«Милые шестнадцать лет» Кена Лоуча как продолжение его главного фильма «Кес»

Связующая нить длиной в 33 года.

Свою карьеру Кен Лоуч начинал с телевизионной драмы Cathy Come Home (1966) – этакая ранняя версия все той же картины «Я, Дэниэл Блейк» о невозможности бюрократической системы, царящей в стране. После трансляции телефильма Кен Лоуч уже осознанно пристрастился к социальному реализму, подытоживая идеи «Свободного кино» и «Рассерженных молодых людей» и пробуя реализовать свои мысли на малом экране. Однако широкую известность для британского и европейского зрителя режиссер получил после премьеры драмы «Кес» в 1969 году.

Кадр из фильма «Кес»

Кен Лоуч снял «Кеса» буквально «под натиском» последнего этапа «Новой волны» во всех кинематографиях мира. Это было совсем неподходящее кино для времени всеобщего бунта Линдсея Андерсона с картиной «Если…» (1968) и «Красным маем» в Париже в 1968 году. Романтичная, слегка наивная картина ознаменовывает финал течения «Драматургия кухонной раковины» и «рассерженных» героев. На первый план выходят именно последователи всех культурных – и не только – реформаций в Великобритании, начавшихся в конце 40-х годов.

После разрушения чувства державы и единения (как страны и стабильности), а также разочарования «Рассерженных молодых людей» в классовой «зависимости» всех слоев, в британском обществе к началу 70-х годов назрели новые перемены. С новшествами пришлось столкнуться именно Билли Касперу - главному герою картины «Кес».

Кадр из фильма «Кес»

Ему всего лишь 14 лет – как и все подростки в этом возрасте, он не имеет представления, чем он хочет заниматься в жизни. Он живет «по течению» - без любви и ласки, в нищете. Постоянные пререкания со страшим братом Джудом и безразличие матери формируют у Каспера не самые приятные воспоминания о детстве. По утрам он разносит газеты, втихаря ненавидит своего так называемого начальника, ворует утреннее молоко, а потом читает комиксы, сидя на холме, не замечая «прекрасные» виды промышленной зоны города.

Билли ходит в школу, но особо учебой не интересуется. Однако неожиданно в его жизни появляется смысл – пустельга, которую невозможно приручить или натренировать. Мальчик случайно находит птичье гнездо и загорается идеей воспитать птенца. Каспер ворует книжку обо всех птицах соколиного рода и засиживается за чтением, пока его мать и брат развлекаются в местном клубе, каждый со своей компанией.

Кадр из фильма «Кес»

Целыми днями между школой Билли занимается птицей и как будто находит общий язык с ней. Именно в этот момент он понимает и чувство любви, и значение свободы в этой жизни. Кес, так он в итоге назвал пустельгу, становится самым важным и близким для него существом – лучше любого человека.

Кен Лоуч старается показать, как общее стереотипное понимание классовой системы не дает раскрыть таланты и радости жизни многих последующих поколений, чьи родители попали под «злобу» рабочего класса. Будущее Билли видится где-то в шахте, плечом к плечу с ненавистным братом, который никогда не вылезет «из-под земли», потому что является типичным последователем «рассерженных молодых людей» и, просто-напросто, очередным Артуром из фильма «В субботу вечером, в воскресенье утром» (1960) Карела Рейша.

Кадр из фильма «Кес»

Билли не дают возможности поменять свою судьбу – даже в школе есть занимающиеся трудоустройством люди, которые беспокоятся за будущее поколение. Сразу вешая «ярлык» на детей из бедных семей и обрекая их на тяжелый труд – сантехника, строителя, шахтера и далее по списку.

На тот момент Билли можно было сравнить, например, с Антуаном Дуанелем из ленты «400 ударов» (1959) Франсуа Трюффо. Та же самая наивность, жажда свободы, подростковая дерзость сближают двух, казалось бы, разных героев. Только Антуан кричал о любимом французском «Liberté!», в то время как Каспер мечтал о свободе выбора, возможности самому решать свою судьбу. Еще в 1960-х годах Колин Смит из фильма «Одиночество бегуна на длинную дистанцию» Тони Ричардсона «бился» за свободу, но потом, в конце того же десятилетия, от самого значения слова ничего не осталось.

Кадр из фильма «Кес»

«Свобода» Колина обозначалась именно в возможности выбирать, чем он и отличался от школьников среднего класса, которым было «приписано» быть лучшими. Сам Смит понимал, что только он имеет право решать свою судьбу. Именно это подросток называл свободой.

У Билли Каспера нет выбора. Кен Лоуч показывает разделение в обществе на тех, кто «имеет право» и «не имеет право», несмотря на затишье споров о классовом различии. В его фильме никто никого не подкалывает негативными фразами про классовость, личности не типизируются больше этими параметрами. При этом рабочий класс так и остается рабочим классом – без надежды на благополучное будущее.

Смысл жизни Каспера отбирается скупой и холодной реальностью в образе его брата: Джуд убивает птицу Билли – по сути, его самого.

Кадр из фильма «Кес»

Другую, но похожую оценку обществу Кен Лоуч дает в своей более современной картине – «Милые шестнадцать лет» (2002). Прототипом главного героя по имени Лиам как раз стал Билли Каспер.

Если в «Кесе» Лоуч документально вырисовывал – не принимал участие, а просто наблюдал за жизнью в Северной Англии, в окрестностях Йоркшира, – то на этот раз он меняет локации и переносит действие в Шотландию, в городок неподалеку от Глазго. Главному герою картины «Милые шестнадцать лет», Лиаму, всего 15 лет. Его мама сидит в тюрьме, прикрывая своего бойфренда Стэна. Подросток сначала пытается жить с ним и с дедом, однако царящая ненависть и недопонимание не способствуют этому. У Лиама есть мечта: купить трейлер-караван с двумя комнатами, поселиться с матерью, сестрой и ее маленьким сыном и зажить счастливой семьей. Мальчик решает заработать деньги на реализацию планов все тем же бесчестным путем: он крадет героин у отчима, чтобы продавать его на улице.

Кадр из фильма «Милые шестнадцать лет»

Поколение, общество и страна меняются. Кен Лоуч начинает историю о покалеченных детях из разных уголков Великобритании. Если в 60-е кража книги была «крайним» преступлением, то в 2000-х на улицах Шотландии торговля наркотиками становится единственным решением всех проблем. Лиам оказывается в еще более тяжелых условиях, чем Билли. Однако именно воспитание обществом и окружающей средой «породило» нищету в 70-80-х годах и группу молодых людей, не готовых встретиться с XXI веком, - после.

Наивный Лиам совершенно не замечает, сколько вреда он приносит обычным людям, занимаясь торговлей тяжелых наркотиков. Опьяненный мечтой о новой жизни, он надеется получить шанс, чтобы изменить свою судьбу и почувствовать стабильность. Ожидая своего дня рождения, потому что накануне должна вернуться из тюрьмы его мать, Лиам грезит о новом будущем, которому, впрочем, никогда не суждено наступить.

Кадр из фильма «Милые шестнадцать лет»

Оказавшись в неправильном окружении, Лиам совсем не понимает, что из такого «бизнеса» никто никогда не «чистым» выходит. В силу своей юности он даже не обращает внимания на наставления своей сестры, которая уже свыклась с реальностью. Радуясь возможности работать в call-центре и воспитывать сына, она требует брата разрешить свою жизнь. Но что 15-летний мальчик, обделенный любовью и вниманием, но горящий желанием осуществить мечту, может понимать?

Его иллюзия «счастливой жизни» вместе с матерью – искренняя и добрая, только это остается мечтой и никогда не станет правдой. В ленте «Милые шестнадцать лет» Кен Лоуч придерживается гиперреалистичного повествования, обращаясь к некоторым элементам «чернухи», делая фильм мрачнее, чем «Кес», снятый в более теплых тонах.

Кадр из фильма «Милые шестнадцать лет»

Окружающая жизнь Лиама сразу же показана как серая, отголоски «промышленной зоны» с первых же сцен выходят на передний план, в то время как Билли Каспер смотрел на все с холмов горной местности Северной Англии и старался не замечать этого уныния. Теперь же это потерянное поколение посттэтчерского периода.

«Милые шестнадцать лет» — это ответ всем фильмам о молодежи, которые снимали в 90-х годах. Реальность предрекает мечте Лиама разрушение. Его мать все равно уходит к своему бойфренду, хотя она обещала «новую жизнь» своему сыну. Подросток не переносит предательства и обращается к насилию, используя против отчима нож.

Его сестра говорит по телефону:

«Какая жалость. Какое упущение. Сегодня же твой день рождения…»

Шестнадцать лет больше не кажутся милыми.

Кадр из фильма «Милые шестнадцать лет»

Общество уже продиктовало свою развязку и для Билли, и для Лиама. Как бы они не хотели выйти из этого круга, они все равно остаются побежденными, потому что мечтателям здесь не место. Реальная жизнь диктует свои правила.

«Same rules apply», - говорит Брюс Робертсон, главный герой романа Ирвина Уэлша «Дерьмо» (впоследствии экранизированном под названием «Грязь» Джоном С. Бейердом с Джеймсом МакЭвоем в главной роли). Это уже было сказано в конце 90-х, однако остается актуальным и в наше время. Детство Брюса Робертсона было таким же серым и глухим, в каком выживают Билли и Лиам. Только они еще пытаются что-то изменить – они не могут сразу смириться с действительностью, в отличие от сестры Лиама.

В итоге и Билли, и Лиам все-таки оказываются в той же самой петле, что и главный герой «Грязи».

Читайте также