротическая комедия «Стюардессы». До сих пор эта американская лента остается самым прибыльным стереофильмом в истории кинематографа: с бюджетом в 100 тысяч долларов она смогла собрать только на территории США 27 миллионов долларов.
Канадская компания IMAX в 80-х годах проявила инициативу в изучении технических новшеств производства и показа стереофильмов, и благодаря ей у стереокинематографа наметилось полномасштабное «третье пришествие». Именно в недрах IMAX был «изобретен» огромный посеребренный экран, именно режиссеры IMAX в массовом порядке стали использовать для съемок стереофильмов 70-миллиметровую пленку вместо традиционной 35-миллиметровой (с помощью советских ученых, к слову), к тому же из IMAX вышла первая «стереокамера» с двумя объективами, а потом и стереопроектор. Безусловно, все это на голову повысило качество стереоизображения, однако кинотеатры и студии, заинтересовавшиеся новинкой, столкнулись с тем, что оборудование IMAX было дорогим, его надо было дорабатывать и «обкатывать», а прибыль требовалась здесь и сейчас. И хотя прорыв IMAX в 3D-кино был налицо, на более чем двадцать лет в этой сфере наступило затишье – ровно до того момента, когда появились цифровые «беспленочные» камеры и цифровое кино.
Приятно, что самую настоящую революцию в развитии стереокинематографа мы застали – ее совершил в начале 2000-х Джеймс Кэмерон. И «Аватар» тут совершенно ни при чем. Кэмерон, после «Титаника» увлекшийся изучением океанских глубин, вместе с киноинженерами разрабатывал на основе самой передовой на тот момент модели камеры Sony HDC-F950 новые цифровые двухобъективные кинокамеры, которые, во-первых, должны были снимать высококачественное стереоизображение, которое бы не вызывало у зрителя головокружения и рези в глазах, и, во-вторых, работали бы под водой. Благодаря Кэмерону и компаниям Sony и IMAX появилась камера Fusion Camera System – та самая, которая положила начало эре массового 3D-кинематографа. Именно на нее Кэмерон впоследствии снял свой «Аватар», на нее также были сняты третьи «Трансформеры», «Жизнь Пи», «Пираты Карибского моря: На странных берегах» и многие, многие другие фильмы. Сейчас в этой сфере бал правят камеры RED ONE и, особенно, 3D-камеры IMAX – на них, в частности, сняты последние «Звездные войны: Пробуждение силы».
Советский след в стереокинематографе
Гений советского кинематографа Сергей Эйзенштейн еще в 1920-х годах (пред)сказал, что стереокинематограф рано или поздно станет главным вектором развития киноиндустрии. Отчасти именно Эйзенштейн, известный новатор, вдохновил советских киноинженеров на эксперименты и исследования в области стереокино.
Начиная с 30-х годов прошлого века исследования в области стереокино вели (и даже добились серьезных успехов) во Всесоюзном научно-исследовательском кинофотоинституте (НИКФИ). Опираясь на их достижения, в 1940 году был снят и показан первый стереофильм «Выходной день в Москве» Александра Птушко – для его просмотра зрителям предлагались специальные поляризационные очки. Но – увы, началась Великая Отечественная война, все достижения в области стереокинематографа пришлось отложить до лучших времен.
В НИКФИ к исследованиям стереокино вернулись только в начале 60-х, причем вернулись с триумфом. Учеными была разработана система пленочной киносъемки «Стерео 70», причем «70» в названии значилось потому, что в основу была заложена 70-миллиметровая – «широкая» – пленка. Сейчас мало кто вообще об этом помнит и это знает, однако в 70-80-е годы в этом формате было снято довольно много фильмов («Всадник на золотом коне» (1980), «Ученик лекаря» (1983) и др.), и ее даже особо пристально изучали канадцы – будущие создатели 3D-системы IMAX, о которой мы писали выше.
Сейчас о формате «Стерео 70» вспоминают разве что в учебниках по истории кинематографа – пленочных кинотеатров не существует как таковых, пленку для «Стерео 70» прекратили производить с распадом СССР, лаборатории для обработки этой пленки тоже уже не существуют. Порадоваться за «наших» можно только в одном: в 1990 году создателям «Стерео 70» торжественно вручили премию «Оскар» за технические достижения. На этом все.
Ай да IMAX
Первый полнометражный фильм IMAX-формата вышел на экраны американских кинотеатров, адаптированных для этого формата, в 2003 году – это были «Призраки бездны» (камеру для их съемки Кэмерон и разрабатывал). До этого формат IMAX применялся эпизодически – так, например, в концертном фильме группы Rolling Stones «At the Max» 1991 года можно было обнаружить технологию «объемной» съемки, но это было в порядке эксперимента. В 1995 году был снят 40-минутный короткометражный IMAX-фильм «Крылья отваги» Жан-Жака Анно, рассказывающий о жизни Антуана Де Сент-Экзюпери. В 2000 году состоялась премьера первого в истории специально созданного для IMAX-кинотеатров короткометражного мультфильма «Старик и море» - его снял российский режиссер Александр Петров, впоследствии получивший за него премию «Оскар».
После первого захода с «Призраками бездны» компания IMAX начала активно продвигать идею создания IMAX-кинотеатров и спонсировать создание 3D-фильмов и мультфильмов. В 2004 году вышел полнометражный стереомультфильм Роберта Земекиса «Полярный экспресс» - первая ласточка среди трехмерных полнометражных анимационных фильмов. В России «Полярный экспресс» шел в прокате в «двухмерном» формате, потому что тогда еще технологии IMAX в наши кинотеатры не проникли, однако в Америке он показал себя очень достойно. Почти четверть всей кассы «Экспресса» была получена благодаря IMAX-кинотеатрам, хотя в США их тогда было всего 66. Именно тогда киностудии разглядели в формате 3D огромный потенциал для получения прибыли.
Однако это осознание поставило новую проблему перед кинотеатрами: нужно было срочно придумать технологию, которая позволила бы показывать стереокино в обычных кинотеатрах, чтобы помимо 3D в них потом можно было демонстрировать и 2D. Необходимые для этого виды экранов и проекторы уже были в разработке, поэтому, как только сигнал от студий был дан, их просто поставили на конвейерное производство. Так что премьеру «Аватара» Джеймса Кэмерона кинотеатры по всему миру встречали во всеоружии. Сейчас формат IMAX поддерживают как минимум 80% кинотеатров в любом крупном населенном пункте.
Технологии IMAX, позволив снимать 3D-фильмы на специальные камеры и затем демонстрировать их в кинозалах, шагнули еще дальше. Благодаря появившейся в 2004 году технологии IMAX DMR стало возможно переводить в стало возможно переводить в 3D «обычные» картины, снятые в традиционной технике. Первым фильмом, получившим вторую жизнь, стал боевик Рона Ховарда «Аполлон 13», затем в IMAX-формат перевели «Матрицу», несколько частей «поттерианы» (их показывали ограниченным прокатом), первый «Парк Юрского периода» и многие другие игровые фильмы.
Любопытно отметить, что студии и режиссеры довольно долго обходили 3D-IMAX стороной, предпочитая работать с «обычными» цифровыми камерами, вплетая в общее полотно фильма разве что две-три «объемные» сцены. Во многом это зависело от высокой стоимости необходимого оборудования, а также из-за сложностей с процессом съемки (шум, большой объем информации и т.д.). Однако после эксперимента Кристофера Нолана, введшего в первого «Темного рыцаря» 30 минут IMAX-кадров (тогда зрители надевали 3D-очки в определенные моменты), Голливуд стал активно осваивать новшество. В ленте «Миссия невыполнима: Протокол Фантом» было тоже 30 минут IMAX-съемок, в фильме «Темный рыцарь: Возрождение легенды» - 60 минут, как и в «Интерстелларе». Сейчас некоторые режиссеры пользуются 3D-IMAX-камерами на протяжении всего процесса съемок.
За последние два-три года в мире вышло более 70 фильмов, снятых с применением технологии IMAX. «300 спартанцев: Расцвет империи», «Первый мститель: Другая война», «Мир Юрского периода», «Малефисента», «Грань будущего», «Стражи галактики», «Хоббит: Битва пяти армий», «Трансформеры: Эпоха истребления» и «Интерстеллар», «Звездные войны: Пробуждение силы», «Первый мститель: Противостояние», «Фантастические твари и где они обитают», отечественный фильм «Экипаж», грядущий «Изгой-один» - и многие, многие другие. 2017 год готовит как минимум 30 IMAX-лент, в том числе восьмые «Звездные войны», второй фильм франшизы «Стражи Галактики», российский боевик «Притяжение» и другие. И, исходя из рассмотренной нами «спиральной» истории стереокинематографа, нет сомнений, что число IMAX-лент будет увеличиваться – ровно до тех пор, пока киноиндустрия не изобретет что-то новое. Но что это будет? Учитывая уровень современных технических достижений, сложно даже представить. Возможно, мы будем смотреть кино в подсознании, как сны?