Так сложилось исторически, что история скандинавской музыки знает совсем немного всемирно известных имён. Люди, далёкие от искусства, с ходу смогут назвать, пожалуй, только Эдварда Грига. Профессионалы и меломаны непременно вспомнят имя Яна Сибелиуса. Об остальных представителях музыки Финляндии, Дании, Швеции и Норвегии знают, наверное, только въедливые исследователи.
Между тем вторая половина XX века подарила миру композитора, творения которого потомки весьма вероятно поставят в один ряд с шедеврами Моцарта и Бетховена. Нашим современником является человек, имя которого ассоциируется обычно с одной из самых ярких поп-групп 70-х годов прошлого столетия. А между тем, оставленное им музыкальное наследие составляет огромный и неизведанный широкими слоями слушателей пласт настоящих шедевров.
Речь идёт о Бенни Андерссоне, музыканте-клавишнике, композиторе, продюсере, бывшем участнике шведского квартета ABBA.
Он родился 16 декабря 1946 года в семье, которая была музыкальной династией. Дед и отец Бенни были аккордеонистами, и будущая знаменитость с детских лет перебирал пальцами клавиши аккордеона и фортепиано. Склонность к сочинению музыки проснулась в нём довольно рано. Когда Бенни было 20 лет и он был клавишником культовой в 60-е годы шведской группы The Hep Stars, один из друзей сравнил его с музыкальной табакеркой, из которой струится нескончаемый поток разнообразных мелодий.
Поклонники ABBA знают Бенни Андерссона как обаятельного бородача, играющего в группе на клавишных инструментах. Однако миссия Бенни была гораздо шире, чем простое «подыгрывание» двум ведущим вокалисткам группы. Именно Бенни Андерссон стал автором музыки всех основных хитов квартета. Создавая песни в тандеме со своим другом и коллегой, Бьёрном Ульвеусом, Андерссон, как правило, отвечал в группе за написание мелодий и исполнял «функцию» композитора.
Ансамбль народных музыкантов, с которыми Бенни записывал альбомы своей инструментальной музыки в 80-е годы, со временем преобразовался в группу, которая так и называется: «Оркестр Бенни Андерссона» (Benny Anderssons Orkester). Для своего оркестра бывший АББАвец пишет сегодня новые вещи, дающие возможность слушателям насладиться композициями и в духе далёких джазовых 50-х, и выдержанными в традициях лучших творений традиционной шведской фолк-музыки. Бенни вместе со своим музыкальным коллективом (на компакт-дисках обычно используется сокращение “ВАО”, – прим. авт.) очень любит выступать на открытых площадках перед шведами, и часто ездит с гастролями по самым отдалённым уголкам страны.
Настоящим украшением этого музыкального коллектива стала певица Хелен Шёхольм, которую шведская пресса иногда называет «голосом ABBA XXI века».
«Они делают очень важное дело», – говорит о фолк-музыкантах Бенни. – «Передавая народную музыку от поколения к поколению через десятилетия и даже через столетия, они способствуют сохранению музыкальных традиций, не позволяя нам забывать о своих музыкальных корнях».
Один поклонник музыкального творчества Бенни Андерссона сравнил его однажды с могучим дубом, глубоко пустившим корни в родную шведскую почву. Любовь и тяга музыканта к народной музыке всегда остаются с ним. И не только к шведской. В 1999-м году грузинский вокально-инструментальный ансамбль «Тбилиси», выступавший с гастролями в Стокгольме, настолько пленил Бенни Андерссона своими голосами и исполнительским мастерством, что тот немедленно записал на своей студии “Mono Music” целый компакт-диск с музыкальными композициями талантливых грузин.
Андерссон стал одним из немногих мировых поп-музыкантов, кто сумел перешагнуть амплуа “поп-звезды”, сумев по-настоящему реализовать свой творческий потенциал как композитора. Как продюсер, он помог раскрыться многим шведским поп-исполнителям, среди которых и ныне, увы, покойная Джозефин Нильссон – певица группы Ainbusk Singers. Став, без преувеличения, “нашим всё” шведской поп-сцены, теперь он вернулся к тому, с чего начинался его жизненный и творческий путь: к народной шведской музыке. Мега-звезда, солист культовой группы 70-х, богатейший музыкант Скандинавии, сегодня он предпочитает стоять на одной сцене с простыми скрипачами и тромбонистами – такими же, какими были его отец и дед. Бенни Андерссон, по его собственному признанию, хочет выступать на обычной сцене, без софитов и телекамер, и играть перед обычными слушателями, которые с радостью воспринимают написанные им новые мелодии. И аккордеон, на котором он учился играть в далёком детстве, по-прежнему является его любимым инструментом.
Бенни всегда с огромным уважением относился к русским композиторам, и особенной любовью у него всегда пользовались произведения Рахманинова, Шостаковича и Чайковского. Но мало кто знает, что музыканта связывает и сотрудничество с советским кинематографом. В 1987 году Бенни Андерссон написал музыку для картины советского режиссёра Владимира Грамматикова «Мио, мой Мио». Заглавная тема этого фильма впоследствии вошла в альбом шведского дуэта Gemini, продюсером которого стал Бенни Андерссон.
В 80-е и 90-е Бенни писал музыку для музыкальных спектаклей. В его творческом активе – мюзиклы «Шахматы» (“Chess”), в течение многих лет успешно ставившиеся на европейской сцене, и «Кристина из Дювемолы» (“Kristina från Duvemåla”). Последний представляет собой масштабное музыкальное полотно, повествующее об одной из самых драматичных страниц в истории Швеции – массовой эмиграции шведов из страны в XIX веке в более благополучную в то время Америку.
С мюзиклом «Шахматы» связана интересная история знакомства Бенни с Аллой Пугачёвой. Примадонна советской эстрады получила приглашение от именитого шведа принять участие в записи и постановке мюзикла, исполнив роль жены советского гроссмейстера, но была вынуждена отказаться по политическим соображениям.
«Величие музыки, созданной им в паре с Бьёрном Ульвеусом, стало очевидным уже при их жизни. Наши потомки будут так же скрупулёзно изучать наследие «Битлз» и «АББА», как сейчас люди изучают музыку Бетховена и Баха», – так писала газета «Московский комсомолец» в 2006-м году, в преддверии постановки мюзикла «Mamma Mia!» в России.
В середине 90-х, когда по всему миру поднялась волна ностальгии по музыкальным группам прошлых десятилетий, Бенни не хотел, чтобы его имя ассоциировалось с коллективом, ставшим главной страницей в его творческой биографии. Сегодня он, похоже, примирился с этим как с «неизбежным злом». Время всё расставило на свои места. В начале XXI века, когда ди-джеи заменили композиторов, а исполнителей, способных “зацепить” слушателей, можно пересчитать по пальцам одной руки, востребованной вновь и вновь становится музыка, созданная 20, 30, а то и 40 лет тому назад. И мелодии, написанные Бенни Андерссоном для ABBA, сегодня звучат так свежо, как будто он сочинил их за своим роялем только вчера.