Магия черного: Путеводитель по нуару

Главные этапы развития поджанра, фильмы, актеры, влияние на кинематограф и многое другое.

Истоки «черного фильма»

Фриц Ланг, саспенс и метафора тени

Кадр из фильма «М убийца» (1931)

Термин «фильм-нуар» (film noir), что в переводе с французского означает «черный фильм», появился спустя годы после того, как возникло само направление кинематографа (строго говоря, поджанр), с которым это словосочетание неразрывно будет связано. Впервые его использовал в 1946 году французский кинокритик Нино Франк (в некоторых американских СМИ термин вообще начал появляться лишь в 70-х), рассказывая о значительной для мирового кино волне американских фильмов. В то время в Голливуде уже набрали особую силу картины, отличающиеся уникальной стилистикой, влюбившей и поныне продолжающей влюблять в себя миллионы ценителей кино.

Характерные черты направления нуар начали зарождаться в Европе и США почти одновременно. Этому еще в 1931 году активно поспособствовал немецкий режиссер Фриц Ланг своим триллером «М убийца». Уже в этой картине, рассказывающей о поиске убивающего детей маньяка, можно выделить целый ряд черт, которые станут характерными для нуара. Напряженная и пропитанная циничностью атмосфера, внутренние муки героев, закрученный криминальный сюжет с элементом расследования, набирающий обороты саспенс, обилие (даже для черно-белых картин) и значимость черного цвета и теней – все это Фриц Ланг привнес за собой в голливудский нуар.

Кадр из фильма «Пепе ле Моко» (1936)

Параллельно в 1931 году в США вышла картина «Мальтийский сокол», режиссером которой выступил Рой Дель Рут. Фильм, рассказывающий о детективе, попавшем в опасную авантюру, в центре которой оказалась драгоценная статуэтка, послужил основой для, пожалуй, важнейшего для всего направления нуар ремейка. К нему мы вернемся чуть позже.

В 1936 году француз Жюльен Дювивье выпустил драму, которая стала еще одним значимым родоначальником направления нуар. Картина о главаре воровской шайки «Пепе ле Моко» отличается рядом знакомых еще по работе Ланга элементов, а также еще одной важной для направления особенностью – главным героем, который не соответствует образу ярко-выраженных положительных или отрицательных персонажей.

Американская классика нуара: 3 этапа

Ранний нуар: благородные циники, Хамфри Богарт и Джон Хьюстон

Кадр из фильма «Мальтийский сокол» (1941)

Классический – или голливудский – нуар условно можно разбить на три четких периода. Одним из ярчайших примеров картин раннего этапа направления и образцовым его представителем стал ремейк «Мальтийского сокола» Джона Хьюстона 1941 года, главную роль в котором исполнил легендарный Хамфри Богарт. В дебютном фильме Хьюстона, и впоследствии специализировавшегося на фильмах-нуар (он также снимет, например, «Риф Ларго» (1948) и «Асфальтовые джунгли» (1950)), почти каждый элемент нуара отточен и доведен до уровня, о котором оригинальный фильм 1931 года мог только мечтать. Кроме того, в ремейке принял участие харизматичнейший Хамфри Богарт. Именно ему было суждено закрепить за собой образ циничного, но благородного героя и стать одним из главных лиц голливудского нуара, появившись впоследствии, например, в картинах «Касабланка» (1942), «Глубокий сон» (1946), «Риф Ларго» (1948) и других популярных лентах.

Зрелый нуар: роковые красотки, мистика и Хичкок

Кадр из фильма «Двойная страховка» (1944)

Период зрелого нуара пришелся на окончание Второй мировой и начало холодной войны. Пессимистические настроения еще активнее хлынули в картины этого направления. Фильмы-нуар обрели наибольшую за свою историю популярность. Это привело к тому, что продюсеры стали позволять авторам все увереннее использовать стилистику в картинах самых разных жанров. Одним из главных фильмов этого этапа стала «Двойная страховка» (1944) Билли Уайлдера (режиссер также снял еще один значимый фильм этого периода классического нуара – «Потерянный уик-энд» (1945)). В картине, повествующей о страховом агенте и искусившей его на преступление женщине, присутствует один из ярчайших образов роковой красотки, который воплотила собой Барбара Стэнвик. Также аналогичные роли героинь, которые подвигали персонажей противоположного пола на свершения, часто незаконные, не раз успешно примеряли на себя Ингрид Бергман, Лорен Бэколл, Джоан Кроуфорд и Джин Тирни.

Кадр из фильма «Дурная слава» (1946)

В период зрелого нуара за создание фильмов, как минимум сильно стилистически напоминающих картины этого направления, все чаще стали браться мастера кино. Альфред Хичкок, ранее уже снявший «Тень сомнения» (1942), добавившую к классическим чертам нуара некую мистическую особенность, проявившуюся в телепатии и демонических силах, например, создает еще несколько лент, которые можно причислить к направлению «черного фильма». Среди них «Дурная слава» (1946) с Ингрид Бергман и Кэри Грантом, рассказывающая о романе агента ФБР и дочери немецкого шпиона. Этот фильм классика мирового кино уверенно вписывается в рамки нуара. Несколькими годами позже Хичкок снимет еще две значимых картины в стилистике нуар – «Незнакомцы в поезде» (1951) и «В случае убийства набирайте М» (1951) с Грейс Келли и Рэем Милландом в главных ролях.

Поздний нуар: заигрывание со смертью, Уайлдер, Уэллс и Кубрик

Кадр из фильма «Поцелуй убийцы» (1954)

С 1950-х, в период позднего нуара, все чаще заметные картины направления представляли собой не детективы, а психологические драмы и триллеры. Например, одни из первых полнометражных работ гения мирового кино Стэнли Кубрика, «Поцелуй убийцы» (1954) и «Убийство» (1956), пропитаны нуаром, но более жестким и бескомпромиссным, с каким-то особенно циничным заигрыванием персонажей со смертью.

Кадр из фильма «Сансет бульвар» (1950)

В этот же период вновь о себе громогласно заявил Билли Уайлдер, создав один из лучших фильмов нуара – картину «Сансет бульвар» (1950), главным героем которой стал сценарист, попавший в «сети» в прошлом примы кино. Уайлдер явил образец картины направления нуар с трагическим концом. А завершил эру классического нуара фильм о мексиканском агенте отдела по борьбе с наркотиками и его нелегкой судьбе «Печать зла» (1958) Орсона Уэллса. Он не только режиссировал эту великолепную картину, но и исполнил одну из важных ролей. Этой и другими своими актерскими и режиссерскими работами Уэллс оставил заметный след в истории «черных фильмов».

Влияние нуара

Современный нуар и пародии

Кадр из фильма «Китайский квартал» (1974)

Славное время направления, давшего миру кино десятки чудесных драм, остросюжетных детективов и захватывающих триллеров, в конце 50-х завершилось. Однако после заката классического нуара значимые для мирового кинематографа фильмы этого направления не перестали появляться.

Роман Полански в 1974 году снял образцовый для «черного фильма» «Китайский квартал» с Джеком Николсоном и Фэй Данауэй, повествующий о запутанном расследовании с крайне высокими ставками. Еще позже, в 1997, вышли «Секреты Лос-Анджелеса» Кертиса Хэнсона, которые легко бы могли найти свое достойное место и среди классических нуар-фильмов 40-х или 50-х годов. Не обошлось и без откровенно пародирующих нуар кинолент, таких как «Кто подставил кролика Роджера» (1988) Роберта Земекиса и «Голый пистолет» (1988) Дэвида Цукера.

Кадр из фильма «Город грехов» (2005)

Даже в последние годы влияние нуара в той или иной мере невооруженным глазом заметно в большом количестве фильмов. Среди них, например, «Оправданная жестокость» (2005) Дэвида Кроненберга, «Город грехов» (2005) Фрэнка Миллера и Роберта Родригеса, «Помни» (2000) и трилогия о Темном рыцаре (2005 - 2012) Кристофера Нолана, а также «Драйв» (2011) Николаса Виндинга Рефна.

Европейский нуар

«Набережная Орвефр», «Ночь и город» и Кэрол Рид

Кадр из фильма «Набережная Орвефр» (1947)

Несмотря на то, что европейский нуар активно участвовал в формировании ключевых черт направления и еще в 30-х годах представил миру основополагающие немецкий триллер «Убийца М» Фрица Ланга и французскую драму «Пепе ле Моко» Жюльена Дювивье, он так и не превратился в явление столь же мощное, как американский. И все же свой след в истории кино оставил.

Так, например, в 1947 году вышла картина «Набережная Орвефр» мастера триллеров Анри-Жоржа Клузо. Кинолента о расследовании таинственного убийства пожилого извращенца стала одним из лучших европейских детективов в стилистике нуар. В 1955 году Жюль Дассен снимает «Мужские разборки». Фильм, рассказывающий о вышедшем из тюрьмы и сразу задумавшем очередное ограбление ювелирного магазина преступнике, многими киноведами признается главной картиной французского нуара.

Кадр из фильма «Третий человек» (1949)

Довольно громко заявил о себе и британский нуар. Еще за пять лет до «Мужских разборок» француз Жюль Дассен снял в Великобритании картину «Ночь и город» (1950) о лондонском аферисте, решившем заполучить свое место в криминальном мире. Лента легко стала классикой нуара Британии, показав Лондон и его обитателей далеко не с самой лучшей стороны. Но главным двигателем нуара на Туманном альбионе был Кэрол Рид, снявший фильмы «Выбывший из игры» (1947), «Поверженный идол» (1948), а также одну из лучших картин направления вне зависимости от страны производства – киноленту «Третий человек» (1949) о решившем расследовать убийство давнего приятеля писателе. В ней сыграл легендарный Орсон Уэллс. Фильм был признан абсолютной классикой нуара даже американскими киноведами.

Азиатский нуар

Акира Куросава, абсолют человеческих переживаний и «Олдбой»

Кадр из фильма «Пьяный ангел» (1948)

В странах Азии нуар наиболее мощно был представлен в Японии, где это направление было актуально сразу по нескольким причинам. Среди них криминальная обстановка в стране с влиятельной якудзой во главе угла, культурные особенности и пессимистические настроения общества после Второй мировой войны. В отличие от европейского, японский нуар шел в стороне от американского и предлагал чуть иначе взглянуть на героев и их жизненные ситуации.

Так наиболее значимые японские картины в стилистике нуар снял классик кино – Акира Куросава. Фильм «Пьяный ангел» (1948) рассказывает о докторе, решившем в послевоенной Японии поставить на правильный путь попавшего к нему местного гангстера. «Бездомный пес» (1949) повествует о полицейском, потерявшем свой пистолет, из которого будут убиты несколько человек. Картина «Плохие спят спокойно» (1960) преподносит историю сына чиновника, который мстит за своего отца. «Рай и ад» (1963) делает героем состоятельного бизнесмена, который решает, платить ли выкуп киднепперу за сына своего работника или нет. Все эти истории преподносятся в стилистике нуар, но выводят на первый план человеческие переживания и возводят их в абсолют.

Главным лицом японского нуара стал актер Тосиро Мифунэ – неотъемлемый исполнитель ведущих ролей в картинах Куросавы. Удивительно, но Мифунэ воплощал собой не один конкретный образ героя, а огромное множество, от молодого гангстера, находящегося в поисках настоящего себя, до богача, оказавшегося перед выбором всей своей жизни.

Кадр из фильма «Олдбой» (2003)

Южной Кореи нуар коснулся лишь в конце прошлого века. Пускай бескомпромиссно чистых и одновременно с этим значимых для всего мира представителей этого направления южнокорейский кинематограф не представил. Однако характерные черты нуара прослеживаются, например, в знаменитой «трилогии о мести» Чхан Ук Пака. Картины «Сочувствие господину Месть» (2002), «Сочувствие госпоже Месть» (2005) и, конечно же, «Олдбой» (2003) некоторые киноведы смело относят к корейскому нуару, безгранично жесткому и кровавому.

В заключение хотелось бы предположить, что окончательно направление нуар не умрет, пока существует кино, потребность зрителей в закрученных историях и волшебная магия черного.

Читайте также