25 марта семидесятилетний юбилей отмечает один из самых успешных и уважаемых артистов в истории популярной музыки — Реджинальд Кеннет Дуайт, более известный как маэстро Элтон Джон.
Трудно представить себе музыканта, внешность которого настолько бы не соответствовала образу рок-идола. Уроженец британского графства Миддлсекс не наделен ни горделивой статью, ни героической комплекцией, ни смазливой физиономией. Низкорослый очкарик с редкой рыжеватой шевелюрой и щербатыми зубами, обладающий, к тому же, весьма неуклюжей, «в развалочку», походкой — таким ли мы представляем себе подлинного бойца рок-фронта? Едва ли. Однако, внешность, как известно, зачастую бывает обманчива...
Давайте вспомним несколько любопытных, но не столь растиражированных фрагментов биографии этого заслуженного деятеля музыкальных искусств.
Когда Джон встречает Джона...
В своем первом интервью после распада The Beatles Леннон отметил, что единственным ярким музыкальным впечатлением, полученным главным битлом за последнее время, явилось прослушивание песни “Your Song”, вышедшей из-под пера молодого автора под причудливым именем Элтон Джон. Позвонив артисту, Леннон спросил: «Слушай, это твой единственный шедевр или есть еще что-нибудь достойное?».
Легенда гласит, что, встретив Элтона, прибывшего в рамках своего первого американского турне в Лос-Анджелес, Джон Леннон, в присущей ему иронично-стебовой манере, преклонил перед Реджинальдом колено с деланно благоговейным трепетом: «О нет, не может быть, это же он, сам Элтон!» Излишне говорить, что молодой певец был настолько же сконфужен, насколько и тронут до глубины души.
Даже если эта история не более чем выдумка, в ней есть исполненный глубочайшего символизма смысл. Ведь подобным — пусть даже карикатурным — жестом Леннон словно передавал почетный лавровый венок из рук любимой британской группы человеку, ставшему впоследствии главным сольным исполнителем Соединенного Королевства. The Beatles покинули хит-парад синглов в июле 1970-го — Элтон Джон впервые обозначился там уже в следующем месяце.
Примечательно, что именно на концерте Элтона Леннон завершил свою сценическую деятельность: в 1974 году, выступая в нью-йоркском «Мэдисон-Сквер Гардене», дуэт исполнил ленноновскую “Whatever Gets You Through The Night”, а также битловские “Lucy In The Sky With Diamonds” и “I Saw Her Standing There”. Это было последнее публичное появление отца-основателя The Beatles.
Не один в поле воин
Говоря о головокружительных успехах мистера Дуайта, люди порой забывают о великолепной команде профессионалов, которая его окружала. Имена гитариста Дейви Джонстона, басиста Ди Мюррея, барабанщика Найджела Олссона и звукоинженера Гаса Даджена (а именно с «небольшой» помощью этих друзей были осуществлены записи лучших пластинок Элтона, вышедших в семидесятые) часто остаются в тени. Что крайне несправедливо. Не говоря уже о неоценимом вкладе, увековеченном на фонограммах «человека в очках», поэта Берни Топина. Можно даже, с известной долей лукавого цинизма, предположить, что, имея в своем распоряжении столь достойную кадровую поддержку, Элтон получил самую непыльную в мире работенку: знай себе, сочиняй мелодии, а остальным займутся коллеги. И они, насколько мы знаем, нашего героя практически никогда не подводили: в 70-х под именем Элтона Джона было выпущено подряд семь альбомов, оккупировавших верхнюю строчку национального хит-парада США. В этом отношении музыканту не удалось переплюнуть только... сами знаете, кого. Ибо, перефразируя известную строку Высоцкого, «выше «Битлз» могут быть только «Битлз».
Стахановец рок-н-ролла
В период с 1970 по 1976 год Элтон Джон разродился, на минуточку, пятнадцатью альбомами. Сегодня, когда новые работы артисты выпускают дай Бог раз в пятилетку, это достижение представляется выходящим за пределы здравого смысла. Однако Элтон и Берни вовсе не ставили перед собой цели побить все мыслимые рекорды продуктивности в этом бизнесе. Просто, по условиям контракта с фирмой звукозаписи, Джон и Ко. обязаны были поставлять на прилавки магазинов как минимум два диска в год.
Однако, к чести музыкантов, необходимо отметить, что на качестве конечного продукта подобная «кабала» почти не сказывалась. Напротив, постоянно подстегивала авторов, не давая им расслабиться и почивать на лаврах. Подобно спортсменам, которым для поддержания себя в надлежащей форме необходимо неустанно тренироваться, музыкантам тоже крайне важно не упускать нити игры — в прямом и переносном смысле.
Трехкратный чемпион мира
Именно таким титулом следует наградить знаменитый трек тандема Джон/Топин “Candle In The Wind”. Ибо это единственная композиция в истории рока, которая, исполненная одним и тем же артистом, становилась хитом в трех разных версиях на протяжении трех десятилетий подряд. В 70-х сингл «Свеча на ветру», взятый из, возможно, наиболее успешного альбома Элтона “Goodbye Yellow Brick Road”, взорвал чарты буквально по всему миру. В 80-х запись этой композиции, сделанная живьем в ходе австралийского турне, тоже заметно потревожила списки популярности синглов. Ну и, разумеется, излишне напоминать о версии 1997 года, с несколько переработанным текстом.
Изначально адресованная Мэрилин Монро, эта вещь обрела новую жизнь в виде посвящения трагически ушедшей принцессе Диане. Кстати, именно последняя переработка песни сбросила с казавшегося незыблемым пьедестала почета “White Christmas” Бинга Кросби. По сей день этот трогательно-проникновенный гимн находится в Книге рекордов Гиннесса как наиболее продаваемый сингл за всю историю звукозаписи.
Кстати, Берни Топин предвидел славную судьбу “Candle In The Wind” еще до ее первоначального выхода в свет. Он подчеркивал: «Это моя любимая песня из всех, что мы с Элтоном на данный момент записали. Я вложил в нее очень много чувств. Полагаю, когда она в итоге будет издана, то станет самым успешным нашим произведением». Как известно, интуиция «правую руку Элтона Джона» не подвела.
Дела сердечные
Немногие знают, что, вплоть до выхода в 1988 году сингла “Sacrifice”, композиция, записанная в 1976 году в дуэте с певицей Кики Ди “Don't Go Breaking My Heart”, оставалась для Элтона Джона единственным британским хитом №1. Также далеко не всем известно, что это не кавер-версия, а очередной авторский шедевр Элтона и Берни. Небольшую сумятицу здесь вносит указание авторства данной зажигательной вещицы.
О том, что именно подтолкнуло создателей к желанию скрываться под псевдонимами Энн Орсон и Карт Бланш, истории доподлинно неизвестно. Зато очевидно другое: выдав «пропуск» на большую сцену малоизвестной Кики Ди, эта песня лишила возможности триумфально вернуться в свет софита угасающую звезду Дасти Спрингфилд. Ибо изначально Элтон Джон планировал записать «Прекрати разбивать мое сердце» именно с этой поп-иконой 60-х. Но, по оставшейся в анналах информации, Дасти на момент записи композиции не очень хорошо себя чувствовала.