25 июня исполнится ровно 35 лет с момента премьеры культового научно-фантастического хоррора «Нечто» американского режиссера Джона Карпентера. По этому случаю вспоминаем, как создавался один из самых значимых фильмов жанра хоррор, какие сцены и почему из него были удалены и какие существуют альтернативные версии финала.
Внимание: есть спойлеры и жутковатые кадры.
Предыстория
В далеких 50-х годах еще совсем юный Джон Карпентер (ему тогда еще не было и 10 лет) впервые увидел картину «Нечто» (или «Нечто из иного мира») режиссеров Ховарда Хоукса и Кристиана Найби. Этот научно-фантастический фильм ужасов произвел на мальчика неизгладимое впечатление. Много позже, в годы обучения в старшей школе, Карпентер прочитал рассказ знаменитого писателя-фантаста Джона Вуда-Кэмпбелла-младшего «Кто идет?», который, как оказалось, заметно отличался от снятого по его мотивам триллера. Концепция адаптирующегося под окружающие реалии монстра из произведения американского писателя показалась Карпентеру намного более интересной, чем в картине Хоукса и Найби.
Прошло еще больше лет, и уже заявивший о себе (пускай и не во всеуслышание) Карпентер в своей успешной картине «Хэллоуин» показывает кадры из оригинального фильма «Нечто» в знак любви к этой киноленте. Таким жестом режиссер не только выразил уважение авторам значимой для себя картины, но и невольно дал отмашку студии Universal, после нескольких лет поисков наконец нашедшей правильного режиссера для своего проекта.
Сценарий
Как только Карпентер закончил работу над «Побегом из Нью-Йорка», он сразу же приступил к следующему проекту – новой экранизации рассказа «Кто идет?» Кэмпбелла, над сценарием которой уже велась работа. За написание сценария фильма «Нечто» взялся Билл Ланкастер, который до этого занимался лишь одной франшизой фильмов и телешоу. Самое любопытное, в жанре ужасов или научной-фантастики Ланкастер не имел никакого хоть мало-мальски значимого опыта. В оригинальном материале Ланкастера привлекла тягучая атмосфера взаимного подозрения и помешательства персонажей, застрявших на базе в Антарктиде в неприятной компании изощренно хитрого и смертельно опасного инопланетного монстра. Вдохновившая Карпентера еще в школьные годы концепция чудовища из рассказа Вуда-Кэмпбелла-младшего была избрана в качестве основы для инопланетного существа.
Съемочная команда
Когда сценарий попал в руки к художнику-постановщику Джону Ллойду, он ознакомился с ним и оказался в восторге от материала. С оператором-постановщиком Дином Канди Карпентер к моменту съемок уже был хорошо знаком. Они успели поработать вместе над знаменитыми картинами «Побег из Нью-Йорка» и «Хэллоуин». Художник по специальному гриму Роб Боттин вступал в проект как большой поклонник Джона Карпентера, работавший вместе с ним в фильме «Туман». Боттин предложил концепт внешнего вида существа, которое, по сути, не было похоже ни на кого и одновременно напоминало все. Процесс работы Роба над раскадровкой вместе с художником-комиксистом Майклом Плугом занял порядка двух недель. Результат получился настолько сложным и впечатляющим, что его реализация в жизнь стала настоящим вызовом для 22-летнего Боттина.
Кастинг имени Курта Рассела
После съемок фильма «Побег из Нью-Йорка» Курт Рассел не раз общался с Джоном Карпентером, обсуждая его новый проект, и даже давал режиссеру некоторые советы. А в один прекрасный день он вдруг получил от Джона приглашение снова поработать вместе. Расселу была предложена главная роль пилота Ар Джей МакРиди, от которой ранее отказались Ник Нолти и Джефф Бриджес. Актер ознакомился со сценарием и сказал, что готов повеселиться на съемках новой картины Карпентера. Особого упоминания заслуживает еще один «актер». В съемках киноленты «Нечто» принимал участие волкособ по кличке Джед, с которым в процессе сдружился актер Ричард Мазур, исполнявший роль кинолога по имени Кларк.
Съемки
Местом для съемочных декораций была избрана окрестность маленького города Стюарт в Канаде, где несколько недель велась постройка исследовательской станции. Сами съемки на 35-мм пленку камер Panavision разделились на несколько частей. В июне 1981 на Аляске отсняли начальные кадры преследования собаки вертолетом. В августе этого же года стартовали съемки в павильонах Universal, где авторы взялись за эпизоды, в которых вместе с актерами появляется инопланетный монстр. А в декабре съемочная команда переместилась в Канаду, в том числе отсняв там три альтернативных финала картины. Как-то сам Карпентер вспоминал, что производственный процесс фильма «Нечто» был самым долгим в его карьере.
Стоит отметить, что и без опасных инцидентов и серьезных неудобств на съемке фильма «Нечто» не обошлось. Во время съемки сцены с отделением головы от туловища Норриса произошло возгорание легковоспламеняющихся веществ. Пострадало, к счастью, только творение Роба Боттина. А вот исполнитель главной роли Курт Рассел, например, был гораздо ближе к ЧП, недооценив взрывную мощь динамитной шашки. Так что будьте уверены, те эмоции, которые вы видите на его лице в этом эпизоде, абсолютно настоящие. Не менее настоящие, чем недовольство актеров, частенько заболевавших в период съемок в павильонах Universal. Все дело в том, что на съемочной площадке в помещении создавалась низкая температура для внешней реалистичности процесса. А после рабочего дня актеры выходили на раскаленные улицы Лос-Анджелеса, где стояла 40-градусная жара. Такие перепады, конечно, без последствий не остались.
Спецэффекты
Подготовка и съемка спецэффектов началась еще в апреле 1981 года и длилась до самого мая 1982. Инопланетную тварь воплощали в жизнь несколько десятков человек под руководством Боттина, старавшихся с помощью аниматроники, обратного воспроизведения отснятых кадров и частенько по сути из подручных средств сотворить одно из ярчайших с точки зрения спецэффектов кинопроизведений того времени. И ведь у них это получилось!
Так, например, одна из самых запоминающихся сцен в фильме, где доктор Коппер старается реанимировать Норриса, создана при помощи лубриканта, резины, парафина, силикона и гидравлической копии тела персонажа Чарльза Хэллахана (голова своя, настоящая). Когда его живот раскрывается, руки Коппера откусывает почти по локоть. Специально для этого был приглашен человек с ампутированными руками, которому соорудили искусственные новые. Их, собственно, и оторвал Норис-нечто, голова которого позже обернулась в жуткого (радиоуправляемого) монстра на ножках. Для сцены отделения головы от туловища была создана реплика головы Чарльза Хэллахана, которая сильно растягивалась благодаря расплавленной пластмассе и жевательной резинке, наполнившей съемочное помещение своеобразным ароматом.
С приближением съемочного дедлайна Роб Боттин даже оказался в госпитале из-за истощающего режима работы. Поэтому знаменитая сцена с собакой-нечто была создана в том числе при помощи Стэна Уинстона, который пришел Боттину на помощь в трудную минуту. В эпизоде в клетке им была построена конструкция, позволяющая манипулировать разными частями тела пса с помощью радиоуправления или вручную. Сам Боттин в своих частях сцены с собакой использовал обратное воспроизведение отснятого материала и конструкцию фантастически жуткого механизма, представляющего из себя изуродованного пса (ненастоящего, конечно), которого художник с любовью назвал «взбешенной капустой».
Все это изобилие, конечно, не уложилось в изначальный бюджет. В конце концов расходы на спецэффекты пришлось увеличить вдвое - с запланированных 750 тысяч до 1,5 миллиона долларов.
Звучание ужаса
«Нечто» во многом особенная для Джона Карпентера картина. В том числе и из-за того, что в ней он впервые отдал создание саундтрека в руки другого человека. Да еще какого! Эннио Морриконе не подвел и точечно дополнил визуальный ряд своими композициями, придав атмосфере картины еще большую напряженность. Взять хотя бы главную тему ленты, Humanity, Part II, которая «музыкально» подстраивается под сердцебиение и дыхание человека и вызывает смутное, неразрешенное чувство тревоги и неизбежного ужаса. Для самого Морриконе работа над саундтреком к «Нечто» стала одним из первых опытов написания партитур для электронных музыкальных инструментов. Сам композитор признавал, что перед написанием музыки много общался с режиссером, отслушал много музыки, написанной самим постановщиком к его предыдущим работам, а также итальянской прогрессив-рок-группы «Goblin», которая в свое время сильно повлияла на музыкальный стиль Карпентера.
Удаленные сцены и альтернативные концовки
Пожалуй, «Нечто» Джона Карпентера может «похвастаться» тем, что из ленты было убрано очень много материала – причем это касается не только этапа финального монтажа в присутствии режиссера, но и даже перемонтировки кинопрокатных и телевизионных версий.
На стадии монтажа Карпентеру и команде пришлось отказаться от части сцен – как из-за советов «благожелателей» сверху, так и из-за собственных упущений на стадии съемок. Например, слишком страшной посчитали сцены, когда американская экспедиция прибывает на норвежскую базу и обнаруживает там прибитое гарпуном к двери тело (по слухам, гарпун торчал чуть ли не изо рта «человеческой куклы»), а спустя какое-то время из одного из шкафов выпадало другое изуродованное тело. Было решено, что эти эпизоды будут «лишним стрессом» для зрителя, которому предстоит увидеть еще много ужасов (но есть люди, которые утверждают, что эти сцены были убраны только после тестовых показов – якобы некоторые зрители после этих и еще ряда сцен заявили о желании покинуть зал из-за творящегося на экране ужаса). В своих интервью Карпентер также вспоминал, что ради «ускорения» было решено также убрать сцену, где герои рассматривают замерзшие растения в теплице полярной станции – это, по задумке режиссера, должно было роднить его фильм с картиной 1951 года.
Доподлинно известно, что первоначально Джон Карпентер не планировал убивать Ноулса «в пустом коридоре» – для него был заготовлен особый монстр, который должен был внезапно наброситься на него из-за угла. Однако, когда пленку с заготовками сцены начали монтировать для последующего наложения анимации, оказалось, что на отснятом материале эта форма «Нечто», прозванная «монстром из коробки», слишком явно «отдает» кукольностью, а покадровая анимация, которую накладывали специалисты по спецэффектам, не добавляла реалистичности, создавая такой эффект, словно Ноулса пожирал небольшой смутно различимый комок, выпрыгивающий из-за угла. Таким образом решено было оставить только ту часть сцены, где Ноулс выходит в коридор.
Как мы помним, финал «Нечто» открыт: мы можем сами для себя решить, что же случилось с Чайлдсом и Макриди после того, как база сгорела. Это была «компромиссная» концовка ленты, одобренная и режиссером, и студией Universal. Второй вариант финала (который никогда нигде не показывался, даже в переизданиях) предполагал, что Макриди после эвакуации успешно сдал бы анализ крови (он не заражен «Нечто»), однако о результатах исследования Чайлдса ничего бы не сообщалось. Третья версия концовки дополняла финал прокатного окончания фильма: на следующий день после пожара на базе (за горизонтом видны лишь струйки дыма, сама база не показывается) по снегу прочь бежит, вероятно, зараженный «Нечто» аляскинский маламут. Собака на мгновение замирает, оглядывается, и бежит дальше. Таким образом зрителю давали понять, что Чайлдс и Макриди не были заражены, но, скорее всего, уже погибли.
По словам Джона Карпентера, он раздумывал о сиквеле «Нечто», но если бы он за него взялся, то отталкивался бы от того, что Чайлдса и Макриди эвакуируют спасатели, которые все же откликнулись бы на сообщения Уиндоуса (предполагалось, что тот успел установить связь до того, как Блэр в приступе безумия разбил радиоаппаратуру). При этом в неофициальных сиквелах и спин-оффах по-разному представлены судьбы Чайлдса и Макриди - есть версии, где носителем «Нечто» оказывается первый, есть – где второй, в некоторых лентах им необходимо выяснить, куда делось с базы инопланетное существо, потому что они оба здоровы.
Любопытно при этом, что одноименная видеоигра 2002 года в финале показывает игрокам замерзшего насмерть Чайлдса и живого Макриди. Актер Кит Дэвид, сыгравший Чайлдса в фильме Карпентера, на хоррор-конвенции в 2008 году на вопрос о том, кто же, все-таки, был заражен, заявил: «Уж не могу сказать за Макриди, но точно знаю, что Чайлдс был чист». Так что можно делать выводы.
Что касается множественных прокатных версий фильма, то стоит обратить внимание на телевидение. В 1986 году телеканал CBS купил права на трансляцию «Нечто», однако в договоре прописал, что оставляет за собой право «убрать некоторые сцены насилия в соответствии с политикой вещания». Карпентер согласился на условие, рассчитывая, что сокращений будет немного - ведь к тому времени фильм уже 4 года как был выпущен и, как говорил режиссер, из-за жесткого монтажа и выбора «щадящей» концовки в нем замысел был реализован лишь наполовину. Однако CBS в своей телеверсии почти полностью убрал сцены насилия – так что вместо сцен стрельбы или сожжения зрителям предложено было самим додумывать, почему вдруг все так испугались и переполошились. В итоговом варианте версия, показанная на CBS, была короче оригинала на 12 минут.
Когда к Джону Карпентеру в 1987 году с просьбой предоставить права на трансляцию обратился канал TBS, он уже гораздо внимательнее подошел к вопросу и договорился о совместном перемонтаже «Нечто». Из этой телеверсии тоже было решено убрать большую часть кровавых сцен, потому что телевизионщики не желали показывать хоррор исключительно по ночам. Однако вместо этого Карпентер убедил их добавить в ленту сцены, которые были вырезаны из кинопрокатной версии (например, в финале фильма на TBS есть тот самый эпизод с собакой, о котором было рассказано выше). Также версия TBS обзавелась голосом «рассказчика», который представляет зрителям главных героев, когда они появляются на экране, и подводит итог фильма жутко звучащей фразой «Так на Земле появилось Нечто. И оно до сих пор ждет своего часа».
К слову, не повезло и финский кинопрокатной версии «Нечто». Сначала фильм официально был не допущен к прокату – по тем самым причинам «кровавости». Однако потом, после переговоров со студией Universal, было решено перемонтировать фильм. В итоге финские зрители не увидели почти 20 минут оригинального «Нечто»: были убраны сцены перерождения существа на псарне, эпизод с «отгрызанием» рук доктора Коппера, моменты с выстрелами в голову и сжиганием Уиндоуса.
Время все расставило по местам
В момент выхода на экраны кинотеатров «Нечто» с рейтингом R (аналог нашего «18+») не снискало успеха. Картине не удалось собрать и $20 млн при бюджете в $15 млн. Большинству зрителей и критиков фильм совершенно не понравился, а режиссер картины «Нечто» 1951 года Кристиан Найби высказался о произведении Карпентера отрицательно, разругав его за жестокость и кровожадность. Такая реакция сильно задела Карпентера, считающего «Нечто» своей лучшей работой в карьере. Также «Нечто» было номинировано на антипремию «Золотая малина» в категории... «Худший саундтрек»! Но «почетная» награда обошла Эннио Морриконе стороной.
К счастью, время все расставляет по местам. Спустя годы после проката в кинотеатрах научно-фантастический хоррор «Нечто» все-таки получил заслуженное признание и место среди величайших фильмов ужасов в истории кино.