«Патерсон»: Тихий гимн жизни

Джим Джармуш снял поэтическую зарисовку, которая оставляет после просмотра приятные и светлые чувства.

В киноленте «Патерсон» мы становимся свидетелями одной недели из жизни мужчины по имени Патерсон, которого сыграл неимоверно быстро набирающий популярность Адам Драйвер. Он вместе со своей девушкой Лорой, которую играет иранская актриса Голшифте Фарахани, и псом живет в одноименном городе Патерсон, Нью-Джерси, где работает водителем автобуса. Есть у главного героя одно, смею предположить, не самое распространенное для представителей данной профессии пристрастие – поэзия. Этому он полностью отдается в свободное от работы время, вдохновляясь при создании белых стихов даже такими, вроде бы, повседневными мелочами, как коробок спичек. Но делиться своими творениями с кем-либо, кроме девушки, Патерсон по какой-то причине не хочет, поэтому хранит все, что написал, исключительно в заветном дневнике. Вторая половинка героя настоятельно просит его если не показать стихи издателям, то хотя бы сделать на всякий случай на выходных несколько копий. История предельно проста, в ней нет острого конфликта, но пусть вас это не пугает – у режиссера и автора сценария фильма Джима Джармуша все под контролем.

Весь фильм разделен на главы. Каждая равна одному дню недели. Распорядок дня у главного героя выстроен строго по графику. Мы наблюдаем за его пробуждением. После он собирается и идет на работу. Перед началом рабочего дня Патерсон пишет несколько строк в заветный дневник, после чего отправляется на автобусе по маршруту. Там он становится невольным слушателем разговоров пассажиров, будь то городские легенды, реальные истории или обычные людские пересуды. После завершения рабочего дня Патерсон возвращается домой, ужинает и отправляется с псом на вечернюю прогулку, забегая на бокал пива в бар.

Несмотря на такую почти ежедневно повторяющуюся последовательность событий наблюдать за происходящим интересно. В первую очередь из-за небольших нюансов и деталей, при помощи которых Джармуш маленькими штрихами из каждого следующего дня недели создает раз за разом новую зарисовку. Важную роль при этом играет эксцентричность подруги главного героя Лоры, день ото дня находящей для себя новое увлечение, которому она страстно отдается с головой. Дополняют картину милые и добрые шутки. Их в фильме достаточно, чтобы не превращать происходящее в фарс, но при этом как-то особенно душевно создавать на экране дружелюбную атмосферу. Не стоит забывать о ярких второстепенных героях, которых в ленте не так много. Но важно, что каждый из них живой, пусть даже им определено совсем мало экранного времени. Как, например, иконе хип-хопа Method Man’у или рок-исполнителю Игги Попу, хорошему другу Джармуша. Второстепенные герои делают каждую главу маленьким произведением, позволяющим чуть под другим, но всегда позитивным углом взглянуть на предмет рассмотрения фильма – жизнь.

Актерская игра не поражает воображения, но подкупает искренностью. Переживаниям персонажей веришь. Адам Драйвер монументален и спокоен, Голшифте Фарахани темпераментна и внезапна. Но отдельно все-таки хотелось бы отметить английского бульдога по кличке Марвин, который привносит в фильм «Патерсон» особого обаяния. И речь сейчас не о банальном умилении песиком. С этим очаровательным сорванцом в фильме связано множество шуток. Среди них одна презабавнейшая, чуть ли не лучшая. И тянется она через большую часть хронометража картины.

Но самое важное, «Патерсон» – поэтическая зарисовка Джармуша. Красота и сила в обыденности жизни – главный посыл произведения, который лучами пробивается в ленте режиссера повсеместно, почти из каждого диалога, каждого кадра. Поэзия здесь даже там, где по обыкновению ее не ищут. Мы видим совершенно не выделяющийся красотами город, за исключением, наверное, одного единственного водопада. Но эта обыденность не мешает режиссеру восторгаться ежедневным течением жизни в самых простых и непримечательных вещах и явлениях. Там, где поэтичность едва уловима, Джармуш воспевает ее с особой силой.

В своей последней на данный момент картине Джармуш возвращается к тому, что у него мастерски получается, но от чего он периодически отходит – к воплощению поэтичности в кино. При этом он добивается в «Патерсоне» абсолютной легкости, свойственной далеко не каждому его произведению. В том числе из-за этого, возможно, перед нами чуть ли не лучшая работа одного из самых уникальных режиссеров нашего времени. Лично мне «Патерсон» сказал о Джармуше так много, как не сказал ни один из ранее просмотренных его фильмов.

Картина Джима Джармуша «Патерсон» – абсолютно настроенческое произведение. Оно придется по вкусу далеко не всем. Меланхоличность, размеренность и отсутствие острого конфликта – условия, которые фильм ставит перед зрителем. Но если поэтическая волна «Патерсон» унесет вас за собой, то картина доставит вам массу приятных и теплых ощущений.


Читайте также