Если будущее, да и нынешнее, не слишком подкованное в знании истории поколение вдруг спросит: «а что это было – Советский Союз?», вместо долгих объяснений и разъяснений можно просто включить плеер и проиграть несколько песен Исаака Дунаевского. Да, это будет в большой мере фасадный и мифологический портрет-ассоциация «молодой советской республики» и её народа первых десятилетий советской власти, но, в то же время, и во многом правдивый, передающий как сейчас говорят – мейнстримовское настроение большинства людей того времени, и уж во всяком случае - отражающий атмосферу, в которую народ был погружён, и в которой он действительно стремился жить, несмотря на все драматичные и даже трагичные стороны бытовой и политической реальности. Жить высокими мечтами и свершениями.
Без преувеличения титанические по масштабу и воздействию произведения Дунаевского не только отвлекали простых людей от их тяжёлой жизни, но и, что важнее - помогали выживать и вдохновляли на подвиги. Композитор в полной мере уловил требования и веяния огненного времени и сам своим творчеством разжигал пламя высоких и благородных помыслов человека новой эры.
Все эти пафосные слова к месту по одной простой причине – они вполне соответствуют той музыке, о которой у нас пойдёт речь. И главное - музыке гениальной. Недаром одним из его прозвищ был «красный Моцарт».
Гений Исаака раскрылся рано. В 8 лет Дунаевский начал учиться играть на скрипке. Его успехи были столь разительны, что уже в 1910 году (в возрасте 10 лет) он становится учащимся Харьковского музыкального училища, а в 1919-ом заканчивает Харьковскую консерваторию. Уже учась в консерватории, он много сочинял, а поступив на службу в драматический театр, очень быстро стал его основным композитором. У молодого Дунаевского создание музыки, помогающей действию и даже развивающей его, стало законом. Этого принципа он придерживался и в дальнейшем: в Московском эстрадном театре «Эрмитаж», музыкальным руководителем которого он был с 1924 по 1926 год, в Московском театре сатиры на посту заведующего музыкальной частью (1926—1929) и в Московском театре оперетты, где с огромным успехом была поставлена в 1927 году его оперетта «Женихи». Этот закон соавторства с театральными и, в дальнейшем кино режиссёрами действовал в работе Дунаевского на протяжении всей его сверхтворческой жизни.
В 1929 году композитор переселяется из Москвы в Ленинград, куда его пригласили в качестве композитора и дирижера открывшегося эстрадно-музыкального театра Мюзик-холл. В Ленинградском мюзик-холле постоянно выступал со своим джазом Леонид Утесов. Там и произошла встреча двух замечательных музыкантов, перешедшая в многолетнюю дружбу. Дунаевский сразу же увлекся джазом и стал писать музыку для ансамбля Утесова. Уже зрелые к тому времени музыканты очень часто работали вместе. «Я любил эти встречи», — писал Утесов. — «Меня особенно увлекала в Дунаевском способность целиком отдаваться музыке, не замечая окружающего».
И именно знаменитый советский джазист свёл Исаака с начинающим комедиографом Григорием Александровым на своей квартире. Новая комедия режиссёра была только в планах, а Дунаевский уже предложил музыкальные темы для неё. По воспоминаниям очевидцев, Дунаевский подошел к роялю. «Об этой работе, музыка которой, как мне кажется, уже приближается к нам, мне хочется сказать... ». И он в раздумье опустил руки на клавиши. Музыка, разрастаясь, превращалась то в размышление о счастье, то в веселые куплеты и галоп, то обретала ритм жизнерадостного марша. Когда растаял последний звук этой романтической импровизации, Дунаевский повернулся к Александрову и Утесову и доверительно спросил «Похоже немножко?» Пораженный Александров молча смотрел на композитора. Сейчас, в какое-то короткое мгновение, сквозь музыкальные картины, набросанные Дунаевским, он вдруг увидел кадры еще не созданного фильма. А музыка уже зримо вычертила контуры будущей работы… Это были знаменитые «Весёлые ребята».
С Александровым Дунаевский со-творил (именно так) несколько популярнейших фильмов, по сути создав новый жанр советской комедии, но и с другими режиссёрами Исаак Осипович поработал на славу. На славу себе и отечественного кино.
Хиты на все времена
«Весёлые ребята» (1934)
Для фильма Дунаевский написал около двадцати различных музыкальных опусов. Но наиболее возвышающимся над всеми остальными номером эксцентричной картины и ставшим настоящим кредо композитора, безусловно, является «Марш весёлых ребят». Его можно назвать гимном песне, как важнейшей части жизни человека. Он о том, как реально много песня значит для нас.
Марш сделан живо и непринуждённо, в весёлом джазовом обрамлении. В Венеции, куда отправили картину, «Марш веселых ребят», переведенный на итальянский язык, распевали повсюду.
«Три товарища» (1935)
«Мы мирные люди, но наш бронепоезд стоит на запАсном пути». Крылатая фраза, определяющая, собственно, мироощущение нашей страны во все времена. Она отсюда, из «Каховки».
Исаак Осипович вспоминал: «музыку к песне «Каховка» мне удалось записать буквально за несколько минут. Помню, как я подошел к роялю. Тут же сидел автор стихов Светлов. Не отходя от рояля, я полностью сыграл песню от начала до конца».
Несмотря на определённый пафос, песня по-человечески проста, душевна и трогательна.
«Вратарь» (1936)
«Ну-ка солнце ярче брызни, золотыми лучами обжигай». Музыка Дунаевского к песне из фильма «Вратарь» полностью соответствует её словам. При этом, как и все его произведения, она необычайно мелодична и прилипчива. Вообще, хиты «Дуни», как его часто называли, всем хитам хиты. Они вдохновляли многих других художников. Например (уникальный факт) - не роман Льва Кассиля «Вратарь республики» стал основой сценария, а сценарий фильма и музыка к нему повлекли за собой рождение книги.
«Дети капитана Гранта» (1936)
Мэтру советской песни всегда хотелось, чтобы музыка была «настоящей», а песня — искренней, заразительной, словно родившейся в сердце героя фильма. Ну вот как у юного Роберта, поднимающегося на мачту шхуны «Дункан».
Но одновременно с кажущейся лёгкостью звучания, сочинения Дунаевского имели прямо-таки классическую стройность и силу. «Когда я вспоминаю музыку к фильму «Дети капитана Гранта», — писал Шостакович, — я не могу не испытывать сожаления по поводу того, что блестящая увертюра к картине, открывшая новую сторону таланта композитора, не повлекла за собой продолжения работы в этом плане. Эта увертюра — симфоническое произведение большого накала и темперамента».
«Цирк» (1936)
В том же году, что и «Дети капитана Гранта», Дунаевский написал музыку и ко второй по счёту легендарной комедии Александрова - «Цирку». Работоспособность композитора была титанической - он буквально бегал по «Мосфильму» и работал одновременно над музыкой к разным фильмам, «с ходу разрабатывая вдруг родившуюся мелодию, изображая чуть ли не весь оркестр».
Основной песней к очередному шедевру Александрова стала «Песня о родине». Этой песней, передававшейся по радио с января 1938 года каждое утро без 5 минут 6, начинался новый трудовой день СССР.
«Волга-Волга» (1938)
Широк как Волга жанровый диапазон музыкальных тем и песен в следующей популярнейшей комедии Александрова. Но основным связующим лейтмотивом фильма является всё же «Песня о Волге». Вообще, пожалуй, секрет успеха музыки Дунаевского в широкой народной распевности, трогательной душевности и духовной возвышенности. «Песню о Волге», сочетающей все эти качества, можно назвать и народной, и классической одновременно. В фильме мелодия песни звучит в разных оркестровых вариациях, образно описывая как саму великую реку, так и перемену настроения героев искромётной картины.
«Светлый путь» (1940)
В 1940 году Александров снимал фильм «Светлый путь». Музыку и для этого фильма писал Дунаевский...
Когда уже окончательно определилась музыка основной темы марша, припев к маршу долго не сочинялся. «Помнится, композитору сначала никак не удавался припев к «Маршу энтузиастов», — вспоминал Соловьев-Седой. Был момент, когда он отчаялся его сочинить и предлагал товарищам по жанру, в том числе и автору этих строк, в порядке соавторства дописать припев к «Маршу». Но, в конце концов, конечно, нашел его сам!»
И помог в этом композитору завод «Электросила». В один из своих приездов к рабочим Дунаевский выступил с концертом во время обеденного перерыва в крупнейшем турбогенераторном цехе. Вслушиваясь в ритмичный гул станков, композитор вдруг «услышал» четкий ритм музыки будущего припева. Возвращаясь после концерта, Исаак Осипович увидел на заводском дворе группу рабочих, бодро и дружно шедших заступать в рабочую смену. Ритм их шагов будто еще что-то подсказал Дунаевскому.
«Друзья мои! — воскликнул композитор, обращаясь к провожавшим его рабкорам заводской газеты. — Так ведь это же и есть «Марш энтузиастов»! Сережа (это уже к шоферу), гони к роялю!»
Если абстрагироваться от «официозной пафосности» этой песни, ставшей ещё одним гимном советскому строю, то тут просто захлёбываешься от духовной мощи, излучаемой музыкой.
«Весна» (1947)
А вот «марш весны» из очередной кинокомедии Александрова наполнен таким светом и радостью, что трудно даже представить себе более оптимистичную песню. Она очень иронична и как бы спускает слушателя с небес на землю – с величественных гимнов о великой стране на простые человеческие чувства и желания. И, в то же время, сохраняет ощущение небес в душе человека.
«Кубанские казаки» (1949)
Ещё одной знаковой советской картиной стали «Кубанские казаки» другого мэтра отечественного кино Ивана Пырьева. На этом явно подкрашенном полотне жизни колхозников, благодаря музыке Исаака Дунаевского выделяются обычные человеческие чувства, присутствующие во все времена и среди всех народов. Даже трудно поверить, что песня «Ой, цветёт калина» не народная, а имеет своё конкретное авторство.
«Мы за мир» (1951)
«Отсчет этой музыки», — говорил Дунаевский, — «идет от войны». Великая Отечественная Война со своими ужасами безусловно оставила рану в душе чувственного композитора. Поэтому в песне «Летите голуби, летите» явственно слышится мольба о мире, по-настоящему искренняя, ненадуманная, глубокая. Главное – трогающая за душу.
«Белая акация» (1955)
Лебединой песней Дунаевского стала его оперетта «Белая акация», которую композитор назвал «весенним интермеццо». Она вся в мелодиях любви и весны. Это его последнее, неоконченное сочинение. Он написано словно не смертельно больным человеком, а юношей, влюбленным и мечтательным.
Премьера «Белой акации» состоялась 15 ноября 1955 г. в Москве. Поставил ее и Одесский театр музыкальной комедии. «И грустно подумать», — писал главный режиссер театра И. Гриншпун, — «что Исаак Осипович не увидел „Белой акации“ на сцене, не смог быть свидетелем той радости, которую он дал и актерам, и зрителям... А ведь он был художником радости человеческой».
Исаак Осипович Дунаевский отдал музыке всё свой сердце. 25 июля 1955 года ровно в 11 часов утра оно не выдержало.
Кроме музыки к десяткам фильмов, ему принадлежат 14 оперетт, 3 балета, 2 кантаты, 80 хоров, 80 песен и романсов, музыка к 88 драматическим спектаклям, 43 сочинения для эстрады и 12 для джаз-оркестра, 17 мелодекламаций, 52 симфонических и 47 фортепианных произведений, но ценят «красного Моцарта» прежде всего за те его впечатляющие гимны человеку, жизни, стране (напомним, что и нынешний гимн Москвы – песня Дунаевского «Дорогая моя столица»), которые мы представили вам и те, что не вместились в наш скромный формат.